Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установление отношений понятий

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Методические рекомендации

 

Развитие интеллектуальных способностей глухих детей развертывается в нескольких направлениях, среди которых особенно важное значение имеют накопление знаний и умений, развитие способностей к абстрагированию и конкретизации, обобщению, переносу, самоконтролю, формирование положительного отношения к учению. Успех реализации этих направлений зависит от того, все ли звенья учебного процесса сориентированы на развитие мышления школьников, созданы ли условия развития познавательных интересов. Особенное значение приобретает сопряженность развития речи учащихся с развитием их логического мышления.

На уроках и во внеклассное время глухие учащиеся овладевают системой понятий, их отношений, отражающих сложные отношения и связи между предметами, явлениями реальной действительности. Освоение этой системы служит мощным стимулом развития логического мышления.

Формирование умений выражать в речи разнообразные смысловые отношения происходит в процессе усвоения словосочетаний, накапливания определенных синтаксических моделей и лексических средств. Это важный этап в речевом развитии ребенка, укрепляющий базу формирования мышления (в том числе - грамматического).

В предлагаемых рекомендациях рассмотрены разные виды смысловых отношений, которыми овладевают глухие школьники в I-III классах, раскрыто содержание и приведены примеры методических приемов формирования умений конструировать словосочетания и предложения, отражающие многочисленные варианты выражения в речи различных логических отношений. Значительная часть упражнений предполагает самостоятельное установление таких отношений учащимися. Языковой материал в "Приложении" призван облегчить поиск учителем (воспитателем) языковых средств, выражающих смысловые отношения для составления заданий учащимся, для организации их самостоятельной работы.

Предложенную систему заданий мы рассматриваем в качестве методического ориентира, опираясь на который учитель (воспитатель) может определить логико-психологическое значение каждого учебного задания и выбрать из них оптимальные для класса, его возможностей, уровня подготовки и содержания изучаемого программного материала.

Развивающая роль заданий будет тем значительнее, чем больше будет создаваться условий для активации мысли, побуждения учащихся к самостоятельным действиям, обобщениям, выводам.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ

 

Одна из основных задач развития мышления глухих учащихся в начальных классах - сформировать умение устанавливать самые разнообразные отношения между понятиями, начиная с достаточно простых (действие - объект действия, предмет - функция) и кончая более трудными для учащихся (часть - целое, элемент - множество). Примерный перечень таких отношений и языковой материал для их конструирования помещен в "Приложении".

Рассмотрим методические приемы, способствующие лучшему усвоению понятий и отношений между ними, которые можно использовать как на уроках, так и во внеклассное время в процессе интеллектуальных разминок.

Отношение ПРЕДМЕТ (СУБЪЕКТ) - ДЕЙСТВИЕ. На уроках развития речи, чтения, ППО, учащиеся постоянно оказываются перед необходимостью отвечать на вопросы «Кто? (Что?) Что делает?. Они овладевают простейшей конструкцией «Мальчик читает», «Девочка пишет».

Постепенно словарь предметов и действий расширяется, появляется необходимость в обобщении изучаемого материала, которая затем становится постоянной. Покажем это на примере нескольких глаголов, обозначающих способ передвижения.

Кто ползает? (змея, червяк)

Кто ползает, летает? (муха, жук)

Кто летает, сидит? (бабочка, стрекоза)

Кто прыгает, лазает, сидит? (белка)

Кто летает, сидит, ходит? (птицы)

Кто прыгает, сидит? (заяц, лягушка)

Кто прыгает, стоит, сидит? (воробей)

 

Задания на подбор разных субъектов (исполнителей) одного и того же действия могут формулироваться и относительно других вопросов:

Что (кто) растет? Дерево, цветы, фрукты, овощи,

ягоды, животные, люди.

Кто (что) прыгает? Белка, лягушка, воробей, заяц, лиса, кошка,

коза, лев, мяч, человек.

Что болит? Голова, живот, руки, ноги, спина, грудь, бок, уши, глаза,

зубы, рот.

 

Полезны упражнения в подборе разных действий одного субъекта, исполнителя. Например: Ученик - учит, решает, считает, прибавляет, пишет, читает, спрашивает, отвечает, думает, говорит, повторяет, переписывает, записывает, дописывает, вписывает, выполняет, помогает, повторяет, рисует, расспрашивает, вырезает, наклеивает. Дождь идет, льет, моросит. Снег идет, падает, тает. Солнце греет, светит.

К концу II класса дети должны быть в состоянии назвать ряд специфических для человека действий:

Человек живет, работает (лечит, учит, сеет, убирает), думает, учится (пишет, читает, считает), отдыхает (пляшет, смотрит, танцует, загорает, купается, читает, играет, лежит, рисует), ест (завтракает, обедает, ужинает), чувствует (улыбается, плачет, сердится, испугался), передвигается (идет, прыгает, бежит, едет на..., летит на..., плывет, ползает), защищается, растет, болеет, ухаживает за собой (одевается, раздевается, причесывается, умывается, чистит, моет), за одеждой (стирает, гладит, чистит), и обувью (чистит), за помещением (подметает, моет, стирает пыль).

Можно включить в работу и слова с обозначением противоположных действий: беги - стой, говори - молчи, одеваться - раздеваться, работать - отдыхать, прийти - уйти, лежать, стоять, войти - выйти. На этом материале учащиеся овладевают конструкцией «А», а «Б»: Ручка лежит, а журнал стоит. Самолет летит, а лодка....

Отношение ДЕЙСТВИЕ - ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ. Это одно из наиболее часто устанавливаемых учащимися в процессе учебной деятельности отношений (Зажечь свет, закрыть окно и т. д. См. «Приложение»).

В процессе успешного усвоения указанного отношения (в обычных условиях прохождения школьной программы) создаются возможности для усложнения интеллектуальной деятельности детей (выполнение обобщения более высокого уровня). От учащихся можно требовать установления связи между действиями и множеством объектов их приложения. Например,

брать (взять) карандаш, линейку, свеклу, яблоко, мясо, молоко, сандалии, туфли, мяч, ложку, чашку, стул;

варить (пробовать) варенье, щи, суп, кашу, кофе, картофель;

вешать (снимать) флаг, портрет, картину, календарь, лампочку, газету, полотенце, плакат, лозунг, рисунок, пальто, платье;

выполоскать рот, чашку, полотенце;

вымыть (вытереть) пол, ложку, ложки, ноги, шею, доску;

выучить (повторить) урок, буквы, слово, предложение, стихотворение, сказку, задачу;

есть (кушать) конфеты, печенье, сыр, масло, яйцо, сахар, хлеб, шоколад, вафли, клубнику, землянику, малину, яблоко, грушу, лимон, апельсин, мандарин, виноград, морковь, помидор, картофель, свеклулук, огурец, суп, щи, колбасу, булку, кашу;

закрывать (открывать) банку, ведро, глаза, двери, журнал, кассы, клетку, книгу, комнату, корзинку, коробку, кувшин, мыльницу, окно, портфель, прописи, тетрадь, форточку, шкаф, ящик;

искать (найти) авторучку, карандаш, книгу, тетрадь, резинку, колготки, тапочки, нож, вилку, ключ, иголку, ответ, рисунок;

купить бумагу, кисточку, хлеб, масло, сыр, платье, чашку, лимон, морковь, стул, лекарство;

ловить (поймать, выпустить) бабочку, муху, жука, рыбу, птицу, мяч;

мыть голову, руки, шею, ноги, спину, пол, картофель, чашку;

налить (вылить) воду, чай, кофе, щи, суп, компот, молоко;

насыпать зерно, крошки, яблоки, песок, горох;

писать письмо, буквы, слово, предложение, лозунг, плакат, рассказ, вопрос, ответ, задачу, упражнение;

пить чай, кофе, молоко, капли, воду, сок, квас;

повесить (снять) картину, портрет, календарь, лампочку, газету, полотенце, плакат, лозунг, газету, пальто, флаг;

положить (взять) ручку, берет, книгу, яюлоко, простыню, подушку, газету, соль, рубашку, шапку;

поставить (убрать, снять) кружку, тарелку, стол, цветы, книги, ботинки, авто;

разбить стакан, банку, чашку, кувшин, окно, форточку, орех;

раздать (собрать) книги, тетради, резинки, ручки, краски, кисточки, ножницы, линейки, прописи;

разорвать бумагу, плакат, тетрадь, книгу, штаны, простыню, ботинки, сапоги;

сломать куклу, дерево, ветку, палку, стол, ручку, ногу, телевизор, вилки;

сорвать лист, подснежник, плакат, траву;

узнать человека, дом, город, деревню;

читать письмо, слово, предложение, стихи, сказки, рассказ, заглавие, книгу, учебник, плакат, лозунг, газету, журнал.

 

Связь должна устанавливаться не только с единичными объектами, но и с родовой группой, однородным множеством:

варить овощи, фрукты;

выполоскать посуду, белье;

вытереть тело, посуду, белье;

вычистить обувь, одежду, мебель;

кормить людей, животных;

любить детей, животных;

положить учебные вещи, одежду, белье, овощи, фрукты, газеты;

понюхать цветы, овощи, фрукты, продукты;

поставить посуду, обувь, игрушки, мебель;

разорвать одежду, белье, обувь;

разбить посуду;

сломать мебель, учебные вещи.

 

Стоит обратить внимание учащихся, что одни и те же предметы можно подвергать разным действиям. Например, учебные вещи, мебель, посуду, продукты, одежду, обувь можно: брать (взять), бросить (бросать), вынуть, достать, искать, купить, найти, нести, нарисовать, принести, поднять, показать, получить, положить, повесить (поставить), попросить, раздать, сосчитать, спрятать, убирать (в шкаф, на полку), переносить, узнать, уронить и т. д.

По мере усвоения действий в качестве материала для упражнений должны использоваться и пары слов, обозначающих противоположные по значению действия:

дай - возьми раздать - собрать выиграть - проиграть

закрой - открой бросить - поднять накрывать - собирать

надень - сними бросать - ловить подарить - получить

положи - возьми принести - унести спрашивать - отвечать

повесить - снять уронить - поднять завернуть - отвернуть

взять - отдать спрятать - найти развернуть - свернуть

лежать - стоять погасить - зажечь пришить - оторвать

налить - вылить сшить - распороть.

 

Можно специально отвести время на усвоение тонких различий в обозначении действий с одинаковым смыслом. Например, смысл «сделать чистым, аккуратным» передают сочетания:

умыть лицо; вымыть шею, руки, ноги, посуду, пол; подмести пол; вычистить одежду, мебель, зубы; вытереть шею, пыль, мебель; подстричь волосы, ногти.

А смысл действия «испортить, привести в негодность» передают словосочетания:

разорвать одежду, обувь, бумагу; разбить окно, посуду; сломать ветку, мебель; рассыпать бусы, зерно.

Полезны такие сравнения-противопоставления:

Поставить мебель, посуду, обувь, положить учебные вещи, белье, продукты, а повесить одежду, картину, полотнце, плакат, лозунг. Налить кофе, чай, суп, а насыпать зерно, крошки.

Отношение ПРЕДМЕТ - ПРИЗНАК. Полезно обратить внимание учащихся на существование постоянных признаков:

сахар сладкий, лимон кислый, зимний день короткий, мяч круглый, карандаш продолговатый, иголка острая, лампочка гладкая.

В содержание упражнений следует включать слова, обозначающие предметы с одинаковыми признаками:

светлый (ая) день, класс, зал, спальня, коридор, кабинет;

скользский (ая) лед, пол, рыба;

гладкий (ое) мяч, яблоко;

пушистый (ая) снег, белка, шарф;

круглый (ая, ое) мяч, арбуз, яблоко, мандарин, голова;

продолговатый огурец, желудь, апельсин, лимон;

колючий (ая) еж, рыба, кактус;

толстый (ая, ое) дерево, книга, человек, тетрадь;

высокий человек, дом, шкаф;

широкий (ая, ое) пояс, дорога, улица, платье.

 

В упражения следует включать и альтернативные определения предметов:

злой - добрый голодный - сытый одинаковый - разный

новый - старый хороший - плохой большой - маленький

сырой - сухой сильный - слабый горячий - холодный

мокрый - сухой теплый - холодный вкусный - невкусный

правый - левый сладкий - соленый сладкий - несладкий

толстый - тонкий передние - задние похожий - непохожий

мелкий - крупный короткий - длинный круглый - квадратный

мягкий - твердый глубокий - мелкий первый - последний

широкий - узкий высокий - низкий вредный - полезный.

 

Учащихся можно подвести к мысли, что один и тот же предмет в разных условиях может обладать альтернативными признаками:

Рассказ длинный или короткий, интересный или неинтересный.

Утюг

чай горячий, или теплый, или холодный.

кофе

Ветер сильный или слабый, холодный или теплый.

Волк голодный или сытый.

Суп вкусный или невкусный.

Полотенце мокрое или сухое.

Лента широкая или узкая.

Воздушный шарик круглый или продолговатый.

Дерево тонкое или толстое.

День теплый или холодный, пасмурный или ясный, длинный или короткий.

Небо чистое или облачное, высокое или низкое.

Человек толстый или худой, высокий или низкий, добрый или злой, веселый или грустный.

Платье новое или старое.

Мальчик сильный или слабый.

Яблоко сладкое или кислое.

Берег правый или левый.

Пирог вкусный или невкусный

 

Разновидностью атрибутивных (определительных) отношений выступает и отношение ПРЕДМЕТ - МАТЕРИАЛ.

Стакан из стекла, варенье из ягод, баба из снега, ком из ваты, шапочка из шерсти, лодочка из бумаги, тарелка из глины, петля из нитки, шар из пластилина, платье из ткани, слово из букв, предожение из слов, рассказ из предложений, узор из мозаики.

Важно показать учащимся, что предмет может быть изготовлен из разного материала: кувшин из стекла, глины; шар из глины, из пластилина; варенье из ягод, из фруктов.

Естественно в связи с этим обратить внимание и на то, что один материал используется для изготовления разных предметов: из бумаги - лодочка, пароход, кораблик, тетрадь, книга, плакат, шапочка, стрела, самолет, кошелек, закладка, фонарик, флажки, парашют, макет, хлопушка, цепь, звезда, снежинка.

Отношение ДЕЙСТВИЕ - ОРУДИЕ ДЕЙСТВИЯ (предмет - функция). В процессе изучения данного отношения следует показать возможности выполнения данного действия разными орудиями:

вытирать полотенцем, тряпкой, простыней, рукой;

писать ручкой, карандашом, кистью, мелом;

резать ножом, ножницами;

есть ложкой, вилкой;

поливать лейкой, стаканом, банкой, ведром;

пристегнуть кнопкой, крючком, пуговицей;

ловить удочкой, рукой, панамкой;

отвернуть отверткой, ключом.

 

Можно включать в упражнение пары с противоположным значением:

писать ручкой - стирать резинкой;

пришить иголкой - отрезать ножницами.

 

При этом от учащихся можно требовать сравнения в виде развернутых суждений: Пол моют тряпкой, а платье чистят щеткой. Письмо пишут ручкой, а рисунок раскрашивают карандашом.

Разновидностью упражнений в определении отношения «предмет - функция» можно считать задания на установление зависимости между объектом и предметом воздействия (Волосы расчесывают расческой, письмо пишут ручкой, клумбу поливают лейкой, пальто чистят щеткой) в виде пар слов: волосы - щетка, письмо - ручка, клумба - лейка, пальто - щетка. Как только ученики усвоят структуру, задание может приобрести вид: пол -?, рыба -?, хлеб -?, вода -?.

При это ученик должен быть готов по просбе учителя развернуть высказывание: Хлеб режут ножом.

Словарь для справок: нож, удочка, стакан, доска, тряпка, лента.

 

Отношение ДЕЙСТВИЕ - ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ. В учебной деятельности учащиеся постоянно оказываются перед необходимостью определять качество действия, понимать качественные оценки действия. Поэтому словарь наречий учащихся нуждается в постоянном пополнении (читать тихо, рисовать красиво).

Постоянно необходимо включать в упражнения слова, обозначающие противоположные признаки:

легко - трудно медленно - быстро красиво - некрасиво

долго - быстро крепко - слабо приятно - неприятно

громко - тихо холодно - тепло аккуратно - неаккуратно

прямо - криво темно - светло внимательно - невнимательно

 

В специальных упражнениях можно обратить внимание на противоположность признаков одного и того же действия: смотреть внимательно или невнимательно, пахнуть приятно или неприятно, завернуть крепко или слабо, провести (линию) прямо или криво.

От учащихся надо добиваться указания не только на один, но и на несколько возможных признаков одного действия:

писать медленно или быстро, аккуратно или неаккуратно, красиво или некрасиво, внимательно или невнимательно; наклеить быстро, аккуратно, неаккуратно, грязно; говорить медленно, тихо, быстро, громко, красиво, весело.

Развивают мышление и языковую способность учащихся и упражнения в подборе нескольких действий с одинаковым признаком:

медленно копать, мыть, читать, делать, пить, подметать, накрывать, кушать, отвечать, закрывать, танцевать, стирать, писать, таять, поливать, раздеваться, распускаться, убирать, украшать, умываться, говорить, считать, ехать, идти, ползти, лететь, плыть, катиться, везти, заживать, отвертывать, ужинать;

внимательно читать, писать, переписать, считать, решать, смотреть, наблюдать, играть, искать.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ отношения. В интеллектуальных разминках эти отношения учащиеся устанавливают в ответ на просьбу учителя (воспитателя) назвать, что где лежит (стоит, висит, живет).

Можно использовать два варианта предъявления задания в виде вопросов:

а) Где вода? Где цветы? Где картофель?

б) Что в стакане? Что в вазе? Что в ведре?

 

С приобретением опыта установления таких отношений учащиеся могут самостоятельно образовывать пары слов, связанные пространственными отношениями, используя помощь в виде списка слов, обозначающих предметы и места их нахождения. Пример такого списка:

Чай, в тарелке, цветы, орех, в портфеле, в вазе, в хлебнице, суп, в скорлупе, в доме, в стакане, тетрадь, хлеб, огурец, рыба.

Аналогичным образом может быть организована работа в вопросом «Кто где работает?» (врач в больнице, учитель в школе и т. д.). Для коллективной работы можно на плакате (или на доске) вперемешку поместить названия профессий человека и мест работ (учреждений):

КТО ГДЕ РАБОТАЕТ?

продавец рабочий

колхозник клоун

врач учитель

завод цирк школа

колхоз магазин больница

 

Учащиеся соединяют пары слов, связанные пространственными отношениями (постоянно работая в условиях выбора).

В упражнения включается и вопрос «Где как передвигается?». Справочный материал помещается на доске. Учитель может назвать один компонент пары, а ученик образует ее, выбирая подходящее по смыслу слово: по воздуху (лететь) на самолете;

по комнате (ходить) в тапочках.

При этом от учащихся можно требовать развернутого ответа: по воде можно плыть на лодке, по льду можно ехать (кататься) на коньках.

Следует обратить внимание учащихся на различие действий, посредством которых предмет сохраняет место:

сидит (белка в дупле) находится (молоко в стакане)

растет (трава на лугу) лежит (гриб в корзине)

живет (волк в лесу) висит (картина на стене)

едет (мальчик по льду) работает (учитель в школе).

 

Учащимся следует предлагать задания на самостоятельное завершение словосочетаний:

поставить (куда?)...;

прийти (куда?)...;

цвести (где?)...;

работать (где?)...;

убрать (откуда?)...;

снять (откуда?)....

 

В упражнения полезно включать задание назвать разные места совершения одного действия:

расти в поле, в парке, в саду, в лесу, в сквере, на грядке, в огороде, в горшочке;

жить в доме, конуре, сарае, гнезде, улье, норе, клетке, в аквариуме, в реке, в лесу, на дворе;

работать в школе, в больнице, на заводе, в колхозе, в театре, в цирке;

 

и одно место разных действий:

в тетради писать, рисовать, наклеивать;

на реке купаться, загорать, играть;

на диване сидеть, лежать, свернуться клубочком.

 

ВРЕМЕННЫЕ отношения. В упражнения на установление этих отношений практически включается весь словарь глаголов (для обозначения учебных действий, действий в интернате и т. д.).

Доступно для учащихся II-III класса установление времени наступления (появления) признаков. Например, когда бывает темно? (светло? пасмурон? ясно? холодно? тепло?). Учащиеся могут составлять ответ в виде словосочетаний: ночью темно, днем светло, в дождь пасмурно, зимой холодно, летом тепло.

Полезно систематизировать знания детей о характерных признаках времен года.

Когда можно наблюдать сосульки (проталины, лужи, ледоход, слякоть, снегопад, листопад, метель, мороз, ветер, ручьи, лед, сугроб, солнце)?

Когда носят сапоги (ботинки, туфли, сандалии, босоножки, валенки, шубу, сарафан, платье, пальто, плащ, юбку, майку, шапку, платок, панамку, берет, фуражку, кепку)?

Когда можно купаться (загорать)? Играть в футбол (волейбол, баскетбол, хоккей, шашки)? Кататься на лодке (велосипеде, лыжах, коньках)? Катать ком? Лепить снежную бабу? Пускать кораблики? Ходить в лес? Собирать грибы (ягоды)?

Аналогично можно использовать и содержание режимных моментов с тем, чтобы обеспечить прочное, правильное соотнесение их со временем проведения:

Когда ты встаешь? Обедаешь? Умываешься? Моешь руки? Завтракаешь? Учишь уроки? Работаешь в классе? и т. д.

Полезно работать с альтернативными парами:

сегодня - вчера вечером - утром весной - летом

зимой - летом днем - ночью сначала - потом.

 

Можно познакомить детей и с более трудным способом выражения временных отношений:

отдыхать на перемене;

поехать (в гости) на каникулах;

выступать на утреннике;

нести (цветы) на демонстрации.

 

Отношения РОД - ВИД. В арсенале сурдопедагога должен быть ряд методических приемов, обеспечивающих формирование понимания отношений «род - вид». Упражнения в различении родо-видовых отношений весьма разнообразны: классификация понятий, сравнение и обобщение понятий (исключение лишнего), прогнозирование отсутствующих слов-понятий на основании анализа данных, сравнения объемов понятий. По мере накопления слов-понятий, относящихся к различным родовым группам, учащиеся оказываются в состоянии выполнять задание на классификацию понятий.

Начинать можно с двух родовых, далеких по смыслу друг от друга, групп (например, овощи и игрушки, учебные вещи и посуда и т. п.). Постепенно количество выделяемых групп будет увеличиваться (три-четыре). Работа проводится и коллективно, и индивидуально (в последнем случае дети получают конверты с картинками или словами для группировки).

Вначале обобщающее слово предлагается учащимся сразу и служит определителем при группировке. Затем учащиеся могут самостоятельно складывать картинки или слова, что к чему подходит, и называть обобщающим словом образованные группы слов. Можно стимулировать самостоятельную классификацию выкладыванием образца: «стол», «дуб», «автобус». при затруднении можно еще каждый ряд дополнять картинками или словом из родовой группы. И лишь после достаточного количества таких упражнений можно требовать самостоятельной классификации.

В любом случае после завершения группировки картинок или слов-понятий учащиеся должны объяснить принцип формирования групп. Во всех заданиях условием выбора является избыточность справочного материала. Особенно это важно при самостоятельной классификации без опоры на родовое понятие.

 

Варианты заданий на классификацию могут быть различны:

Подбор видовых и родовых понятий.

Вариант А. Учащимся раздаются карточки с картинками или словами, обозначающими видовые понятия. Учитель показывает слово - родовое понятие, например, «Одежда», а учащиеся поднимают карточки с изображением или обозначением различных предметов одежды и называют их.

Вариант Б. Учащимся раздают карточки с обобщающими словами «Посуда», «Овощи», «Транспорт» и т.д. Учитель называет слова, например, «Тарелка», «Огурец», «Трамвай». Учащиеся поднимают соответствующие карточки, все вместе проговаривают «Трамвай - это транспорт».

 

Классификацию можно осуществлять в игровых ситуациях.

Игра «Помоги почтальону».

У учащихся на карточках-«дверях» «почтовые ящики» (с названиями родовых понятий). В сумке у «почтальона» слова, обозначающие видовые понятия. «Почтальон» берет из сумки карточку со словом, а играющие соотносят ее с обобщающим словом на своем ящике и в случае логического соответствия просят ее у «почтальона» и опускают это «письмо-карточку» в свой «почтовый ящик». Невостребованные карточки остаются у «почтальона». При этом отсутствующие слова - родовые понятия «почтальон» может попросить назвать («Каких почтовых ящиков не хватает?»).

Игра «Собери ромашку».

В сердцевине ромашки размещается слово - родовое понятие. А «лепестки» ромашки с наклееными картинками либо написанными словами (обозначающими видовые понятия) раздаются учащимся. «Лепестки» могут экспонироваться на наборном полотне, и тогда дети, поочередно выходя к доске, выбирают подходящее слово-«лепесток» и прикрепляют его к сердцевине.

Игра «Собери кольцо».

В центре кольца - слово - родовое понятие, а обод его составлен из видовых, входящих в объем данного родового понятия, помещаются на отдельных карточках (частях обода) и перемешиваются с другими, не относящимися к данному роду. Учащиеся выбирают нужные и заполняют («собирают») кольцо.

Игра «Лото».

Для упражнений в делении понятий можно использовать лото. На карте помещается слово, обозначающее родовое понятие, а пустые гнезда заполняются изображениями либо словами, обозначающими видовые понятия.

 

транспорт      
       

 

овощи      
       

 

Методика работы: А. Учитель («маленький» учитель) называет слова. Учащиеся определяют их родовую принадлежность, сравнивают со своим словом-заданием, а в случае совпадения получают карточку и помещают ее в гнездо на карте.

Б. Учащимся раздаются карты и наборы слов (с включением избыточных) для самостоятельного заполнения гнезд.

Завершение высказываний.

В целях усвоения отношений «Род - вид» можно использовать упражнение в завершении высказывания:

Посуда - это...,...,....

Белье - это...,...,....

Цвет - это...,...,....

Игра «Что (кого) везет...?».

 

Используются матрицы или плакаты коллективного и индивидуального пользования: «Гусеница» (10 и более видовых понятий), «Паук» (8), «Жук» (6), «Авто» (4), «Самолет» (3), «Велосипед» (2).

Приводим образцы материалов и варианты заполнения матриц. На доске вывешивается матрица «Гусеница»,

 

                         
                                                     
 
                                                     
                         

 

в центре которой размещается родовое понятие «Учебные вещи», и предлагаются слова для выбора: отметка, классы, ошибка, вопрос, тетрадь, карандаш, пионер, книга, резинка, ответ, ученик, кисточка, класс, линейка, прописи, словарь, учебник, октябренок, ручка, зал, портфель, ножницы, школа.

Учащиеся выбирают нужные слова и вставляют их в гнезда на матрице. Слова для выбора можно пронумеровать, и тогда в гнездах будут указаны порядковые номера нужных слов в справочном материале.

Матрицу «Гусеница» можно использовать при делении понятий:

«Люди». Слова для выбора: клоун, цирк, рабочий, завод, колхозник, колхозница, пионер, отряд, октябренок, вожатая, дворник, лекарство, врач, учитель, книга, танк, солдат, офицер, старушка, семья, мальчик, девочка.

«Цвет». Слова для выбора: светлый, красный, зеленый, темный, синий, гладкий, белый, розовый, широкий, серый, пушистый, свежий, коричневый, черный, голубой, оранжевый, желтый, темно-зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый, желто-синий, светло-синий.

«Деревья»: березка, рябина, липа, дуб, осина, сосна, черемуха, елка, клен, тополь.

«Дикие животные»: медведь, белка, лиса, волк, тигр, лев, слон, еж, мышь, червяк.

«Дикие птицы»: воробей, ворона, галка, грач, дятел, ласточка, снегирь, синица, скворец, сорока.

«Овощи»: картофель, морковь, огурец, свекла, лук, помидор, репа, горох, бобы, чеснок.

«Одежда»: шуба, куртка, шарф, штаны, рубашка, платье, колгтоки, майка, юбки, носки, чулки, брюки.

«Посуда»: чашка, стакан, кружка, ведро, тарелка, вилка, нож, ложка, кувшин, хлебница.

«Пища»: суп, щи, каша, компот, печенье, вафли, конфеты, буока, колбаса, хлеб, шоколад, кофе.

«Размер»: большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, толстый, тонкий.

 

Матрица «Паук»

 

                   
                                     
 
                                     
                   

«Мебель». Слова для выбора: стена, пол, стол, скамейка, окно, вешалка, форточка, крыша, парта, класс, шкаф, дверь, диван, табуретка, стул, телевизор.

«Цветы». Слова для выбора: малина, георгин, трава, астра, яблоня, груша, подснежник, весна, мак, ромашка, колхоз, 8 Марта, мимоза, гладиолус, одуванчик, дуб.

С помощью матрицы «Паук» можно также делить понятия:

«Обувь»: ботинки, туфли, калоши, тапочки, босоножки, сапоги, сандалии, валенки.

«Фрукты»: яблоко, груша, слива, вишня, виноград, мандарин, апельсин, лимон.

«Работать»: рыхлить, сажать, расчищать, подстричь, выжимать, колоть, почистить.

 

Матрица «Жук»

 

             
                         
 
                         
             

 

«Игры и развлечения». Словарь для выбора: домино, двор, играть, качели, январь, карусели, зеркало, дом, прятки, утро, шашки, мяч, шахматы.

С помощью матрицы «Жук» можно делить понятия:

«Домашние животные»: верблюд, корова, коза, лошадь, собака, кот.

«Головные уборы»: берет, фуражка, кепка, шапка, панамка, платок.

«Игрушки»: мяч, кукла, авто, мишка, зайка, юла.

«Транспорт»: трамвай, троллейбус, автобус, такси, грузовик, велосипед.

«Двигаться»: прыгать, ползти, идти, ехать, лететь, плыть.

«Погода»: дождь, мороз, солнце, снег, ветер, метель.

 

Матрица «Авто»

 

         
                   
 
                   
         

 

«Грибы». Слова для выбора: лес, лисички, елка, белый гриб, осина, подосиновик, трава, цветы, мухомор.

С помощью матрицы «Авто» можно делить понятия:

«Насекомые»: бабочка, муха, жук, стрекоза.

«Ягоды»: малина, земляника, крыжовник, клубника.

«Домашние птицы»: гусь, утка, петух, курица.

«Времена года»: зима, весна, лето, осень.

«Белье»: простыня, наволочка, пододеяльник, полотенце.

«Форма»: квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный.

«Ткань»: шелк, сатин, ситец, марля.

«Материал»: пластилин, глина, бумага, ткань.

«Инструменты»: ножницы, кисточка, карандаш, линейка.

«Фигуры»: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

 

Матрица «Самолет»

 

         
           
     
           
         

 

С помощью матрицы «Самолет» можно делить понятия:

«Зимние месяцы»: декабрь, январь, февраль.

«Осенние месцы»: сентябрь, октябрь, ноябрь.

«Летние месяцы»: июнь, июль, август.

«Весенние месяцы»: март, апрель, май.

«Елочные украшения»: звезда, снежинки, флажки.

«Блюдо»: первое, второе, третье.

 

Матрица «Велосипед»

 

               
               

 

С помощью матрицы «Велосипед» можно делить понятия:

«Животные»: домашние, дикие.

«Стрелки»: минутная, часовая.

«Нитки»: штопка, мулине.

«Насекомые»: полезные, вредные.

«Птицы»: зимующие, перелетные.

 

По мере изучения и обогащения знаний об объектах-понятиях для деления их могут использоваться все более сложные матрицы. Например, в I классе для деления понятия «Насеокмые» используется матрица «Самолет»:

 

  жук      
           
насекомые   муха
           
    бабочка                
                               

 

а к концу II класса - матрица «Гусеница»:

 

  стрекоза   комар   клоп   оса   пчела   муравей    
                                                   
н а с е к о м ы е
                                                     
  кузнечик   м
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...