Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случай для анализа конфликта

Конфликтология

Направление – география, 2 курс

 

Литература

Новейшая (последние 5 лет)

Алексеев О.А. Конфликтология и управление [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. А. Алексеев; О.А. Алексеев. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.

Егидес А.П. Психология конфликта [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. П. Егидес; А.П. Егидес. - Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.

Зеленков М. Ю. Конфликтология / М. Ю. Зеленков; М.Ю. Зеленков. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015.

Козырев Геннадий Иванович. Конфликтология: Учебник / Козырев Геннадий Иванович. - Москва; Москва: Издательский Дом "ФОРУМ": ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014.

Конфликтология: Учебник / Кибанов Ардальон Яковлевич [и др.]. - 2. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014.

Конфликтология. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 543 с. - (Золотой фонд российских учебников).

Цветков В. Л. Психология конфликта: От теории к практике / В. Л. Цветков; В.Л. Цветков. - Москва: Юнити-Дана, 2015.

 

Практикумы

Бобрешова И. П. Конфликтология. Практикум / И. П. Бобрешова, В. К. Воробьев; И.П. Бобрешова; В.К. Воробьев. - Оренбург: ОГУ, 2015.

Емельянов Станислав Михайлович. Практикум по конфликтологии: [Учеб. пособие] / Емельянов Станислав Михайлович; С. М. Емельянов. - СПб. и др.: Питер, 2001.

Фесенко О. П. Практикум по конфликтологии или учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки) / О. П. Фесенко; Фесенко О.П., Колесникова С.В. - Москва: ФЛИНТА, 2014.

 

Рекомендуемая. Авторитетные авторы

Анцупов Анатолий Яковлевич. Конфликтология: учеб. для вузов / Анцупов Анатолий Яковлевич, Шипилов Анатолий Иванович. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2008.

Анцупов Анатолий Яковлевич. Конфликтология в схемах и комментариях: [учебное пособие] / Анцупов Анатолий Яковлевич, Баклановский Сергей Владимирович. - 2-е изд., перераб. - Москва [и др.]: Питер, 2009.

Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов / Васильев Николай Николаевич. - Санкт-Петербург: Речь, 2008.

Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.

Психология конфликта / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. - 2-е изд., доп. - Москва [и др.]: Питер, 2008.

Хасан Борис Иосифович. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Хасан Борис Иосифович; Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008.

 

Изучение дисциплины заканчивается зачётом.

Оценивается:

· устные доклады на семинарах (в приоритете);

· письменные доклады по теме семинара;

· участие в работе на практических занятиях (выполнение упражнений, решение задач и т.д.);

· самостоятельные письменные работы;

· письменные контрольные работы на модульных точках.


 

Тема. Анализ конфликта

Задание – проанализировать конфликт. Рассмотреть структуру и обозначить стадии развития конфликта.

 

структура стадии
Стороны (участники) Предконфликтная ситуация
Предмет Инцидент
Проблемное поле Эскалация
Позиции и интересы Кульминация
Условия Завершение
  Постконфликтная ситуация

Случай для анализа конфликта

Студенческая группа 3-го курса по результатам учебы была признана лучшей группой института и приказом ректора награждена премией. Через пару дней после этого ректор института застал четырех студентов этой группы курящими на лестничной площадке. Курение в стенах учебного заведения запрещалось. Ректор вынес всем четырем выговор за нарушение дисциплины.

Когда пришел срок получения премии, оказалось, что этих четырех (кстати, круглых отличников) в списках премированных не оказалось.

Они возмутились. Группа поддержала своих обиженных сокурсников и решила отправить к декану делегацию с просьбой выдать им премию. Декан сказал, что он не может удовлетворить их просьбу. Делегация направилась к ректору. Принял, но отказал удовлетворить просьбу.

Через некоторое время на институтском вечере студенты в капустнике разыграли скетч, в котором декан и ректор были представлены в смешном и глуповатом виде. Вскоре после этого староста Семенов был снят. Вмененное ему в вину нарушение было незначительным, и студенты решили, что снят он в связи с историей с курением. Попытки добиться, чтобы Семенова оставили старостой ни к чему не привели.

Несколько студентов отказались от должности старосты. В результате назначен не пользующийся авторитетом у группы Чертков. Группа ответила бойкотом Черткову. Почти полностью не явились на зачет к преподавателю, работавшему на кафедре, где руководителем был декан. Все не явившиеся были не допущены к экзаменам. Нависла угроза остаться без стипендии.

Декан поставил перед ректором вопрос о расформировании группы.

Было созвано собрание группы, на которое пришли декан и ректор. После бурного обсуждения постановили: студенты допускаются к сдаче экзаменов. Вопрос о премии курильщикам больше не поднимался, но в дальнейшем вопросы о наградах будут обсуждаться с участием студенчества. Прежний староста на должность не вернется, группа может выдвинуть свои кандидатуры. В учебном корпусе будут отведены места для курения.

 

Методика анализа конфликтной ситуации (В. А. Смехов)

Вопросы соперникам.

 

0. Краткое содержание конфликтной ситуации.

1. Как реально я себя вел.

2. Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации.

3. Как я должен был бы себя вести в подобной ситуации.

4. Как реально он себя вел.

5. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

6. Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации.

7. Каким он видел меня в этой ситуации.

8. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации.

9. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

10. Каковы причины, цели обстоятельства всего происходившего.


 

Тема: Стратегии поведения в конфликте

 

Матрица возможностей

Оцените достоинства различных вариантов поведения в конфликте.

1 колонка – опишите возможные действия, которые вы гипотетически можете предпринять в русле каждой стратегии. Стремитесь, чтобы вариантов было больше.

 

2 колонка напротив каждого варианта вашего поведения опишите вероятный ответ оппонента и последствие реализации данной стратегии.

 

3 колонка – оцените вероятность каждого исхода, используя 10 балльную шкалу.

 

4 колонка – оцените, насколько этот исход для вас желателен. 1 балл будет означать полную нежелательность, 10 – максимальную привлекательность.

 

5 колонка – перемножить оценки вероятности и желательности по каждому варианту поведения. Максимальное произведение будет указывать на вариант, к которому следует проявить повышенное внимание.

 

Матрица возможностей

         
Возможные действия (описание) Вероятный результат применения Вероятность реакции 1–10 Желательность Итога 1 – 10 А Итоговая оценка 3 х 4
Уклонение            
Приспособление          
Соперничество            
Компромисс            
Сотрудничество            

Руководство по посредничеству (по Д. Шапиро) Сокращенный вариант

Подготовьте помещение.

Поздоровайтесь.

Объясните правила.

Скажите: «Посредничество даст вам шанс сотрудничать и лучше узнать друг друга. Вы сможете попытаться найти такое решение, которое будет выгодным для каждого из вас. Посредничество позволит вам обоим одержать победу».

Объясните основные правила посредничества. Скажите: «Перед тем как начать, мы хотим познакомить вас с несколькими правилами, которых мы будем придерживаться в ходе сеанса посредничества. Мы, посредники, должны соблюдать следующие правила:

— Мы не можем принимать сторону одного из вас или выносить какие-либо оценки.

— Все сказанное здесь останется конфиденциальным. Есть также правила, которые относятся к вашему участию в сеансе посредничества:

— нельзя никого обзывать, оскорблять или издеваться над кем-либо;

— запрещается перебивать говорящего;

— ведите себя честно и уважительно;

— стремитесь решить стоящую перед вами проблему;

— все сказанное здесь остается конфиденциальным».

Спросите у каждого участника, согласен ли он с этими правилами.

4. Выслушайте содержание конфликта. Каждая сторона излагает, что произошло и какие эмоции он (она) испытывает. Посредник обобщает сказанное и спрашивает, верно ли он передал смысл сказанного.

5. Попытайтесь обнаружить общие интересы. Задайте вопросы типа: Если бы вы были другим участником, что бы вы сейчас чувствовали? Чего вы хотите добиться в результате конфликта? По поводу каких пунктов вы оба согласны?

6. Обдумайте возможные решения. Скажите: «Теперь посмотрим, насколько наше нынешнее понимание ситуации отличается от того, что мы представляли себе в начале сеанса. Давайте обдумаем возможные решения конфликта».

Объясните методику поиска решения, укажите, что следует делать: произносите каждую идею, которая придет вам в голову. Старайтесь обдумать как можно больше идей. Не оценивайте ни одну идею как плохую или хорошую. Пока не говорите об идеях, просто произносите их. Один из посредников записывает все идеи в «Списке идей».

7. Найдите решение. Предложите участникам оценить возможные решения. Спросите: Каковы положительные и отрицательные последствия каждого решения? Какое решение направлено на удовлетворение интересов каждого из вас?Предложите участникам выбрать решение, с которым они оба больше всего согласны. Проверьте, насколько это решение: реалистично и осуществимо, конкретно. Если они не могут прийти к согласию относительно решения, вы можете предложить им попытаться найти еще несколько идей или вариантов.

8. Изложите на бумаге. Если соглашение достигнуто, объявите его вслух и запишите в «Решение комиссии посредничества». Всегда заполняйте вместе с участниками анкету «Что нового узнали участники конфликта». Поздравьте обоих участников!

9. Оформите документацию. Положите Соглашение в отведенное для этого место. Заполните форму «Как прошло посредничество». Побеседуйте с консультантом о посредничестве (о положительных и отрицательных аспектах вашей работы).

10. Поздравьте себя с успехом. Поздравьте себя: вы проделали огромную и очень важную работу! Если нужно, вы можете сделать упражнение для снятия напряжения.


 

Примеры конфликтов

 

Ситуация 1. Турагент забронировал тур в ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты) на 11.04 по 21.04, в итоге приходит письмо через несколько дней, что рейс на 11.04 аннулирован, и его переносят на 12.04. Туристы теряют сутки, и туроператор прописывает, что возвращают 52 доллара (за сутки), а тур стоит 141тыс руб. Туристы недовольны, хотят писать претензию туроператору.

 

Ситуация 2. Туристы забронировали качественный отель 5* в Сочи на 10 дней, купили турпакет от туроператора, куда входит: проживание, трансфер, перелёт. Название и класс (звёздность) отеля указано в документах. Прибыли в августе в разгар сезона. Представитель туроператора привозит их в другой отель тоже 5*, но более низкого качества, ссылаясь на overbooking (овербукинг), говорит, что в настоящее время все номера заняты. Обещает переселить их через 3 дня. Туристы отказываются туда заселяться, выражают недовольство, хотят проживать в своём отеле, указанном в ваучере.

Ситуация 3. Сотрудник организации получил приглашение на семинар, посещение которого позволило бы ему повысить квалификацию, полученные знания и умения – помочь в работе. Сотрудник просит руководителя отпустить его в командировку и оплатить расходы. Руководитель сомневается в его преданности организации, думает, что сотрудник в скором времени уйдет работать в другую компанию, отказывает в командировке.

 

Ситуация 4. В небольшой коммерческой организации работает один бухгалтер – молодой специалист, имеет достаточно высокую зарплату, но испытывает сложности в связи с большим объемом работы и недостаточным опытом. Бухгалтер сообщает руководителю (владельцу) о затруднениях и о необходимости привлечения еще одного бухгалтера. Руководитель выражает непонимание и несогласие, дает неопределённые ответы.

 

Ситуация 5. Отдел архитекторов работает над проектом, чтобы выиграть тендер на постройку, все идет хорошо, проект качественный, оригинальный, имеет шансы на успех. По окончании работы одному из сотрудников поручили отослать проект. На следующий день выясняется, что он выслал не тот проект, над которым работали, а тот, над которым он работал параллельно и самостоятельно. Коллеги возмущены, сотрудник считает, что у его проекта больше вероятности выиграть, доказывает свою правоту.

 

Ситуация 6. У сотрудника организации по плану двухнедельный отпуск в июле, он работает здесь больше года. На его участке в настоящее время нет срочных задач, есть, кому передать дела в случае необходимости. Сотрудник пишет заявление и хочет уйти в отпуск. У сотрудника есть жена, с которой он договорился поехать в отпуск. Начальник отдела его не отпускает, мотивируя это тем, что из 8 человек и так 1 уже в отпуске и больше одного человека он одновременно не отпускает.

 

Ситуация 7. В одном из отделов организации трудится три человека, один из них пришел работать недавно – в текущем году. Отделу выделен новый кабинет, в котором сделан ремонт, над одним из столов находится видеокамера, столы закреплены неподвижно, выключать камеру нельзя. Через неделю они туда переедут. Никто из сотрудников не хочет сидеть за столом под камерой, каждый стремится занять другие места. Новый сотрудник утверждает, что он еще не адаптировался, и под камерой ему будет работать сложнее. Другие двое считают, что привилегии принадлежат им, поскольку у них больше стаж.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...