Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие разговорно-описательной речи

Формирование предложения

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет);

б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам:
Кто это? Что делает?;

в) подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает...);

г) составление простых нераспространенных предложений
по демонстрации, по картине.

 

3. Формирование понятий «слово», «предложение»; графиче­ская запись предложения из двух слов.

 

4. Формирование предложения из нескольких слов в последо­вательности:

а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винитель­ный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки;

б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винитель­ный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку,

в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвен­ное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле;

г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (суще­ствительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем;

д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.

 

5. Графическая запись предложения из 3-4 слов.

 

6. Распространение предложений однородными членами:

а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки;

б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину;

в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.

7. Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.

8. Формирование конструкций с противительным союзом - а присравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Закрепление умения правильно строить предложения ука­занных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).

 

2. Обучение умению составлять предложения по опорным сло­вам, данным в нужной форме.

 

3. Распространение предложений определениями.

 

4. Выделение из предложения слов-признаков предмета по во­просам какой? какая? какое? какие?

 

5. Составление предложений с различными предложными кон­струкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?

 

6. Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении пред­метов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.

 

7. Формирование предложений со словами «Сначала..., а по­ том...».

 

3-й период (апрель, май, июнь)

 

1. Закрепление умения правильно строить предложения ука­занных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.

 

2. Распространение предложений словами-признаками дейст­вия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.

 

3. Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.

 

4. Составление предложений типа «подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа»: Оля хочет поймать бабочку сачком.

 

 

5. Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.

 

6. Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:

а) конец предложения;

б) вопрос;

в) восклицание.

 

Развитие разговорно-описательной речи

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 

1. Формирование диалогической речи:

а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови;

б) ответы на вопросы логопеда:

• отрицательным или утвердительным словом;

• одним словом или словосочетанием;

• простым нераспространенным предложением;

• простым распространенным предложением;

в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); само­стоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.

 

2. Объединение простых предложений в короткий рассказ.

 

3. Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.

 

4. Составление коротких рассказов-описаний предмета (эле­ментарных).

 

5. Обучение пересказу художественных текстов (ребенок встав­ляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

 

1. Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).

 

2. Речевое обозначение выполненных заданий.

 

3. Совершенствование разговорной речи, умения вести неслож­ный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).

4. Овладение элементарными формами описательной речи,
обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой
группы, разных родовых групп.

 

5. Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.

 

6. Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирова­ние умения объединять отдельные высказывания в связное сооб­щение.

 

7. Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.

 

8. Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.

 

9. Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.

 

3-й период (апрель, май, июнь)

 

1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

 

 

2. Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуа­ции и сюжетной картинки.

 

3. Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.

 

4. Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая инто­национно-смысловую выразительность.

5. Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по зада­ниям:

 

• вставить пропущенное звено;

• по цепочке.

 

6. Составление рассказов из деформированного текста в три-
четыре предложения (нарушена последовательность событий).

 

7. Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.

 

8. Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию
(придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими
довольно высокий уровень развития связной речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...