Развитие разговорно-описательной речи
Формирование предложения 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет); б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам: в) подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает...); г) составление простых нераспространенных предложений
3. Формирование понятий «слово», «предложение»; графическая запись предложения из двух слов.
4. Формирование предложения из нескольких слов в последовательности: а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки; б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку, в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле; г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем; д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.
5. Графическая запись предложения из 3-4 слов.
6. Распространение предложений однородными членами: а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки; б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину; в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры. 7. Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием. 8. Формирование конструкций с противительным союзом - а присравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март) 1. Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
2. Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.
3. Распространение предложений определениями.
4. Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
5. Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?
6. Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
7. Формирование предложений со словами «Сначала..., а по том...».
3-й период (апрель, май, июнь)
1. Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.
2. Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
3. Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
4. Составление предложений типа «подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа»: Оля хочет поймать бабочку сачком.
5. Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
6. Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки: а) конец предложения; б) вопрос; в) восклицание.
Развитие разговорно-описательной речи 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Формирование диалогической речи: а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови; б) ответы на вопросы логопеда:
• отрицательным или утвердительным словом; • одним словом или словосочетанием; • простым нераспространенным предложением; • простым распространенным предложением; в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
2. Объединение простых предложений в короткий рассказ.
3. Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.
4. Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).
5. Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1. Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).
2. Речевое обозначение выполненных заданий.
3. Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?). 4. Овладение элементарными формами описательной речи,
5. Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.
6. Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные высказывания в связное сообщение.
7. Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.
8. Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.
9. Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.
3-й период (апрель, май, июнь)
1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
2. Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.
3. Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.
4. Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразительность. 5. Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:
• вставить пропущенное звено; • по цепочке.
6. Составление рассказов из деформированного текста в три-
7. Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.
8. Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|