Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы потребительской корзины

Продукты питания

Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

удовлетворение потребности основных социально ­демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;

выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.

При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.

Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом. Для пенсионеров – с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания. Для детей – с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0 - 6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7 - 15 лет).

Продукты питания, входящие в минимальный набор, объединяются в группы:

· хлебные продукты;

· картофель;

· овощи и бахчевые;

· фрукты свежие;

· сахар и кондитерские изделия;

· мясопродукты;

· рыбопродукты;

· молоко и молокопродукты;

· яйца;

· масло растительное, маргарин и другие жиры;

· прочие продукты.

Не продовольственные товары

Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта;

сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;

минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров.

Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования.

К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда и обувь, а также школьно-письменные товары для детей.

При формировании минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования учитываются количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемости товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма.

К непродовольственным товарам общесемейного пользования относятся постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на среднестатистическую семью.

Услуги

Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

удовлетворение потребности основных социально ­демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;

сложившийся уровень пользования транспортными услугами;

платный характер оказания услуг.

Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-­коммунальные, транспортные услуги и другие виды услуг.

К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение.

В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек. Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включаются в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.

При формировании объема транспортных услуг учитываются:

большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта;

льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров и детей.

Другие виды услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и т.д.) включаются в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований.

Услуги, оказываемые организациями здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в минимальный набор услуг не включаются. В соответствии с законодательством Российской Федерации минимальные объемы этих услуг предоставляются населению бесплатно организациями, финансируемыми за счет бюджетов различных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.

 

Делая вывод из изложенного выше прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

 

 

§4 Пенсионное обеспечение

 Пенсионеры – самая многочисленная категория граждан нуждающихся в социальной защите в нашей стране.

Зачастую имея пенсию в качестве единственного источника дохода, пенсионеры располагают гораздо меньшими возможностями по сравнению с другими категориями населения вписаться в новые экономические отношения, перестроить свою жизнь, исходя из реальной экономической ситуации. Если в первом полугодии 2001 года среднемесячный размер начисленной пенсии составляет 140% бюджета прожиточного минимума пенсионера, то в ноябре - всего 92,5%, правда сейчас положение пенсионеров постепенно улучшается. К группе пенсионеров относятся лица разных возрастов, в том числе и совсем молодые. Это инвалиды, нетрудоспособные иждивенцы, получающие пенсию по потере кормильца. Однако основную массу пенсионеров составляют пенсионеры по старости (83% а 2002 году и 85% в 2003 году).[12]

Основной источник доходов для пенсионеров – составляют денежные выплаты в виде пенсий, которые определяют уровень их благосостояния. Распределение пенсионеров по величине получаемых пенсий свидетельствует о том, что кривая распределений сместилась вправо: в 2002 году произошел значительный рост числа пенсионеров с пенсией в размере 350-500 рублей и свыше 500, а также существенное снижение доли пенсионеров, имеющих низкие пенсии. В 2002 году около 38% пенсионеров получили пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера, в 2003 году их стало значительно меньше – около 25%, что говорит явном улучшении положения а сфере пенсионного обеспечения.

С 1 февраля 2003 году размер базовой части трудовой пенсии увеличен на 6%,с 1 апреля 2003 года увеличена страховая часть трудовой пенсии, а с 1 августа 2003 года все пенсии увеличены дополнительно на 8%.

С учетом проведенных мер средний размер пенсий в 2003 году составил – 1642 рубля и увеличилась за год на 19,1%, что обеспечило рост покупательной способности пенсий и превысило прожиточный минимум пенсионера.[13]

Из указанного выше следует, что государство продолжает проявлять заботу о пенсионерах. В течении следующего года пенсии будут повышаться три раза. Дважды пройдет индексация и один раз, с 1 октября – увеличение базовой пенсии. Таким образом, к 2005 году размер средней пенсии достигнет 1800 рублей.[14]

 

§ 5 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения

На сегодняшний момент законодательство РФ дает право каждому инвалиду или нетрудоспособному человеку на индивидуальную программу реабилитации, в соответствии с которым государство гарантирует обеспечение таких важнейших потребностей инвалида как реабилитация, образование и трудоустройство.

Индивидуальную программу реабилитации (Ипр)- это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (услуг) соответствующих его индивидуальным потребностям, который разрабатывается при участии инвалида или его законного представителя (родителя), при этом последние имеют право выбирать исполнителя указанных в Ипр услуг и мероприятий или получать компенсацию в размере их стоимости в случае самостоятельной оплаты Ипр.[15]

Таким образом, право на Ипр является одним из основных социальных прав инвалидов, которое направлено на предоставление им равных со «здоровыми» людьми возможностей участвовать в жизни общества.

Но именно это право является наиболее нарушаемым правом инвалидов и в особенности детей инвалидов. Так, в 2000г. в России были разработаны Ипр только для 9% детей-инвалидов. Никто из детей инвалидов не получил Ипр для обучения в «обычных» школах, при этом родители не имели и не имеют возможность участвовать в составлении Ипр. Эти данные являются индикатором того, что социальная защита инвалидов, которая определяется законом, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направлениях на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества»[16] в действительности из всеобъемлющей системы мер «мутировала» в мизерную пенсию и незначительные льготы.

По мнению автора социальная защита права инвалидов на разработку и осуществление индивидуальной программы реабилитации становится важнейшим направлением борьбы за права инвалидов.

Чтобы реализовать свои права инвалидам, их родителям и их организациям необходимо, заручившись поддержкой зарождающегося гражданского общества, добиться выполнения законодательства, используя все разрешенные законом способы защиты гражданских прав.

В связи с изложенным выше, автор делает вывод: защита прав инвалида или нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.

 

§6 Социальной защиты семей с детьми

 
 
Проект закона Санкт-Петербурга устанавливает систему мер социальной поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей: - единовременная компенсационная выплата при рождении ребёнка; - ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего (полного) общего, начального профессионального образования, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и спортивной формы; - ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1 года на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания; - ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 до 2 лет на приобретение специальных молочных продуктов детского питания; - ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента поступления в первый класс общеобразовательного учреждения Санкт-Петербурга на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента; - ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и до окончания общеобразовательного учреждения (но не старше 18 лет) на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента; - обеспечение питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образований, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; Единовременная компенсационная выплата при рождении (усыновлении в возрасте до трёх месяцев) ребёнка назначается по заявлению обладателя права в размере 3,5 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, предшествующего обращению, без учёта среднедушевого дохода. При рождении двух и более детей одновременно единовременная компенсационная выплата назначается на каждого ребёнка. Количество детей, родившихся в 2003 году - 40194 ребёнка. Количество детей, на которых была получена компенсационная выплата в 2003 году -29 614 человека. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года составил 2489,6 руб. 3, 5 прожиточного минимума составляет 8 714 рублей Сумма расходов на планируемый год, если выплаты производить всем без учёта среднедушевого дохода: 356 555, 025 тыс. руб. Ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях или в учреждениях начального профессионального образования, назначается по заявлению обладателя права в размере 0,3 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, предшествующего обращению. Количество детей из многодетных семей, обучающихся в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях или в учреждениях начального профессионального образования - 20 232 человек. | В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года составил 2489,6 руб. 0,3 прожиточного минимума составляет 750 рублей Сумма расходов на планируемый год: 15 000 тыс. рублей. Расходы на ежегодную компенсационную выплату на детей из многодетных семей, обучающихся в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях или в учреждениях начального профессионального образования предусматриваются в бюджете органов местного самоуправления. Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от рождения до 1 года на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания назначается по заявлению обладателя права в размере, прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, предшествующего обращению: - 0,5 прожиточного минимума для детей - при рождении первого ребенка; - 0,65 прожиточного минимума для детей - при рождении второго ребенка; - 0,35 прожиточного минимума для детей - при рождении третьего и последующих детей. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года составил 2489,6 руб. 0,5 составляет 1 244.8 руб. 0,65 составляет 1 618,24 руб. 0,35 составляет 871,36 руб. Планируемое количество получателей в возрасте от 0 до 1 года - 24 079 человек. Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 531 046,40 тыс. рублей. Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 года до 2 лет на приобретение специальных молочных продуктов детского питания назначается по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, предшествующего обращению. Количество детей в возрасте от 1 до 2 лет - 19 359 человек В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года составил 2489,6 руб. 0,1 прожиточного минимума составляет 248,96 руб. Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 80 253,30 тыс. рублей. Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента поступления в первый класс образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего (полного) общего образования, на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента назначается по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге установленного на II квартал года, предшествующего обращению. Количество детей в возрасте от 2 до 7 лет - 109 000 человек Количество одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 2 до 7 лет - 14 130 человек В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года составил 2489,6 руб. 0,1 прожиточного минимума составляет 248,96 руб. Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 374 474,7 тыс. руб.[17] Ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы: начального, основного, среднего (полного) общего образования (но не старше 18 лет), на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента назначается по заявлению обладателя права в размере 0,04 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге установленного на II квартал года, предшествующего обращению. Количество детей в возрасте от 7 до 16 лет - 272 485 человек. Количество одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 7 до 16 лет - 27 314 человек. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года составил 2489,6 руб. 0,04 прожиточного минимума составляет 99,6 руб. Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 365641,0 тыс. руб. Обеспечение питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образований, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Расчёт затрат бюджета на обеспечение питания производится Комитетом по образованию. Расходы на реализацию мер социальной поддержки в 2005 году семей Санкт-Петербурга, имеющих детей, предусмотренные проектом закона Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге», ответственным за исполнение которых является Комитет по труду и социальной защите населения: Единовременная компенсационная выплата при рождении (усыновлении в возрасте до трёх месяцев) ребёнка - 356 555,025 тыс.руб. Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от рождения до 1 года на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания - 531 046,40 тыс. рублей. Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 года до 2 лет на приобретение специальных молочных продуктов детского питания - 80 253,30 тыс. рублей. Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента поступления в первый класс общеобразовательного учреждения Санкт-Петербурга на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента - 374 474,7 тыс. рублей. Ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и до окончания общеобразовательного учреждения (но не старше 18 лет) на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента - 365 641,0 тыс.рублей. Всего: 1 707 970,425 тыс. руб.[18] Таким образом, автор делает вывод, что государство уделяет внимание защите семей с детьми. 

 

 

 

 

Заключение

По существу поставленных цели и задач и проведенного исследования, автором были сделаны следующие выводы:

1. Для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения».Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.

2. В настоящее время системы социального страхования выполняет следующие задачи: устанавливает предельные величины заработка, на который начинаются страховые взносы (естественно, после существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых заработков);  страхует принципы в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы; постепенно переходит к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе; отлаживает механизм обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов.

3. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.

4. Государство продолжает проявлять заботу о пенсионерах. В течении следующего года пенсии будут повышаться три раза. Дважды пройдет индексация и один раз, с 1 октября – увеличение базовой пенсии. Таким образом, к 2005 году размер средней пенсии достигнет 1800 рублей.

5. Защита прав инвалида или нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.

6. Государство уделяет значительное внимание защите семей с детьми. 

 

 

Из всего выше сказанного следует, что сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.

В работе рассматриваются такие направления социальной защиты как: защита пенсионеров, нетрудоспособных слоев населения (инвалидов),семей с детьми и защита безработных.

Совершенствование системы социальной защиты и социальной помощи населению РФ является сейчас не только благими намерениями, но и насущной  необходимостью.

 

Список используемой литературы

 

Пантелеева Т.С. Червякова Г.А. «Экономические основы социальной работы» учебное пособие для ВУЗов 2001г.

Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т. Фролова.

ФЗ «о социальной защите инвалидов», ст.№2

 

Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты №5(119)март 2004

 

www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга

О социальной поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04

 

www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга

Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004

Бухгалтерская газета <http://www.dis.ru/bg/> №4 / 2003 Выплата пособия по временной нетрудоспособности (ПВНТ)

 

17.09.2003
М. Денисов, В. Милитарев, «Товарищ» <http://www.atvr.ru/experts/2003/9/17/3855.html>

 


[1] Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т. Фролова.

[2] Там же

[3] Там же

[4] Там же

 

[5] Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т. Фролова.

[6] Там же

[7] Там же

 

[8] Бухгалтерская газета <http://www.dis.ru/bg/> №4 / 2003 Выплата пособия по временной нетрудоспособности (ПВНТ)

 

[9] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга

Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004

 

 

[10] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга

Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004

 

 

[11] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга

Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004

 

 

[12] [12] Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты №5март 2004

 

[13] Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты №5(119)март 2004

 

[14] Там же

[15] Научно практический и теоретический журнал//Финансы и кредиты стр.16

[16] ФЗ «о социальной защите инвалидов», ст.№2

[17] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга

О социальной поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04

[18] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга

О социальной поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...