Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

//. Завершенность Экспрессии. А. Простое повторение. Б. Преувеличение и Развитие




//. Завершенность Экспрессии

Мы всегда стараемся полностью выразить себя. Настоя­щий писатель так вырисовывает безымянный характер, что отсутствие чего-нибудь существенного можно принять как попытку его самовыражения. Бывают моменты, когда все мы становимся художниками, наделенными способностями видеть уникальность каждого человека в его с первого взгляда незначительных поступках. Подобно осознанно­сти, самовыражение также варьируется по качеству у раз­ных людей. Одним из того, чем занимается Гештальт—терапевт — он интенсифицирует самовыраже­ние индивида. Это достигается, во-первых, распознанием моментов или элементов истинной экспрессии в поступке и их дальнейшим развитием.

Т. : Что вы испытываете сейчас?

П.: Ничего особенного.

Т. : Вы повели плечами.

П. : Наверное.

Т. : Ну вот, опять (поводит плечами).

П. : Может, это привычка.

Т. : А ну-ка еще раз.

П.: (Выполняет)

Т. : А теперь преувеличьте этот жест.

П. : (Поводит, гримасничает, локтями и руками делает жесты неприятия). Наверное, я хочу сказать: «Отстань». Ну да, именно это я и хочу сказать.

 

Во имя полной ясности, думаю, что нам стоит опреде­лить по крайней мере четыре типа процедур, ведущих к интенсификации действия:

1. Простое повторение.

2. Преувеличение и развитие.

3. Выявление или передача.

4. Идентификация и исполнение роли.

Поговорим о каждом из четырех по порядку.

 

А. Простое повторение

Целью данного метода является интенсификация осоз­нанности индивидом данного действия или высказывания, это шаг за пределы обычного терапевтического отражения или рефлексии. Пример подергивания плечами может по­служить иллюстрацией. Иногда вербальный повтор может иметь драматический эффект, когда индивид вдруг видит полностью то, что он преуменьшал, чему придавал значе­ние, скрывал под маской.

П. : (Обращаясь к своей матери) Ничего больше не хочу от тебя. Хочу, чтобы ты больше не вмешивалась в нашу жизнь. Не приходи к нам. Я больше не твоя дочь. И никогда ею не была по правде. Ты никогда не понимала меня. Никогда. Я возмущена, и мне больно, потому что и сейчас ты меня не понимаешь. Ты не замечаешь меня. А как бы мне хотелось, чтобы ты увидела во мне

человека!

Т. : Повторите это.

П. : Мне бы хотелось, чтобы ты увидела во мне человека, мама. Заметила. Вот она — я,

посмотри. Я хочу, чтобы смогла увидеть меня. Не отворачивайся. Не придумывай. Вот она — я.

Увидь меня такой, какая я есть, ни больше, ни меньше. Ты можешь?

Т. : А она может? П.: Думаю, что может (расплакалась).

 

Когда результатом повтора становится не интенсифика­ция значения, а, если оригинал высказывания противопо­ложен самому пациенту, возрастание незначимости, и ведет к реакции, направленной против оригинала высказы­вания.

Прием повтора может быть адаптирован к групповым ситуациям с адресовкой повторяющегося высказывания или действия к разным членам группы. В приведенных ни­же случаях имеется возможность для нескольких вариан­тов упражнения.

1. Прямое повторение (например, говорить «Прощай» каждому).

2. Непосредственное повторение с уточнением в соответ­ствии с тем, как высказывание применимо к индивиду в данном вопросе.

3. Повторение содержания, адаптация формы высказыва­ния к каждому индивиду.

4. Повторение отношения с вариантами содержания (т. е. выражение гнева подходящим способом в зависимости от оппонента).

 

Как и с другими приемами, здесь нельзя ожидать чуда, нужно пользоваться возможностью правильного отноше­ния. Терапевт должен видеть процедуру, оберегать инди­вида от сползания к механическому следованию процедуре, от наигранности и избегания. Если ему удается стимулировать осознание того, что пациент чувствует или делает, только тогда что-то получится.

 

Б. Преувеличение и Развитие

Преувеличение — это шаг за пределы простого повто­рения, часто оно происходит спонтанно, когда пациента просят повторять что-то снова и снова. Жестикуляция ста­новится шире или более утонченной, высказывание громче или превращается в щепот, более интенсивно выражается то, что сначала неясно ощущалось.

Когда индивида просят преувеличить и он это проделы­вает много раз подряд, то он может раскрыть что-то новое в своем действии. Возможно, это и не совсем новое качест­во, но оно заложено в оригинал его поведения подобно не­видимому зернышку, и только преувеличение может сделать его видимым.

В приведенной ниже иллюстрации (которую я воссоздал спустя несколько лет) Фритц Перлс выступит в роли тера­певта, а я — пациента:

 

Т. : У меня кое-что есть для вас. Вот. (Показывает чашку с песком. )

П.: (Берет чашку. )

Т. : Ешьте.

П. : Вы меня сбили с толку. Не знаю, вы что, и в самом деле хотите, чтобы я это ел, или здесь какой—то скрытый намек.

Т. : Ешьте.

П. : (Берет двумя пальцами щепотку и кладет в рот. )

Т. : Что вы испытываете?

П. : Чувствую песок во рту и на зубах, слышу скрежет песка, когда жую его. Чувствую, что во рту стало больше слюны и что очень хочется избавиться от песка. Начал выплевывать крупинки, но они еще на языке. Пытаюсь очистить язык пальцами, песчинки прилипли к пальцам. Тру пальцами друг о друга и продолжаю отплевываться.

Т. : Преувеличьте это.

П. : Тру руки друг о друга, вытираю их о брюки, стряхиваю песок, стряхиваю, стряхиваю, стряхиваю! (широкими стряхивающими движениями рук) Ну конечно же — вот что я чувствую — я столько всего наглотался, того, что не имеет ко мне никакого отношения. Вот теперь-то я от тебя избавлюсь. Вон из меня! Большое вам спасибо за ваш песок!

 

Преувеличение представляет собой форму развития в действии, однако развитие не всегда влечет преувеличе­ние. Иногда, если мы проходим через повтор действия или высказывания, эмфаза приведет к модификации действия таким образом, что одно движение будет вести к другому, одно чувство или мысль к совершенно другим. Инструкция «развейте это» является приглашением пациенту разрабо­тать тенденцию данного момента, жеста, позы, голоса или визуального образа. Таким образом, побуждение, лишь слегка проявленное в действии, может полностью раскрыть себя в последовательном повторении, которое иногда пре­вратится в танец, мелодию, стихи.

П. : Никакого особого чувства я не испытываю. Не вижу смысла в бесконечном повторе своих

физических ощущений...

Т. : Прошу вас, продолжайте говорить тем же тоном, только без слов.

П. : Да, да, да, да, да, да, да, да, да, да, да. (с выражением безнадежности)

Т. : Преувеличьте голосом выражение.

 П.: (Продолжает, на этот раз с уже очевидной грустью. )

Т. : Еще больше. Преувеличивайте и смотрите, что получается.

П. : (Голос превращается в мелодию, грустную и волшебную, с возрастающей силой. ) Всю

жизнь этого хотел! Петь! (умиленно) Вот он — я такой, разве словами я бы это выразил! Чудесно!

Не хочу прекращать! (Продолжает петь. )

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...