Критерии оценки нового изделия
Критерии
| Выше среднего уровня
| Средний уровень
| Ниже среднего уровня
|
Рыночные критерии
|
Потребность в изделии
| Изделие будет удовлетворять спрос, который сегодня не удовлетворяется
| Изделие улучшено лишь по второстепенным характеристикам, но будет иметь привлекательность для многих потребителей
| Изделие практически не изменилось, спрос не будет удовлетворен
|
Перспективы развития рынка
| Однородный рынок, имеющий значительные перспективы развития с охватом разнообразных слоев покупателей
| Рынок более или менее стабилен
| Рынок сужается или может сузиться
|
Степень конкурентоспособности изделия
| Низкая себестоимость. Конкуренты не располагают возможностями для принятия контрмер против нового изделия
| Конкуренты имеют прочные позиции, для получения умеренных доходов потребуются умеренные расходы
| На рынке несколько сильных конкурентов. Очень высокий уровень рекламных расходов по сравнению с уровнем продаж. Конкуренты способны принять быстрые и эффективные меры против новой продукции
|
Степень стабильности рынка
| Рынок не подвержен сезонным колебаниям. Предлагаемое изделие будет иметь постоянный спрос
| Объем сбыта умеренный. Изделие будет пользоваться спросом в течение долгого времени
| Объем сбыта находится в сильной зависимости от общеэкономических изменений. Получение прибыли сомнительно
|
Критерии, характеризующие товар
|
Технические характеристики
| Изделие обладает уникальными свойствами, заметно превосходит конкурентные изделия
| Изделие уникально, однако патенты не являются достаточно надежными
| Свойства изделия не могут быть запатентованы, их легко скопировать
|
Упаковка
| Уникальна и запатентована
| Превосходит конкурентную, но не может быть запатентована. Однако для ее производства конкурент должен иметь дорогостоящее оборудование, знать технологию
| Не может быть запатентована, ее легко скопировать
|
Цена
| Изделие лучшего качества, чем у конкурента, предлагается по более низкой цене. У конкурента нет стимула соперничать
| Цена та же, что и у конкурента, но изделие имеет более высокое качество
| Изделие такого же качества, как и у конкурентов, но предлагается по более высокой цене
|
Сбытовые критерии
|
Увязка с выпускаемой продукцией
| Производство новой продукции должно содействовать сбыту остальной продукции
| Изделие может быть приспособлено к остальной продукции, но не окажет воздействия на ее сбыт
| Изделие плохо увязывается с остальной продукцией. Продажа его может привести к уменьшению продажи остальной продукции
|
Реализация
| Полностью обеспечивается существующей распределительной сетью и имеющимся сбытовым аппаратом
| Обеспечивается частично существующей сетью распределения, может потребоваться реорганизация
| Может быть произведена только через дополнительные каналы. Потребуется полная замена сбытового аппарата
|
Реклама
| Свойства изделия позволяют эффективно проводить рекламу теми рекламными методами, которыми фирма владеет лучше всего
| Изделие не превосходит по своим свойствам конкурента, на фирма лучше владеет методами рекламы
| Реклама находится на более низком уровне, чем у конкурента
|
Производственные критерии
|
Оборудование и персонал завода
| Производство может быть организовано на базе существующего оборудования
| Может потребоваться дополнительное оборудование, дополнительный персонал
| Потребуется значительное количество дополнительного оборудования или новые технологические средства, нужна переподготовка кадров
|
Инженерно-технические знания
| Оптимально используются
| Слабо используются
| Не используются
|
При оценке выбранного изделия по приведенным в табл. 1 критериям, может сложиться такая ситуация, что по одним их них изделие получит оценку выше среднего уровня, а по другим – ниже. Какое же решение тогда следует принимать? Практика зарубежных предприятий свидетельствует, что в этом случае необходимо учитывать три группы условий, способствующих успешному снижению риска при выходе на рынок с новой продукцией.
1. Характеристика предприятия – высокие знания, компетентность и опыт в вопросах производства, сбыта и исследования рынка товаров и т.д.
2. Свойства изделия, благоприятствующие его успешному внедрению, - оно ценно для широкого круга покупателей (пользуется спросом).
3. Размеры рынка и его характеристика – рынок расширяется, имеется большое количество потенциальных покупателей, которые не отдают предпочтение какому-либо продукту, поэтому их легко стимулировать к покупке нового изделия.
Как мы уже отмечали ранее, проблема «новой продукции» заключается в отыскивании правильного ответа о времени выхода с ней на рынок, что также связано со снижением риска. Для этого необходимо установить жизненный цикл продукта, который является общепланетарным законом. Жизненный цикл любого продукта состоит из четырех фаз: внедрение, рост, зрелость, падение. Графически это можно изобразить следующим образом (рис. 3).
Продажа
Время
Внедрение Рост Стабильность Падение
Рис. 3. Жизненный цикл продукта
График показывает, что в каждом случае при выходе с продукцией на рынок нужно уловить время перехода от роста к зрелости и падению, что требует большой стратегической работы. Общая тенденция в продолжительности цикла изделия – ее снижение. Если в 50-70-е гг. цикл охватывал 10-15 лет, то в настоящее время по группе машин и оборудования он составляет 6-7 лет, а в наукоемких отраслях – 3-4 года.
Каждое изделие имеет разные по своему характеру жизненные циклы, особенно это касается их общей длительности, продолжительности каждой стадии в пределах цикла и специфики развития самого цикла. Например, жизненный цикл автомашин может быть 5-10 лет, а пластинки с записями – месяц, год.
Анализ жизненного цикла продукта позволяет, с одной стороны, определить, можно ли и в какое время удобнее провести усовершенствование продукта, а с другой – подготовиться к проектированию замены устаревших товаров. Практика показывает: даже если предприятие создало товар, удовлетворяющий спрос, из этого еще не следует, что успех налицо. На рынке существуют конкуренты. И побеждает тот, кто создает для сбыта товаров благоприятные условия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: