Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы управления качеством медицинской помощи

Управление качеством медицинской помощи.

Повышение качества оказания медицинской помощи является ведущей целью деятельности здравоохранения. В настоящее время управление качеством медицинской помощи реально осуществляют 2 группы экспертных комиссий: ведомственная – с участием специалистов и органов управления системы здравоохранения и вневедомственные комиссии территориального фонда ОМС, страховых компаний и лицензионно-аккредитационная комиссия. Принципы систем менеджмента качества носят универсальный характер и применимы практически ко всем видам оказания медицинской помощи. Системно анализируя лечебно-диагностический процесс, всегда можно найти его слабые стороны и разработать конкретные предложения по их устранению.

В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описаны восемь принципов менеджмента качества:

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство руководителя;

3) вовлечение работников;

4) процессный подход;

5) системный подход;

6) постоянное улучшение;

7) принятие решений, основанное на фактах;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Принцип 1. Ориентация на потребителя.

В лечебно-диагностическом учреждении, как и в другой любой организации, помимо конечного потребителя медицинских услуг имеются многочисленные потребители вспомогательных и промежуточных услуг. Например, медицинский работник может являться потребителем информации, услугсвязи и транспорта, расходных материалов к медицинскому оборудованию и т.д. Успех деятельности любой организации за­висит от потребителей, как внешних, так и внутренних, поэтому необходимо понимать их текущие и прогнозировать будущие потребности, без учета и удовлетворения запросов внутренних потребителей в учреждениях здравоохранения неизбежно снижается качество лечебно-диагностического процесса. Без удовлетворения потребностей потребителя медицинских услуг вообще теряется смысл функционирования системы здравоохранения как таковой. Следовательно, новые стандарты систем менеджмента качества направлены на удовлетворение не только конечного потребителя медицинских услуг, но и всех заинтересованных сторон и общества в целом.

Принцип 2. Лидерство руководителя. Руководители здравоохранения должны обеспечивать высокое качество медицинской помощи. Для этого необходимо сформировать внутреннюю среду организации, в которой работники активно вовлечены в решение указанной задачи. Необходимо разработать соответствующую политику и план действий, определить стратегию и тактику, основные цели и задачи в области повышения культуры и качества медпомощи, сформировать соответствующие идеологию и социально-психологический микроклимат в трудовом коллективе.

Стандарты систем менеджмента качества используются руководителями здравоохранения для:

- разработки и поддержания политики и целей организации в области качества медицинской помощи;

- популяризации политики и целей в области качества медицинской помощиво всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;

- ориентации на потребителей во всей организации;

- внедрения процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества;

- разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной системы менеджмента качества для достижения целей в области качества;

- обеспечения необходимыми ресурсами;

- проведения периодического анализа систем менеджмента качества;

- принятия решений в отношении политики и целей в области качества;

- принятия решений по мерам улучшения систем менеджмента качества.
Принцип 3. Вовлечение работников в процесс повышения качества медицинской помощи. Работники здравоохранения всех уровней состав­ляют основу организации медицинской помощи, поэто­му следует определить их потребности и ожидания, удовлетворенность работой, желание профессиональ­ного роста, что поможет обеспечить наиболее полное вовлечение их в производственный процесс и повыше­ние трудовой мотивации. Повышение качества медицинской помощи возможно только через активное вовлечение медработников и их поддержку политики качества. Для этого необходимо поощрять инициативное трудовое поведение и профес­сиональное развитие работников посредством:

- планирования и организации профессиональной под­готовки и карьеры;

- определения ответственности и полномочий ра­ботников;

- разработки индивидуальных и групповых целей, ме­неджмента выполнения процесса и оценки результатов;

- содействия вовлечению работников в процесс по­становки целей и принятия решений;

- признания и справедливого вознаграждения;

- содействия открытому многостороннему обмену информацией;

- постоянного анализа потребностей работников;

- создания условий, поощряющих нововведения;

- обеспечения эффективной групповой работы;

- информирования о предложениях и мнениях;

- изучения степени удовлетворенности работников;

- выяснения причин прихода работников в организацию и их увольнения.

Руководителям учреждений здравоохранения необходимо создать культурную среду, способствующую вовлечению работников в активный поиск возможностей улучшения лечебно-профилактического процесса, показателей деятельности и характеристик медицинских и иных услуг. Полномочия должны делегироваться так, чтобы работники приняли на себя ответственность за их выполнение, включая повышение качества трудовых процессов и услуг.

Принцип 4. Процессный подход. Представляет собой мощный методологический инструмент изучения и совершенствования деятельности любой организации. Однако на практике его реализация оказывается не таким простым делом. Необходимо рассматривать процессный подход как своеобразную технологию моделирования. Желаемый результат достигается быстрее и эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Лучшие системы управления всегда основаны на системном анализе и оптимизации процессов. Эффективный менеджер ищет и моделирует процессы повсюду. Их природа универсальна, поэтому целесообразно использовать единые терминологию, принципы и методы управления процессами, изложенные в стандартах систем менеджмента качества. Все они применимы к лечебно-диагностическому процессу, включая его планирование, организацию, контроль, повышение трудовой активности и мотивации медработников, совершенствование нормативно-правового и информационного обеспечения их деятельности.

По своей природе все явления представляют собой динамические процессы. Часть из них протекает про­извольно по своим объективным законам, часть подвержена воздействию со стороны человека. Управляемые процессы в здравоохранении распространены достаточно широко. Уже само название одного из них - «лечебно-диагностический процесс» - подразумевает применение процессного подхода в практике оказания медицинской помощи.

Эффективные руководители здравоохранения постоянно стремятся к совершенствованию всех аспектов деятельности организации, не забывая концентрировать свое внимание, силы и ресурсы на решении, прежде всего, приоритетных задач. Они четко представляют себе работу своих учреждений как систему взаимосвязанных и взаимодействующих динамических процессов. Их системный подход к управлению направлен на координацию всех аспектов деятельности организации.

Принцип 5. Системный подход к управлению качеством медицинской помощи. При системном подходе процесс оказания медицинской помощи рассматривается как открытая динамическая система, состоящая из взаимосвязанных частей (подсистем), оказывающих влияние на вышестоящую систему, и сами подверженные ее влиянию. Если часть системы функционирует неэффективно, то это оказывает негативное влияние не только на деятельность системы в целом, но и на составляющие ее части, что может еще больше усугубить ситуацию. Значимость отдельных частей системы различна. Улучшение работы ее критических составляющих (узких мест), часто не тре­бующее значительных ресурсов, может значительно повысить ее эффективность в целом.

Процесс оказания медицинской помощи состоит из взаимодействия внешних систем и внутренних подсистем. Следовательно, ее результат определяется множеством внешних и внутренних взаимосвязанных процессов. Именно поэтому эффективное управление качеством медицинской помощи возможно только на основе системного подхода.

Система не является простой суммой свойств, входящих в нее частей, а обладает новыми системными качествами. При системном подходе вначале определяется вышестоящая система, изучаются ее свойства и закономерности развития, и только потом переходят к анализу нижестоящей системы (подсистемы) с учетом влияния вышестоящей.

Принцип 6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение качества медицинской помощи следует рассматривать как неизменную, но практически недостижимую цель. Повышение качества медицинской помощи невозможно без постоянной оптимизации процесса ее оказания в ответ на изменения внешней и внутренней среды учреждения здравоохранения на основе системного анализа поступающих данных, разработки корректирующих и предупреждающих действий, необходимых для совершенствования управленческих и производственных алгоритмов для повторяемых процессов, устранения причин возникающих проблем (несоответствия) и предупреждения повторного их возникновения. Для этого должна быть разработана формализованная и документированная процедура, включающая:

- анализ возникающих проблем (несоответствий);

- установление причин проблем (несоответствий);

- оценка необходимости действий с целью предупреждения появления проблем (несоответствий);

- разработку и осуществление необходимых корректирующих действий;

- анализ эффективности предпринятых корректирующих действий.

Имеются два основных подхода к проведению постоянного улучшения процессов:

1) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов (перепроектирование существующих процессов), или внедрению новых процессов;

2) деятельность по поэтапному постоянному улучшению, проводимая в рамках существующих процессов

Постоянное улучшение процессов включает в себя:

а) определение проблем и причин несоответствия;

б) оценку результативности и эффективности существующего процесса; сбор информации и анализ данных для выявления основных проблем; выбор конкретной проблемы и постановка задач по ее решению;

в) анализ альтернативных решений проблемы, выбор и практическое использование лучшего управленческого решения, устраняющее первопричины проблемы и предотвращающее ее повторное возникновение;

г) оценку последствий практической реализации решения: проблема и ее первопричины должны быть устранены или их негативные воздействия уменьшены;

д) внедрение и стандартизацию нового решения. Старый процесс заменяется улучшенным, предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин;

е) оценку результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению.

Процесс улучшения повторяется применительно к оставшимся нерешенным проблемам, а также разработке целей и принятию решений по дальнейшему улучшению процесса.

Принцип 7. Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на объективном анализе данных и правильной их интерпретации. Абстрагируясь от психологических особенностей восприятия и обработки информации, можно утверждать, что формализация многих управленческих процессов в здравоохранении все-таки возможна. Особенно это касается управления технологическими процессами оказания медицинской помощи. Для этого требуется системный анализ и измерение количественных данных для принятия решений, основанных на фактах. Руководителям ЛПУ следует обеспечивать эффективное измерение, сбор и валидацию данных, чтобы убедиться в результативной работе организации и удовлетворенности потребителей медицинских услуг и других заинтересованных сторон. Эта процедура включает анализ целей и адекватности их количественного и качественного измерения, а также использование этих данных для повышения эффективности оказания медицинской помощи. Организационно-методической основой сбора, обработки и анализа объективной информации о состоянии КМП являются методы статистического контроля.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к учреждению здравоохранения. Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции (услуг) установленным требованиям к закупкам. Она должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию (предоставлять услуги) в соответствии со своими требованиями. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Документирование результатов оценки и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должно производиться в соответствии с утвержденными правилами.

Оценка внешних поставщиков для учреждений здравоохранения включает анализ и постоянный контроль качества и ассортимента приобретаемых товаров (услуг), удобства и соблюдения сроков доставок, надежности поставщика, соблюдения финансовой дисциплины и т.д.

При установлении партнерских отношений следует:

- определить основных поставщиков и другие организации в качестве потенциальных партнеров;

- совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий потребителей;

- совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий партнеров;

- определить цели, обеспечивающие возможности постоянного партнерства.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества в ЛПУ.

Непосредственным потребителям и в их лице обществу в целом необходимы медицинские и иные услуги, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию (услуги). В здравоохранении в качестве технических условий могут выступать медицинские стандарты, клинические протоколы и руководства. Требования могут быть установлены потребителем в контракте на оказание услуг, представителем потребителей (например, страховой медицинской организацией), органами испол­нительной и законодательной власти или определены самим учреждением, предоставляющим услуги.

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей и действующих нормативно-правовых актов, определять процессы, способствующие получению продукции (услуг), приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности представлять медицинские и иные услуги, полностью соответствующие требованиям.

1.2. Целью осуществления контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.

1.3. Задачи ведомственного контроля;

- оценка рационального использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-профилактического учреждения;

- экспертиза качества медицинской помощи пациентам;

- изучение удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;

- подготовка для руководителей лечебно-профилактических учреждений рекомендаций, способствующих предупреждению врачебных ошибок и дефектов в работе, направленных на повышение качества и эффективности медицинской помощи;

- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корригирующих воздействий;

- контроль за реализацией управленческих решений.

2. Система ведомственного контроля

2.1.Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управле­ния здравоохранения, клинико-экспертными комиссиями и главными внештатными специалистами всех уровней: здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники вузов, научных центров, НИИ и других учреждений

2.2. В лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерация №5 от 24.10.95 г. «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности» анализ процесса оказания медицинской помощи проводится на 5 ступенях экспертизы:

I – заведующий структурным подразделением;

II – заместитель руководителя учреждения ответственный за клинико-экспертную работу;

III – клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения, возглавляемая главным врачом или экспертный отдел;

IV – территориальный уровень экспертизы проводится силами главных внештатных специалистов городов, врачей-экспертов, отделов организационно-методической и клинико-экспертной работы республиканских и центральных районных больниц.

V – региональный уровень экспертизы возглавляет клинико-экспертная комиссия при Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики, главные внештатные специалисты Министерства здравоохранения.

3. Организация и порядок проведения контроля качества медицинской помощи.

1 ступень экспертизы:

Состав экспертов: Заведующий структурным подразделением.

Количество документов: Подлежит экспертизе 100% законченных случаев по стационарному подразделению, 15% законченных или 10 карт по каждому врачу по поликлинике в месяц.

Итоги экспертизы:

1. УКЛ лечащих врачей.

2. УКЛ и показатели модели конечных результатов (МКР) подразделения.

3. Дефекты допущенные врачами.

4. Рекомендуемые управленческие решения по улучшению качества медицинской помощи.

Документы: 1. Журнал качества.

 

Журнал оценки качества лечения

Дата экспертизы ФИО врача подразделения ФИО больного № мед. Док. ВИД экспертизы ОНДМ ОД ОНЛД ОК УКЛ Примеч. и подпись
                   
                   

2. Акт первой ступени.

Акт I ступени

Экспертной оценки качества лечения за «____»______________199___г.

по ___________________отделению

1. УКЛ подразделения ______________________ на основании экспертизы

____________/кол-во/ медицинских документов.

2. УКЛ врачей отделения

 

ФИО врача УКЛ Кол-во мед. Документов

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.

2.

3.

4.

5.

3. Дефекты в работе отделения:

Дата оформления акта:

Подпись:

Ежемесячно на II ступень контроля передаются акты I ступени УКЛ и показатели МКР подразделений.

II ступень экспертизы:

Состав экспертов: Заместитель главного врача ответственный за клинико-экспертную работу.

Количество экспертируемых документов: 30 медицинских документов ежеквартально.

Экспертизе подлежат все экспертные случаи, предусмотренные пунктом 2.4. приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования №363/77 от 24.10.96 года:

- случаи летальных исходов в стационаре и на дому лиц трудоспособного возраста;

- внутрибольничного инфицирования;

- случаи первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста;

- случаи расхождения клинического и патолого-анатомического диагноза;

- случаи с удлиненными и укороченными сроками лечения или временной нетрудоспособности в стационаре и поликлинике (отклонения ±100%)

- случаи, сопровождающиеся обоснованными жалобами родственников или пациентов.

Экспертиза прочих случаев оказания медицинской помощи обеспечивается методом «случайной» выборки.

Итоги экспертизы:

1. УКЛ и показатели МКР по службе.

2. Расхождение УКЛ подразделений I ступени контроля со II ступенью.

3. Допущенные дефекты в работе по подразделениям.

4. Рекомендуемые управленческие решения необходимые для устранения выявленных дефектов и предупреждения их повторения.

Документы:

1. Журнал качества 1 ступени (контроль экспертизы 1 ступени).

Акт II ступени контроля (ежеквартально).

 

Акт II ступени

экспертной оценки качества лечения за «___»_________199__г.

1. УКЛ подразделения

_________________________________________________________________________

Наименование подразделений УКЛ Число медицинских документов

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

1.

2.

3.

4.

5.

6.

2. УКЛ учреждения

3.Дефекты, допущенные вработе ЛПУ:

Дата оформления акта:

Подпись зам. гл. врача:

III ступень экспертизы:

Состав экспертов: Клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреж­дения. Работа в ежеквартальном режиме.

Итоги экспертизы:

1.УКЛ и показатели МКР учреждения.

2.Разрешение сложных в экспертном отношении случаев и взаимных претензий между отделениями.

3.Принятие управленческих решений по учреждению
Документы:

1.Акт произвольной формы.

2.Результаты экспертизы предыдущих ступеней и клинико-экспертной комиссии.

3.Показатели МКР отделений.

4.Фиксированные замечания по работе структурных подразделений у заместителей главного врача за анализируемый период.

Комиссия разрабатывает и доводит Государственный заказ по моделям конечных результатов работы до всех подразделений ЛПУ, оценивает их работу по модели конечных результатов. В соответствии с договором между Министерством здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями представляет сведения в информационно аналитическую службу Министерства здравоохранения Удмуртской Республики о выполнении Госзаказа ЛПУ в целом для подведения итогов ежеквартально и по итогам года.

IV ступень контроля:

Состав экспертов: Главные внештатные специалисты и клинико-экспертная комиссия городских отделов и управлений здравоохранения, врачи-эксперты отдела организационно-методической и клинико-экспертной работы I Республиканской, Республиканской детской клинической больниц.

Итоги экспертизы:

1.УКЛ лечебно-профилактических учреждений и сравнение с по­казателями экспертизы 1- III ступени.

2.Итоги выполнения Госзаказа ЛПУ.

3.Организация системы контроля качества на всех уровнях внутри лечебно-профилактического учреждения.

4.Показатели качества медицинской помощи (коэффициент медицин­ской результативности, качества и социологической удовлетворенности).

5.Рекомендации и предложения для руководителей лечебно-профилактических учреждений, способствующих повышению качества медицинской помощи.

6.Реализация управленческих решений и контроль за выполнением предложений предыдущих проверок.

Документы:

1.Акт IV ступени контроля.

Акт-справка

экспертизы качества медицинской помощи IV ступени контроля

по ________________отделению _____________ больницы

1. Мощность, профили

2. Изменения структуры за текущий год.

3. Характеристика кадров / укомплектованность физическими лицами % и занятость %, в % квалификация, сроки усовершенствования врачебного и среднего медперсонала/.
4. Перечень подразделений, достаточность набора помещений.

5. Достаточность оснащения техникой, инструментарием, аппаратурой.

6. Перечень лабораторных исследований.

7. Основные показатели работы службы. (при подготовке к коллегии за последние 3 года).

8. Качество ведения медицинской документации.

9. Общее число проанализированных документов __________ в том числе

с освидетельствование больных ___________

10. УКЛ, УКД учреждения _____________

11. УКЛ, УКД экспертизы ____________

12.Замечания по 1 ступени:

13.Замечания по II ступени:

14. Замечания Ш ступени по уровню:

-«_ диагностики:

-«_ лечения:

15. Рекомендации по улучшению организации качества медицинской помощи:

Подпись эксперта: Подпись главного врача:

 

Плановый контроль качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях республики проводится экспертным отделом Управления здравоохранения городов республики и отделениями клинико-экспертной работы I Республиканской клиническое больницы и Республиканской детской клинической больницы в соответствии с планом утвержденным Министерством здравоохранения и согласованным с лечебно-профилактическими учреждениями не реже 1 раза в год Сроки проведения плановых экспертиз согласовываются с администрацией учреждения за 5 дней Руководство ЛПУ обязано представить врачу эксперту всю необходимую документацию для проведения экспертизы. Каждый случай проведенной экспертизы оформляется в формализованной экспертной карте, которая обсуждается с заведующим отделения и подписывается врачом-экспертом в результате ее статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи. Готовые данные оформляются в акте IV ступени контроля с предложениями по улучшению качества медицинской помощи.

V ступень контроля:

Состав экспертов: Клинико-экспертная комиссия при Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики и комиссия по разработке и контролю за выполнением Госзаказа по модели конечных результатов работы лечебно-профилактическими учреждениями, главные специалисты Министерства здравоохранения.

Итоги экспертизы:

1. Оценка деятельности лечебно-профилактических учреждений по

клинико-экспертной работе,

2. Подведение итогов выполнения Госзаказа по МКР и определение размера премии лечебно-профилактическому учреждению в соответствии с достигнутыми результатами.

3. Рекомендации для руководителей лечебно-профилактических учреждений.

4. Материалы для Министерства здравоохранения Российской Федерации по контролю качества медицинской помощи.

Документы:

1. Сведения о выполнении целевых показателей по лечебно-профилактическим учреждениям республики.

Комиссия по контролю за выполнением Госзаказа по модели конечных результатов работы разрабатывает и доводит Госзаказ до Республиканских лечебно- профилактических учреждений и центральных районных больниц республики, возглавляет комиссию заместитель министра. На основании всестороннего изучения деятельности ЛПУ с учетом потребности населения в высококачественной медицинской помощи и выявленных дефектов путем применения всех инструментов контроля качества комиссия принимает решение и направляет деятель­ность руководства ЛПУ на устранение дефектов, правильное использование материально-технических ресурсов,

4. Методика определения уровня качества медицинской помощи

4.1.Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой ком­плекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной методике с целью достижения конкретных результатов.

4.2.Определение качества медицинской помощи, как объекта оценки, необходимо для выбора цели, постановки адекватных задач, обоснованных критериев реализации. Ниже приведено определение качества медицинской помощи, разработанное Всемирной организацией здравоохранения.

4.3.Качество медицинской помощи – это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации персонала, т.е. способности врача снижать риск имеющегося у пациента заболевания, возникновения нового патологического процесса, оптимальное использование ресурсов медицины и обеспечение удовлетворенности пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой.

4.4. Адекватным контроль будет при условии наличия обоснованных стандартов, доступных медицинских документов (истории болезни, амбулаторные карты, протоколы вскрытий, карты выбывшего из стационара, жалобы пациентов), возможности проведения очной экспертизы.

4.5. Для разработки оценочных систем предлагаются следующие показатели.

4.5.1. УКЛ как среднее арифметическое 4 параметров, включающих в себя оценку набора диагностических мероприятий, оценку диагноза, лечебных мероприятий, конечного результата. Вычисляется в условных единицах и учитывает дефекты допущенные при оказании медицинской помощи.

Основным критерием полноты качества медицинской помощи, оказываемой каждому конкретному пациенту, являются стандарты качества, которые разрабатываются для каждой нозологической формы, с учетом категории сложности курации, соответствующих заболеваний и дифференцированные по уровню учреждений. Стандарт качества включает к себя набор параметров и показателей, характеризующих состояние здоровья пациента на момент выписки, окончания курса лечения, в конце года, а также стандартный набор мероприятий, оптимально необходимый при данном заболевании, перечень лабораторных исследований, функциональных и других результатов, лечебно-реабилитационных мероприятий и процедур.Для определения УКЛ рекомендуются следующие оценочные шкалы:

Шкала оценки набора диагностических мероприятий (ОНДМ)

- диагностическое обследование не проводилось /указать причину/ - 0;

- выполнены отдельные малоинформативные виды исследований - 0,25

- обследование проведено наполовину, не вовремя, некачественно собран анамнез /не уточнено течение болезни, эффективность предшествующего лечения, причины ухудшения состояния, состояния, отсутствие трудового анамнеза нет четких сведений о сроках временной нетрудоспособности/ -0,50

- обследование проведено с некоторыми упущениями / не проведены необходимые дополнительные обследования, консультации для уточнения диагноза и определения тактикилечения, не соблюдены сроки обследования больного / - 0,75

-обследование проведено в соответствии с МЭС - 1,0

Шкала оценки диагноза

- несоответствие поставленного диагноза клинико-диагностическим данным - 0

- диагноз не соответствует МКБ-9 /10/, поставлен поздно / не в установленные сроки/

- отсутствует развернутый клинический диагноз, т.е. не отражены стадия, фаза, локализация, функция, осложнения.

- в развернутом клиническом диагнозе не указан один из элементов / степени недостаточности кровообращения, дыхательной почечной недостаточности/ - 0,75

- поставлен развернутый диагноз клинический, основного и сопутствующего заболевания, выполнены все требования оформления медицинских документов -1,0

Шкала оценки лечебно-оздоровительных мероприятий (ОНЛМ)

- лечебно-оздоровительные мероприятия практически не проводились /указать причину/ -0

-выполнены отдельные малоэффективные процедуры, манипуляции, мероприятия, назначение медикаментов без прививаний, без указания дозы -0,25

- лечебные, реабилитационные мероприятия не соответствуют диагнозу или отсутствуют -0,50

- лечебно-оздоровительные мероприятия выполнены почти полностью, имеются некоторые упущения, не ведущие к осложнениям и удлинению сроков лечения -0,75
-лечебно-оздоровительные мероприятия выполнены в соответствии с МЭС -1,0

Шкала оценки состояния здоровья пациента (ОК)

- ожидаемые результаты лечебно-профилактического процесса и реабилитации, заложенные в МЭС отсутствуют, возникло осложнение или инвалидность, которые могут быть предотврати­мы -0

- пациент выписан преждевременно, имеются условия для прогрессирования заболевания и возникновения осложнений трудоспособность не восстановлена - 0,25

-незначительное улучшение состояния здоровья при выраженных отклонениях результатов параклинических исследований от нормативных значений -0,50

-достигнуты ожидаемые результаты лечебно-профилактического процесса и реабилитации, однако имеются умеренные отклонения результатов параклинических исследований от нормативных показателей -0,75

- полученные результаты лечения, профилактики и реабилитации полностью соответствуют ожидаемым и заложенным МЭС -1,0

Оценка набора мероприятий определяется экспертно, путем сравнения перечня осуществленных мероприятий со стандартным набором. Относительную значимость выполненных мероприятий для каждого пациенте следует определить на основе клинического опыта и здравого смысла эксперта, который кроме выполнения стандарта учитывает все особенности данного случая. Например, из 10 стандартных мероприятий может быть не выполнено лишь одно – необходимая по жизненным показаниям операция. В этом случае оценка набора мероприятий должна быть значительно снижена, хотя формально не выполнено лишь одно мероприятие из 10.

Экспертное заключение составляется с использованием шкалы оценки в баллах по следующей формуле:

ОНДМ+ОД+ОНЛМ+ОК = УКЛ-1,0

Возможен вариант подсчета УКЛ без оценки конечного результата- если ожидаемый результат лечения соответствует стандарту, при отказе от стационарного лечения, при переводе пациента в другое ЛПУ, при непредотвратимости летального исхода и др.

ОНДМ+ОД+ОНЛМ = УКЛ- 1,0

Оценка конечного результата также определяется экспертным путем, сопоставляя клинические данные у пациента с установленными для данной нозологии стандартом качества. Уровень качества работы врача вычисляете по формуле:
УК-УК-УК-...-УК
1 2 3 н = УКВ,

Н

где УК - уровни качества оказания медицинской помощи каждому пациенту, пролеченному

данным врачом,

Н-общее число пациентов.

Аналогичным образом вычисляете средний уровень качества работы отделения, лечебного учреждения.

4.5.2. Коэффициент медицинской результативности - отношение числа случаев достигнутых конечных результатов к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи (вводятся на IV-V ступени контроля).

Пример:

КМ= 48 - число пациентов с положительным результатом (ОК<1,0)

50 - число оцениваемых случаев

Например, для пневмонии: нормализация анализов крови, рентгенологической картины, состояния пациента.

4,5.3. Коэффициент качества - отношение числа случаев полного соблюдения установ­ленных медицинских стандартов, адекватных технологий к общему числу случаев оказания медицинской помощи (вводится на IV-V ступени контроля).

Пример.

КК = 58 - число пациентов с соблюдением КОС (УКЛ 1,0)

60 - общее число пролеченных пациентов

4.5.4. Коэффициент социальный - отношение числа случаев удовлетворенности потребителя к общему числу случаев оказания медицинской помощи по анкетному опросу.

Социологические опросы населения по вопросу удовлетворенности качеством медицинской помощи проводятся силами учреждений здравоохранения и клинико-экспертных отделений. Статистической обработке должно подвергаться не менее 30-50 анкет по каждому оцениваемому объекту. Разработка анкет возлагается на информационно-аналитическую слу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...