Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Особенности правовой информатизации в республике Беларусь




Впервые в Республике Беларусь научно-практическая проблема «Правовая информатизация» была обозначена в Концепции судебно-правовой реформы в 1992 году [5]. Однако новый и существенный импульс развитию процессов правовой информатизации придало создание Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 Национального центра правовой информации Республики Беларусь [7], на который были возложены функции координации процессов правовой информатизации, создание государственной системы правовой информации, а также системы межгосударственного обмена правовой информацией.

В настоящее время многие приоритетные направления в области правовой информатизации, изначально предусмотренные Концепцией и получившие правовое обеспечение в ряде декретов и указов Президента Республики Беларусь, нашли свою практическую реализацию. Так, НЦПИ создана и развивается государственная система правовой информации, предназначенная прежде всего для информационно-правового обеспечения принятия решений на основе процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации. ГСПИ основывается на ЭБДПИ, являющемся ресурсом, имеющим государственное значение, Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, представляющем собой электронную систему учета законодательства и единственное официальное полное издание, КБДПЗ, Едином правовом классификаторе Республики Беларусь. Созданная НЦПИ системно-комплексная парадигма формирования информационно-правовых ресурсов и соответствующих технологий позволяет в настоящее время оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь актуальной и официальной правовой информацией. [8; с.28]

В сфере нормотворческой деятельности государственных органов НЦПИ в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь» [6] разработал и внедрил в деятельность нормотворческих государственных органов КБДПЗ. Указанный банк данных создан с целью информирования субъектов права законодательной инициативы (и иных заинтересованных) о законотворческой деятельности и совершенствования процесса законотворческой деятельности. КБДПЗ представляет собой автоматизированную систему централизованного учета, накопления и доведения до сведения субъектов права законодательной инициативы и иных заинтересованных информации о законотворческой деятельности в Республике Беларусь.

Кроме этого, на основе результатов научных исследований, проведенных НЦПИ в области информатизации нормотворческой деятельности и подготовки проектов нормативных правовых актов, Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь разработана и распространяется среди государственных органов компьютерная программа «Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь».

В рамках информатизации правоприменительной деятельности судебных органов НЦПИ создана, внедрена и функционирует автоматизированная информационно-телекоммуникационная система правовой информации для обеспечения ею Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов (далее – АСПИ «Суд»). Данная разработка предназначена для максимально полного удовлетворения запросов судебной системы по обеспечению правовой информацией. [1; с.36]

С целью развития данной автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы в 2003 году НЦПИ создан и внедрен в деятельность Конституционного Суда, Министерства юстиции, систем общих и хозяйственных судов интегрированный банк данных правовой информации «Судебная практика», призванный обеспечить указанные органы актуальной и достоверной информацией о правоприменительной практике органов судебной власти в Республике Беларусь.

Таким образом, основной целью дальнейшего поступательного развития правовой информатизации является создание единой системы информационно-правовых ресурсов государственных органов, научных учреждений, иных субъектов правоотношений, основанной на единой технологии создания, предоставления, обработки, организации и доступа к открытой правовой информации на всех стадиях процесса правового регулирования общественных отношений.

Государственная система правовой информации Республики Беларусь создана в соответствии с решениями Главы белорусского государства на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу. [2; с.56] Названная система обеспечивает прежде всего адекватные условия для реализации права человека на получение полной, достоверной, официальной правовой информации и тем самым содействует формированию информационного общества. ГСПИ выступает в качестве одного из базовых механизмов, обеспечивающих функционирование государственных органов и общества, всей правовой системы государства на основе передовых информационных технологий. [9; с.189]

Действующая на сегодняшний день в стране модель ГСПИ основана на комплексном использовании современных ИКТ в области сбора, накопления, систематизации и распространения правовой информации, а также официального опубликования правовых актов, и представляет собой общегосударственную организационно-техническую систему обеспечения полной, достоверной и актуальной нормативной правовой информацией субъектов правоотношений на основе Национального реестра и ЭБДПИ.

В результате работы, проводимой Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, в Республике Беларусь создана, действует и развивается эффективная модель ГСПИ, которая в настоящее время состоит из следующих основных составляющих:

1. Национального центра правовой информации Республики Беларусь - центрального государственного научно-практического учреждения в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации, создания межгосударственной системы обмена правовой информацией.

2. Автоматизированной системы формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ, которая включает:

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь как единую универсальную систему учета, регистрации, обработки и официального опубликования правовых актов;

эталонный банк данных правовой информации, который, по сути, является сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде и иные банки данных правовой информации;

Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

3. Комплексной системы распространения правовой информации, состоящей из:

Национального центра правовой информации Республики Беларусь;

Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь;

единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов;

региональных центров правовой информации (филиалы НЦПИ);

публичных центров правовой информации;

иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме.

Система распространения правовой информации включает в себя распространение правовой информации на электронных и бумажных носителях с использованием различных организационных и информационно-технологических форм распространения и гарантирует предоставление всем государственным органам, включая суды, органы прокуратуры, местные органы власти, все юридические и физические лица, официальной, полной и актуальной правовой информации как с помощью печатных изданий, так и в электронном виде, в том числе через Интернет.

4. Системы межгосударственного обмена правовой информацией, включающей обмен правовой информацией в рамках двусторонних договоров, межправительственных договоров и создание межгосударственной автоматизированной системы обмена правовой информацией.

На данный момент создана государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом, которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой и которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый в стране официальный государственный нормативно-правовой информационный ресурс. Однако, это только начало на пути построения правового информационного государства. В перспективе необходимо формирование единого национального информационного ресурса и создание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети. [10; с.61]

Конечной целью данного направления является создание единого информационного пространства как базы для социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности. В связи с чем представляется необходимым разработка комплексного проекта создания общегосударственной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей информационную поддержку принятия решений на всех уровнях государственного управления и организацию правовой информатизации во всех областях социальной сферы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...