Задача 1. Методика расчёта развозочных маршрутов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Кафедра «Экономика и управление предприятиями сервиса»
В.Ф. Янченко А.А. Волкова Логистика
Методические указания По выполнению контрольной работы Для студентов специальностей Экономика и управление на предприятии», 080507.65 (061100) «Менеджмент организации», Маркетинг»
Санкт-Петербург Утверждены Методическим советом СПбГУСЭ
Логистика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии», 080507.65 (061100) «Менеджмент организации», 080111.65 (061500) «Маркетинг». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 26 с.
Составители: д-р экон. наук, проф. кафедры УКиЭТУ Янченко В.Ф., канд. экон. наук, доц. кафедры ЭУПС Волкова А.А.
Рецензенты: канд. экон. наук, доц. кафедры ЭУПС Левитина И.Ю., канд. экон. наук, доц. Кафедры УКиЭТУ Тюник А.В.
© Санкт-Петербургский государственный университет 2008 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................. 4 ВОПРОСЫ................................................................................................ 4 ЗАДАЧА 1. МЕТОДИКА РАСЧЁТА РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТОВ 5 ЗАДАЧА 2. РАСЧЁТ РАЦИОНАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ................. 14 ЗАДАЧА 3................................................................................................ 20 ЗАДАЧА 4................................................................................................ 23 ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................ 24 ЗАЩИТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ........................................................ 25
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 26 ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ В контрольной работе студент решает 4 задачи (вариант выбирается по последней цифре в зачетной книжке) и отвечает письменно на вопросы по вариантам задания. Порядок решения задач в контрольной работе описан в методических указаниях. До решения задач контрольной работы студент письменно отвечает на 5 вопросов, номера вариантов которых соответствуют последней цифре шифра студента. Например, если последняя цифра 1, то следует отвечать на вопросы 1, 11, 21, 31, 41. Контрольная работа должна быть оформлена: страницы пронумерованы, оставлены поля, в конце контрольной работы должен быть список использованной литературы.
ВОПРОСЫ 1. Происхождение и трактовка термина «логистика». 2. Эволюция логистики. 3. Цели и задачи логистики. 4. Материальные потоки в логистике. 5. Логистические операции и логистические функции. 6. Основные логистические системы. 7. Макрологистические системы. 8. Микрологистические системы. 9. Перспективы развития логистики в РФ. 10. Маркетинговая логистика. 11. Информационные потоки, используемые для логистического управления. 12. Логистика снабжения. 13. Виды закупок. Выбор поставщика. 14. Основные понятия и сущность производственной логистики. 15. Управление запасами. Классификация запасов. 16. Системы управления запасами. 17. Концепция логистики. 18. Традиционная и логистическая концепции организации и управления производством. 19. Финансовые потоки в логистике. 20. Кратко о логистической системе «точно в срок». 21. Транспортная логистика. 22. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта. 23. Основные понятия качества. Качество обслуживания потребителей. 24. Основные понятия складской деятельности. 25. Классификация складов. 26. Методы учета и контроля запасов продукции на складе. 27. Принципы организации торгово-технологических процессов на складе
28. Каналы сбыта и распределения. 29. Логистическая организация распределения и экспедирования. 30. Сущность и значение распределения в логистике. 31. Потребление материального потока в логистике. 32. должностные обязанности логистического персонала. 33. Логистические центры. 34. Логистическая стратегия. 35. Тянущие и толкающие системы управления материальным потоком. 36. Структура затрат в закупочной логистике. 37. Виды рисков. Управление рисками.. 38. Потоки услуг. 39. Информационные системы в логистике. 40. Виды логистических информационных систем. 41. Понятие логистического сервиса 42. Формирование системы логистического сервиса. 43. Уровень логистического обслуживания. 44. Прогнозирование развития в логистике. 45. Логистические издержки. 46. Аутсорсинг в логистике. 47. Принципы построения информационных логистических систем. 48. Планирование в логистике. 49. Управление деятельностью процессов в логистике. 50. Организация логистического управления. Основные формы.
ЗАДАЧА 1. МЕТОДИКА РАСЧЁТА РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТОВ Потребность в мелкопартийных поставках продукции потребителям с баз и складов систематически возрастает. Поэтому организация маршрутов на отгрузку потребителям мелких партий груза имеет большое значение. Введём значение: Хi – пункт потребления (i = 1, 2… n); Хо – начальный пункт (склад); q – потребность пунктов потребления в единицах объёма груза; Qd – грузоподъёмность транспортных средств; d – количество транспортных средств; Сij – стоимость перевозки (расстояние); j – поставщики (j – 1, 2…М). Имеются пункты потребления Хi (i = 1, 2…n). Груз необходимо развести из начального пункта Хо (склад во все остальные (потребители). Потребность пунктов потребления в единицах объёма груза составляет: q1, q2, q3…qn. В начальном пункте имеются транспортные средства грузоподъёмностью Q1, Q2… Qd. n При этом d > n в пункте Хо количество груза Хо ³ å Хi, каждый пункт i=1 потребления снабжается одним типом подвижного состава. Для каждой пары пунктов (Хi, Хj) определяют стоимость перевозки (расстояние) Сij> 0, причём матрица стоимостей в общем случае может быть асимметричная, т.е. Сij ¹ Cij.
Требуется найти m замкнутых путей L1, L2… Lm из единственной общей точки Хо, так чтобы выполнялось условие: m å Lk ® min k=1 Методика составления рациональных маршрутов при расчётах вручную. Схема размещения пунктов и расстояния между ними:
2,2 7,0
5,0 4,4 3,6 4,2 3,2 5,6 2,4
2,0 3,4 2,8
Груз находится в пункте А – 4000 кг. Используется автомобиль грузоподъёмность 2,5 т.; груз – II класса (g = 0,8). Необходимо организовать перевозку между пунктами с минимальным пробегом подвижного состава. Решение состоит из нескольких этапов: Этап 1. Строим кратчайшую сеть, связывающую все пункты без замкнутых контуров. Кратчайшая связывающая сеть («минимальное дерево»):
375 кг 3,2 км
5,0
425 кг
2,4 км 2,8 км
575 кг 2,0
Затем по каждой ветви сети, начиная с пункта, наиболее удалённого от начального А (считается по кратчайшей связывающей сети), группируем пункты на маршрут с учётом количества ввозимого груза и грузоподъёмности единицы подвижного состава. Причём ближайшие с другой ветви пункты группируем вместе с пунктами данной ветви. Исходя из заданной грузоподъёмности подвижного состава Q = 2,5, g = 0,8 все пункты можно сгруппировать так:
Сгруппировав пункты по маршрутам, переходим ко второму этапу расчётов. Этап 2. Определяем рациональный порядок объезда пунктов каждого маршрута. Для этого строим таблицу-матрицу, в которой по диагонали размещаем пункты, включаемые в маршрут, и начальный пункт А, а в соответствующих клетках – кратчайшие расстояния между ними. Для примера матрица является симметричной Сij = Cji, хотя приведённый ниже способ применим для размещения несимметричных матриц.
Начальный маршрут строим для трёх пунктов матрицы АКБА, имеющих наибольшее значение величины, показанных в строке (43,3; 29,9; 27,6), т.е. А; К; Б. Для включения последующих пунктов выбираем из оставшихся пункт, имеющий наибольшую сумму, например В (сумма 25,8), и решаем, между какими пунктами его следует включать,т.е. между А и К, К и Б или Б и А. Поэтому для каждой пары пунктов необходимо найти величину приращения маршрута по формуле: kp = Cki + Cip – Ckp, где С – расстояние, км.; i – индекс включаемого пункта; k – индекс первого пункта из пары; p – индекс второго пункта из пары. При включении пункта В между первой парой пунктов А и К, определяем размер приращения DАК при условии, что i = В, k = A, p = K. Тогда DАК = САВ + СВК - САК. Подставляя значения из таблицы-матрицы на с. 12, получаем, что DАК = 9,2 + 6,4– 10,5 = 5,1. Таким же образом определяем размер приращения DКБ, если В включим между пунктами К и Б: DКБ = СКВ + СВБ + С КБ = 6,4 + 2,2 – 7,6 = 1,0 км., DБА, если В включить между пунктами Б и А: DБА = СБВ + СВА – САБ = 2,2 + 9,2 – 7,0 = 4,4 км.
Из полученных значений выбираем минимальные, т.е. DКБ = 1,0. Тогда из А-К-Б-А®А-К-В-Б-А. Используя этот метод и формулу приращения, определяем, между какими пунктами расположить пункты З и Е. Начнём с З, т.к. размер суммы (см. табл.) этого пункта больше (24,9 > 20,7): DАК = САЗ + СЗК – САК = 9,5 + 2,0 - 10,5 = 1,0, DАБ = САЗ + СЗБ – САБ= 9,5 + 6,6 – 7,0 = 9,1, DБВ = СБЗ + СВЗ – СБВ = 6,6 + 4,4 – 2,2 = 8,8, DВК = СЗВ + СЗК – СВК= 4,4 + 2,0 – 6,4 = 0. В случае, когда D = 0, для симметричной матрицы расчёты можно не продолжать, т.к. меньше значение чем 0 получено быть не может. Поэтому пункт З должен быть между пунктами В и К. Тогда маршрут получит вид: А-К-З-В-Б-А. В результате проведённого расчёта включаем пункт Е между пунктами А и К, т.к. для этих пунктов мы получим минимальное приращение 0:
DКЗ = СКЕ + СЕЗ – СКЗ = 3,4 + 2,4 – 2,0 = 3,8; DЗВ = СЗЕ + СЕВ – СЗВ = 2,4 + 3,6 – 4,4 = 1,6; DВБ = СВЕ + СЕБ – СВБ = 3,6 + 4,2 – 2,2 = 5,6; DБА = СБЕ + СЕА – СБА = 4,2 + 7,1 – 7,0 = 4,3.
Таким образом, окончательный порядок движения по маршруту 1 будет А-Б-В-З-К-Е-А. Таким же методом определим кратчайший путь объезда пунктов по маршруту 2. В результате расчётов получим маршрут А-Г-Д-И-Ж-А длиной 19,4 км. Порядок движения по маршрутам 1 и 2 приведён ниже:
4,4 2,0
Исходные данные для решения задачи 1. (по вар.) m = 69 т. 1. 7,9 8,1 q = 23 т.
9,2 7,3 6,7 8,9 6,7 7,4 6,8 7,8
3,4 5,6 9,1
q = 2 т. 8,9 7,8 7,1
6,3 2,3 4,3 9,3 7,8 9,3
3. m = 5600 5,5 2,4 3,8
4.
q = 3000 9,3 5,6
9,6 4,3 8,9
5,5 6,9
5. m = 18.
7,3 2,2
9,2 5,5 3,4 6,8
6. m = 5 т..
7. m = 12 т.
4,0 9,5
8.
9.
|
|
|
