Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление по результатам в государственных и муниципальных организациях: основные элементы и проблемы внедрения.




В литературе управление по результатам рассматривается как средство повышения эффективности государственных расходов, все основные приемы которого основаны на управленческих принципах частного бизнеса. Опыт многих стран, прежде всего англосаксонских, где впервые были сформулированы основные постулаты теории «нового государственного управления», показывает, что внедрить принципы управления по результатам легче как раз в периоды финансовых трудностей в условиях все увеличивающихся размеров дефицита государственного бюджета. Следует отметить, что в российской и зарубежной литературе отсутствует единое понимание термина «управление по результатам», однако, на наш взгляд, наиболее точно его определила Е.И. Добролюбова как «принцип управления, основанный на обеспечении взаимосвязи целей, результатов и ресурсов на всех стадиях управления (планирование, реализация и контроль), способствующий наиболее эффективному достижению целей органов исполнительной власти (органов местного самоуправления, государственных организаций)».

Управление по результатам включает в себя ряд внутренне взаимосвязанных направлений, которые охватывают практически все аспекты государственного управления: ответственную финансовую политику, бюджетирование по результатам, оптимизацию организационной структуры, привлечение квалифицированных кадров, внедрение конкурентных начал при предоставлении государственных услуг и т.д. Таким образом, ключевыми факторами успешной системы управления по результатам, по мнению О.Н. Цветкова, являются:

- стратегический план развития регионов;

- эффективная структура органов исполнительной власти для реализации государственной (региональной);

- разработанная система показателей (индикаторов) для оценки эффективности работы органов исполнительной власти и достижения стратегических целей развития регионов как с количественной, так и с качественной стороны. При этом показатели не должны быть субъективными, должны отражать реальную результативность деятельности, а также в меньшей степени зависеть от факторов, находящихся вне контроля государственного аппарата;

- отлаженная система информационных потоков, позволяющая оперативно обеспечивать руководителей органов исполнительной власти достоверной информацией для анализа и оценки эффективности осуществленных бюджетных расходов и достижения заданных целей развития экономики.

В то же время многие проблемы остались неразрешенными. Во-первых, необходимо в ближайшее время заняться упорядочением и оптимизацией инструментов и механизмов управления по результатам: существующее множество типов документов планирования ведет к дублированию деятельности, а некоторые из этих типов документов оказались не востребованными в практике управления. В то же время при всем многообразии существующих типов документов они не охватывают все виды и уровни результатов, например результатов регулирующего воздействия государственной политики, результатов исполнения функций. Во-вторых, применение принципов управления по результатам предполагает изменение процедур принятия решений: то или иное решение должно приниматься с учетом ожидаемых (и достигнутых) результатов, в том числе с учетом оценки возможных финансовых, экономических, социальных последствий. «Бесплатных» реформ не бывает: их проведение оплачивают либо напрямую налогоплательщики, либо они же – но через бюджет. Переход к использованию преимущественно программно-целевых методов управления, формализация мониторинга и оценки программ позволят существенно продвинуться в данном направлении. В-третьих, для того чтобы иметь возможность учитывать достигнутые результаты при принятии решений, механизмы и периодичность мониторинга реализации программ должны соответствовать управленческим потребностям для таких видов программ, проектов, функций.

Анализ практики внедрения принципов управления по результатам в разных странах выявил ряд серьезных проблем, связанных с использованием этих принципов в государственном секторе, и позволил сделать вывод о том, что внедрение принципов управления по результатам не должно сводиться к изобретению некоего «идеального» механизма. Данный механизм не способен полностью заменить политический процесс принятия решений, поскольку на него неизбежно воздействуют интересы различных элитных групп, связанных как с политическим руководством региона (муниципального образования), так и с региональной (местной) бюрократией. Широкому распространению новых методик муниципального управления мешают, прежде всего, объективные условия развития местного самоуправления в нашей стране, препятствующие самостоятельной и продуктивной деятельности местных властей. Главные из них: незавершенность и концептуальная противоречивость государственной реформы местного самоуправления; ограниченность финансовой базы местного самоуправления; дефицит квалифицированных муниципальных служащих высшего и среднего звена; отсутствие в стране развитых институтов гражданского общества, социальная пассивность местных сообществ. В связи с этим цель управления по результатам заключается в формировании адекватной информационной базы для принятия решений; в установлении определенных процедур, позволяющих осуществлять согласование интересов всех заинтересованных сторон в процессе принятия этих решений.

Таким образом, эффективное применение принципов управления по результатам предполагает наличие, с одной стороны, эффективной цепочки происходящих экономических процессов в регионе, с другой – должным образом выстроенной информационной системы управления, которая обеспечивала бы ответственных лиц на всех уровнях иерархии управления информацией о развитии региона в целях оценки его эффективности и выработки дальнейших управленческих решений. На сегодняшний день в регионах не разработана методология, используемая при управлении по результатам, которая основывалась бы на четкой модели социально-экономического развития, ориентированной на результат с комплексом показателей. Это является основным препятствием на пути создания информационной системы управления регионами и, соответственно, внедрения принципов управления по результатам.

Внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат позволяет:

- повысить эффективность деятельности, как отдельного работника, так и организации в целом; более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений;

- повысить эффективность использования ср-в.

Целью управления по результатам является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах власти всех уровней.

Внедрение механизмов управления, ориентированного на результат, позволит повысить эффективность использования ресурсов и ответственность органов власти за результаты работы и достижение целевых показателей.

Основные элементы:

- обязательна постановка целей и задач;

- понимание ожидаемого результата;

- учет полученных результатов при исполнении намеченного и дальнейшем планировании.

Проблемы внедрения.

Практика составления докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти в 2004-2005 гг. выявила ряд серьезных проблем, препятствующих формированию системы управления, ориентированного на результат:

- отсутствие методики расчета показателей результативности по ряду важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти;

- отсутствие системы сбора и обработки информации, необходимой для формирования целевых значений показателей результативности, и системы мониторинга их достижения;

- у служащих нет необходимых знаний и навыков такой работы, а также мотивации к ее проведению.

Управление по результатам представляет собой особый подход к управленческим задачам на основе максимально возможной структуризации с позиций «ресурсов» и «результатов».

Управление результативностью характеризуется повышенными требованиями к качеству целеполагания и четкой направленностью на достижение конечного результата. Чем точнее совпадение результата с целью, тем выше качество управления.

Управление на основе результатов направлено на создание управленческой культуры, основанной на непрерывном накоплении опыта и управлении инновациями, использование системного и процессного подходов к управлению и достижению результатов.

По сравнению с традиционными инструментами государственного управления управление по результатам предполагает большую автономию руководителей органов власти, осознание ответственности за результаты, а также обязательность отчетности.

Внедрение данного инновационного управленческого подхода представляет собой масштабный, последовательный и длительный процесс, характеризующийся значительным пересмотром ценностей государственной службы и значимости государственной деятельности.

Данный процесс предполагает:

- упорядочение управленческой структуры;

- изменение кадровых технологий (необходимо сделать более объективными отбор и назначения; упростить и модернизировать систему оценки);

- разработку показателей эффективности и результативности деятельности;

- модернизацию системы оплаты труда, связь результатов и оплаты труда государственных служащих;

- развитие властных структур (важно, чтобы они стали «самообучающимися» организациями;

- большую вовлеченность государственных служащих в модернизационные процессы.

Одним из необходимых условий эффективного внедрения управления по результатам является приведение в соответствие целей, форм и методов управленческого воздействия потребностям социальной системы. Цели, которые выдвигаются субъектом государственного управления, должны оптимально соответствовать общей направленности социальных интересов, то есть должен реализовываться принцип социальной идентичности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...