Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейное воспитание в начале века .          

Вопрос семейного воспитания тесно связан с вопросом о воспитании общественном, так как с самого первого дня рождения ребёнок во Франции мог воспитываться и часто воспитывался вне семьи. Как только ребёнок рождался, его отправляли на воспитание в деревню. Оставались они там до 1,5, 2х и часто 3х лет.                                                    Родители, не желающие расставаться со своими детьми, относили их на день в воспитательные заведения для грудных детей, так называемые “ ясли “ (creches). Там дети оставались целый день. Эти воспитательные учреждения, по большей части были бесплатны, иногда только за ребёнка взималась небольшая плата (от 10 до 20 сантимов, то есть по тем временам это составляло от 4 до 8 копеек в день). Принимали детей в ясли не моложе 2х недель и не старше 2,5 лет.                                 Начиная с 3х лет, иногда даже раньше, как только ребёнок начинал проситься и, значит, не требовал постоянного наблюдения за исполнением элементарных требований чистоплотности, - он мог поступить в так называемую материнскую школу (ecole maternelle), род д/с. Там он оставался лет до шести. Школы эти были бесплатны, следовательно общедоступны.                           

С 6 -го возраста обучение становилось обязательным для детей обоего пола. Ребёнок переходил в бесплатную начальную школу, которая содержалась на казённый счёт (ecole primaire). Он оставался в этой школе до 12 лет, после чего сдавал экзамен, завершающий первоначальное обучение. После этого экзамена обучение переставало быть обязательным.         

С 12, 13 лет рабочие  посылали своих детей в мастерские обучаться какому - нибудь ремеслу и с 12 - 18 лет, иногда даже раньше - лет с 16, молодёжь начинала зарабатывать на хлеб самостоятельно. Родители, не желающие отдавать детей в мастерские, могли отправлять детей поступать в дополнительные классы начальной школы. Затем, с 15 - 16 лет они могли поступать или в профессиональную школу или в учительскую семинарию. Поступить в семинарию было довольно трудно. Они были бесплатными и существовали для обоих полов. Лица, которые оканчивали эти заведения, получали казённые места.                        Среднее сословие и интеллигенция начальным школам предпочитали часто средние учебные заведения (Colleges et Lycees). В эти заведения дети поступали с 5 лет и оставались в них обычно до 17 - 18 лет. После окончания таких заведений родители стремились мальчиков определить в высшие закрытые учебные заведения, например: ecole normale, ecole polytechnique etc. Для девочек существовали менее закрытые учебные заведения, такие как женские гимназии (lycees des jeunes filles).               Таким образом, из этого краткого перечня воспитательных заведений ясно видно, что при ознакомлении с семейным воспитанием во Франции, они служат большим подспорьем семейному воспитанию и, несомненно, оказывают на него большое влияние.                                            В то время любимой игрушкой всех французских детей от мала до  велика, от самого бедного до самого богатого являлись баснословно дешёвые и бесконечно разнообразные жестяные игрушки. Материалом для их выделывания служили жестяные коробки из - под сардинок, бисквитов и других консервов. Перечень игрушек: всевозможные вагоны, кареты, солдаты, ложки, вилки, клетки с птицами, трубы, свистки, различные животные и прочие. Игрушки эти были сделаны на столько просто, что ребёнок мог сам их разбирать и чинить.                                    Рядом с этими общедоступными игрушками и теми, которыми забавлялись дети всех стран, во Франции делали весьма изящные, дорогие игрушки со сложным механизмом. Эти игрушки являлись достоянием богатых детей, но тем самым не доставляли им большого удовольствия. На эти чудные вещи дети чаще любовались, чем играли ими, так как родители слишком боялись того, чтобы дети не разбили или не испортили их.                      

Кукла во Франции, как и везде, была любимой игрушкой девочки, а иногда и маленьких мальчиков, если они воспитывались в обществе сестёр. Примером этому служит то, как один раз видели мальчика 3х лет, которому кто - то подарил куклу. У него была грудная сестра. Мальчик вероятно подражая матери, качал, мыл свою куклу и, что всего комичнее брал к себе в постель и, прикладывал к груди, делал вид, что кормит её.                             

Так же очень распространённой и любимой детьми игрушкой был так называемый sabot - род деревянного волчка, приводимого в движение кнутом, состоящим из тростниковой палочки с подвешенной к ней узкой полоской высушенной кожи угря. Вся ловкость играющего заключалась в том, чтобы не дать упасть волчку, постоянно подгоняя его кнутиком. Игра эта была настолько интересной, что можно было увидеть играющих матерей, которые, желая научить своих детей удовольствию гонять волчок, так увлекались, что начинали сами забавляться этой игрой. Эта игра упражняла детей в ловкости.                                            Переходом от игрушек к книгам служат картинки и книжки с картинками без текста. В то время также весьма распространёнными во Франции и имели большой успех среди детского населения - детские журналы. Эти журналы содержали обычно два романа для детей, а также два рассказа по истории. На последнем листочке журнала, в большинстве случаев, помещали ребусы, смешные анекдоты, шарады или даже небольшие комедии.      

Домашнее обучение детей мало было распространенно во Франции, так как дети рано начинали посещать школу. Матери - педагоги были в общем довольно редкое явление. Оно встречалось среди интеллигенции и там, конечно, детей не начинали слишком рано учить чтению, матери их развивали разговорами, объяснениями, предметными уроками, не систематично, а лишь когда этому представлялся удобный случай. В богатых семьях встречались иногда гувернантки, но они больше присматривали за детьми и отводили их в платную школу.                                     Во всех французского общества отец считался главой семейства. Авторитет его безусловно признавался детьми. Мать, хотя и имела влияние на детей, но так как она склонна была к тому, чтобы баловать детей, то обхождение детей с ней более свободное. Вообще, в любых семьях не только во французских, где существуют весьма мягкие отношения между родителями и детьми, между ними очень редко встречается дружба равных с равными, а скорее любовь и попечение с одной стороны и почтение и послушание с другой.                                        Французская женщина хорошая хозяйка, умела вести дом сообразно заработкам мужа. Мужу, как работающему человеку, жена старалась устроить всё так, чтобы он, возвращаясь домой, мог отдохнуть, чтобы всё было в порядке и дети не беспокоили отца. Французские отцы не любили вмешиваться в хозяйство и в занятия с маленькими детьми. Это дело матери, которая принимала эту обязанность добровольно и исполняла её добросовестно.                                                                   При этой неустанной работе по хозяйству французская женщина никогда не пренебрегала и собственным туалетом: она всегда была изящно одета и мило причёсана. Уход за детьми, когда они воспитывались дома, тоже входил в обязанности матери. Мать рано приучала их к чистоте, опрятности и порядку. Иметь прислугу было очень дорого, она нанималась лишь в богатых семьях или там, где много детей (случай, к сожалению, весьма редкий во Франции). Вследствие этого, детей рано приучали обходиться без посторонней помощи. Четырёх - пяти - летние дети уже начинали умываться и одеваться сами.                    Французский ребёнок вообще был благовоспитан и эта благовоспитанность - последствие привычек, привитых с малолетства.Так как во французской семье родители всегда были заняты каждый своим делом, то они старались воспитать детей таким образом, чтобы они не мешали стройному ходу жизни, то есть не требуя, чтобы ими постоянно занимались.В общем, отношения к родителям скорее были мягкими, чем суровыми.                                                                            

Телесные наказания были редкостью даже среди рабочего населения. Случалось однако, что дети получали время - от времени шлепки и затрещины, но это делалось экспромтом, сгоряча, а не в виде заранее придуманного наказания. Наказание заключалось в большинстве случаев в лишении ребёнка какого - нибудь удовольствия. Например, лишали десерта или прогулки, не брали в гости или в театр. А так же существовало довольно распространённое для маленьких детей наказание, это раздевать их и укладывать в постель. Это было нелепым и даже вредным наказанием, ибо ребёнок, часто лежа в постели без сна, мог легко приобрести дурные привычки.                            

Наградой же было то, что отнимали наказание. Чаще всего детям дарили деньги. Все французские дети имели копилки.Когда дети посещали школу и им приходилось готовить дома уроки, матери редко помогали им.Они справлялись как могли или если это им не удавалось, то мать посылала их после занятий готовить уроки.                       Из этого краткого описания отношения родителей к детям можно увидеть, что вообще родители заботились о детях и давали им необходимый материальный уход, сообразный с их средствами, но при это их нельзя назвать настоящими воспитателями ребёнка. На что можно обратить внимание в большинстве французских семей? Когда ребёнок был грудным, мать добросовестно ухаживала за ним, так как в это время воспитание исключительно физическое: когда он сыт и чист ему больше ничего не надо. Но когда в ребёнке лет 3 - 4х начинало проявляться любопытство ко всему окружающему, когда он обыкновенно забрасывал вопросами о том: зачем? почему? как? и т. д., тогда воспитание должно было измениться, и умная интеллигентная мать не отказывалась от предоставленного ей случая удовлетворить естественную любознательность своего ребёнка. Но к сожалению таких матерей было очень мало во Франции. Они встречались довольно часто среди интеллигенции.            Но постепенно много стало изменяться в жизни женщины. Повышался умственный уровень французской женщины, благодаря большому распространению высшего женского образования, даже среди мелкой буржуазии встречались время от времени матери, которые не пренебрегая домашними заботами, отводили почётное место в своей жизни воспитанию детей.            

Мужчины тоже сделали большой шаг вперёд, и хотя и оставалось не мало молодых людей, которые искали невесту с приданным и ничего более, - всё же было не мало таких, которые в жене искали подругу жизни и воспитательницу детей.                      

Что касается религии, то во Франции преобладала католическая религия. Но было не мало семей, не принадлежащих ни к какому вероисповеданию. Большинство же католических семей воспитывали своих детей согласно догмам этой веры; но такое религиозное воспитание в большинстве  случаев было чисто внешним, заключающееся почти исключительно в исполнении религиозных обрядов. Подтверждением этому может служить следующее весьма нередкое во Франции явление.Многие мужчины (реже женщины) не имели никакой религии, так называемые вольнодумцы (libres penseurs). Гражданский брак во Франции предшествовал церковному и он один считался законным. Нередко случалось однако, что девушка не соглашалась выйти замуж, не венчаясь в церкви. Будущий муж, хотя и вольнодумец, соглашался на этот компромисс. Но этим дело не ограничивалось: невеста ставила условием, что если у них будут дети, их окрестят в католическую веру и, затем, по достижении ими назначенного для этого возраста, допустят к первому причастию. Будущий муж соглашался на всё. И вот что происходило впоследствии. Мать, готовя детей к первому причащению, внушала им благоговение перед этим таинством, а отец при детях подтрунивал над женой и называл всё это пустяками. Каковы могут быть результаты религиозного воспитания после этого? При условии, что такое воспитание можно назвать религиозным.   Да и сама мать редко смотрела серьёзно на это. Она поступала так лишь по привычке. Её крестили и она была допущена к первому причастию, а значит, и её дети последуют её примеру.                                     Духовенство имело не малое влияние на воспитание детей и прежде всего непосредственно через школьное преподавание. Монашеские ордена, в особенности иезуитские, имели под своим ведением очень много платных и бесплатных учебных заведений.Преподавание в них доверяли мужскому и женскому полу монашеских орденов. Все учебники и книги, которыми пользовались в этих заведениях, тоже были составлены различными духовными лицами и все исторические события объяснялись сообразно мнениям составителей этих книжек, иногда значительно отличающимися от изложения тех же событий в учебниках, принятых в казённых и частных заведениях, не находящихся под ведомством этих монашеских орденов.                                                                

Родители, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, воспитывали детей, внушая им гражданские доблести: любовь к правде, к справедливости, честности, исполнению долга, защите слабых; при этом им объяснялось, что всё это нужно делать не из страха наказания или ожидания награды на  том свете, а лишь руководствуясь в жизни и всегда слушаясь внутреннего голоса совести. Конечно, подобное воспитание давалось детям лишь в редких семьях, среди интеллигенции. Большинство же, ограничивалось соблюдением внешних обрядов, а те, которые не исполняли и этих обрядов, возлагали обязанность на школу дать детям нравственное и гражданское воспитание, заменяющее воспитание религиозное.(9)                                                          

В заключение можно сделать следующие выводы:

(1) Воспитание детей во Франции в то время, как семейное, так и общественное, было далеко небезукоризненно. Принцип - использовать как можно раньше для ребёнка общественное воспитание, принцип хороший, имел прочную основу во Франции. Отдавая ребёнка с малых лет в школу, семья предоставляла ему общество сверстников и подготавливала его к вступлению позднее в различные кружки, которые помогли бы ему пробиться в жизни.  

(2) Но такое положение дела нисколько не уменьшало значение семьи и её влияния на характер ребёнка. Обязанность семьи поручающей обществу воспитание своих детей, состояла в том, чтобы блюсти за этими детьми, когда они находились дома. Советовать, объяснять, что дурно и что хорошо.         

(3) С помощью матери воспитание ребёнка в семье улучшалось и ребёнок, поступая в школу, остерегался всего дурного и старался воспользоваться всецело хорошими сторонами общественного воспитания.   2.2.ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Воспитание с самого раннего возраста имеет большое значение потому, что оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности. Вот почему нередко говорят, что воспитание начинается “ с пелёнок “.(5)                               

Воспитание всегда было сложной задачей, сегодня не более, чем вчера. Оно требует сердечности, интуиции, такта. Эти качества есть у родителей, но они могут и развиваться, при  условии, что они будут внимательны. Надо доверять себе, и таким образом можно найти ответы на многие вопросы. Эти качества будут меняться с возрастом ребёнка. Важно хорошо узнать своего ребёнка, чтобы правильно действовать в нужный момент. Большая часть трудностей и столкновений родителей с детьми возникает из - за незнания возможностей и потребностей ребёнка, а также вследствие того, что от ребёнка часто требуют дисциплинированности, несовместимой с его возрастом; например, пытаются заставить сидеть 4 - летнего ребёнка, который мечтает только о том, чтобы побегать (что ему к тому же просто необходимо).      

Надо доверять своим педагогическим способностям, но надо также доверять и ребёнку. Не следует недооценивать его возможностей. Когда ребёнок проявляет тенденцию к независимости, желает сделать что - либо самостоятельно, родители часто отказывают ему, мотивируя тем, что он ещё маленький. А почему бы не позволить ему это? Доверие взрослого лишь поможет ему. Родители должны запомнить несколько важных замечаний. Во - первых, воспитывать ребёнка, значит прежде всего помочь ему освободиться от вас. Рождение, отнятие от груди, детский сад - так постепенно ребёнок приучается обходиться без вас. Он словно чувствует, что ему предназначено судьбой покинуть вас; едва начав ходить, малыш возмущается, когда его держат за руку. Едва научившись  произносить несколько слов, он кричит: “ Я уже большой! “ (4)                      Но обращаясь к действительности, можно заметить, что родители не всегда торопятся поощрять независимость. На практике это отнимает много времени: быстрее самой застегнуть ботинки, чем ждать, когда ребёнок с ними справиться. Требуется немало терпения, чтобы позволять ребёнку проявлять самостоятельность. Чем раньше родители начинают позволять ребёнку стать самостоятельным, тем теснее и прочнее будут ваши связи с ним.                                                                      Направлять ребёнка - это не означает наметить цель с самого начала, надо предоставить ему возможность взрослеть, постепенно помогая ему реализовывать себя, ибо недостаточно просто стать взрослым, чтобы что- то собой представлять. Человек будет самим собой только если он реализует своё дарование, совершит то, для чего появился на свет, станет инженером или художником, коммерсантом или бухгалтером, одним словом, “ хорошо воспитать ребёнка - значит позволить стать ему самим собой.”                                                                              

Самым важным в воспитании, считает Лоранс Пэрну - любить, разговаривать с ребёнком, быть очень требовательным в отношениях с ним, чтобы он был не менее требовательным к себе, уметь предоставить ему свободу, служить ему опорой и защитой, в любом возрасте считать его человеком. (5)                                                                                       Говоря о воспитании детей, французские педагоги и психологи  стали обращать внимание на такую проблему, как балованные дети.                   Когда речь идёт о несчастном, обычно имеется в виду, что это ребёнок, которого недостаточно любят или не любят вовсе. А приносит ли счастье чрезмерная любовь? Прежде всего от этого страдает сам ребёнок. Обычно такой ребёнок выглядит не очень симпатично, поэтому часто к таким детям бывают несправедливы. Как правило, балованные дети редко по - настоящему расцветают. Чаще всего это мрачные и очень ревнивые дети. Это следствие того, как это не парадоксально, ведь балованному ребёнку ни в чём отказывают.

Откуда берутся балованные дети? Наблюдая за нашими современниками, часто приходишь к выводу, что ребёнок превратился сегодня в некое новое божество, которое необходимо во что бы то ни стало защитить от превратностей жизни.

В такой ситуации слова “ считаться с ребёнком “ означают для родителей “ сделать его центром своей жизни “. Сколько родителей с гордостью признаются, что ребёнок для них - это всё, хотя на самом деле от них требуется нечто совершенно иное, а именно: служить примером и ориентиром для своих детей.

Когда ребёнок желанный, то он часто выполняет роль идеального “Я “ своих родителей: он заполняет пустоту, становится высшим достижением супружеской пары. Разве можно в чём - либо отказать маленькому богу? Ребёнок, возведённый в божественный ранг, не знает никаких запретов, и родители готовы пойти на любые жертвы, чтобы выполнить каприз своего чада. Многие родители доходят до того, что меняют профессию, местожительство и даже разводятся ради мнимого “ благополучия “ ребёнка.В ответ они ожидают, что со временем он оправдает возложенные на него надежды.(11)

Культ детей можно наблюдать в сценках городской жизни, в школе, в автобусе, в скверах и ресторане. Везде слышится одно и то же: защитить ребёнка, иными словами - задавить его инициативу, оградить его от необходимости действовать.Таким воспитанием родители лишают ребёнка возможности сделать над собой даже малейшее усилие, чтобы преодолеть самого себя. Они оказывают ему плохую услугу, из - за которой в будущем он может потерять к себе уважение.

Говорят, что избалованный ребёнок почти всегда вырастает в неблагодарного по отношению к своим родителям.(4)

Такое поведение взрослых основывается на двух весьма сомнительных предпосылках. С одной стороны, утверждается, что человеческая личность развивается наиболее гармонично, когда она испытывает минимальные трудности, причём под гармонией в данном случае подразумевается не равновесие сил, а отсутствие конфликта вообще. С другой стороны, подчёркивается, что истинные потребности ребёнка соответствуют его высказанным желаниям, по крайней мере настолько, насколько они согласуются со взглядами родителей. Другими словами, едва появившись на свет, ребёнок якобы уже инстинктивно знает, что для него хорошо.

Но на практике существует мнение, что ребёнку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Для  успешного развития ребёнка полезно изредка отказывать ему в чём - то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая его к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает маленькому человечку сформироваться как личность.

Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребёнку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от неё. Отгораживая ребёнка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители тем самым лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Конечно, с ребёнком необходимо разговаривать, однако бесконечное терпение, с каким взрослые подчас растолковывают что –нибудь ребёнку или выслушивают его самые наивные вопросы, может причинить ему только вред.Он не сможет воспринимать реальный мир во всей его полноте и будет думать, что жизнь и впредь  будет лишь слегка журить его за совершённые поступки.

Сверхзащищённость лишает ребёнка чувственной связи с миром, заменяя её рассудочным восприятием. Одно дело - знать, что можно обжечься, и совсем другое - действительно обжечься. Ребёнок инстинктивно ищет рамки и границы своих действий. И если он не находит их, то рано или поздно неудовлетворённость, вызванная их отсутствием, даст о себе знать.

Поскольку сегодняшние дети редко учатся самостоятельно налаживать отношения с миром, расставание с детством протекает для них крайне тяжело. Очень часто именно в переходный период проявляется глубокая депрессия, отягощённая цинизмом и нигилизмом.Подросток как бы демонстрирует всему миру это отсутствие преград, эту пустоту: его никогда ничего не трогало и никогда не затронет.

Такой подросток воспринимает любое противодействие как насилие, ему претит грубая жизненная сила. Угнетённый своей никчёмностью, он жаждет любви, на которую можно было бы опереться, избегая при этом любой ситуации, грозящей прямым столкновением с реальностью. Такие дети мечутся между агрессивностью и меланхолией, они не способны идти навстречу жизни.(11)                                                                                                                                                                                      На протяжении жизни одного поколения многое изменилось во взаимоотношениях отца с матерью и с ребёнком. Это особенно касается отца, его роли в семье. C введением в практику гормональных противозачаточных средств отец утратил контроль за появлением потомства; легализация аборта позволила женщине принимать решение о прерывании беременности без согласования его с мужчиной. А в настоящее время стало к тому же возможным искусственное оплодотворение, и женщина действительно может прийти к выводу, что отец не так уж необходим, ибо можно иметь и воспитывать ребёнка и без него.                           В то же время отцу пришлось уступить половину власти, которой до сих пор обладал он один. А вскоре не только он будет давать свою фамилию ребёнку.                                                                 

Таким образом, постепенно стирался классический образ отца семейства, отец упал с пьедестала, на котором стоял в течение многих веков.                                                                     

Эти изменения проходил без особого шума. Но настал день, когда переутомлённая мать, которая всё больше была занята на работе, призвала отца на помощь. И отец начал заниматься малышом. Это было потрясающим событием, после чего отца начали называть “ новым отцом “.                                                                 

К нововведению быстро привыкли, и всё чаще отцы гуляют с малышами, пеленают их. А начав помогать матерям, они стали больше интересоваться ребёнком. Раньше они не знали о способности малыша к общению, ведь им столько раз говорили, что ребёнок становиться интересным позже и если у него есть душа, то ещё отсутствуют чувства; отцы не были готовы заниматься малышами, даже если любили их. Они ждали, когда ребёнок начнёт говорить, чтобы вступить в диалог с ними, а пока малыш оставался прерогативой женщины. Теперь же, когда отцу дали в руки ребёнка, он понял, что диалог может начаться уже с рождения.                                                                                      Сегодня каждый может заметить, что в современных семьях отец часто не только интересуется ребёнком, но и кормит, купает его. Вначале он так же неопытен, как и мать, у которой родился первенец, но обучение идёт быстро. Правда, отцы берутся за это по - разному, но в любом случае ребёнок им помогает обогатить свой практический опыт. Раньше во всех классах общества существовало единое представление об отце как о кормильце, главе семьи, её законодателе. В наше время есть тип отца (встречающийся нечасто, но ещё удерживающий свои позиции), стремящегося сохранить традиционный образ; жена в таком случае обычно не работает, управляя домом и хозяйством, тогда как он осуществляет внешние экономические и юридические. Многие пары довольны таким положением, подобным разделением обязанностей и не проявляют желания изменять его. Но иногда женщины протестуют, желая, чтобы отец принимал больше участия в жизни ребёнка. Но здесь может возникнуть вопрос: надо ли подталкивать мужчину, не особенно склонного играть такую роль? Это сложный вопрос, так как подобное участие потребует от отца той непосредственности общения, которого не было в его собственном воспитании. Поэтому сближение между ним и ребёнком будет длительным и сложным, похожим на обучение, в котором ребёнку отведена значительная роль.                                   Кроме того, существует тип отца – наседки, мечтающего быть второй матерью; но для ребёнка это лишнее, ему достаточно одной матери, зато ребёнку нужен отец.

Ребёнку необходимы оба родителя; ибо каждый из них вносит свойственное только его полу, ибо у них разное поведение или другие интересы. Это очень важно, так как для своей половой идентификации ребёнок нуждается в модели для подражания. Ребёнок должен развиваться в трио, в котором каждый взрослый играет свою роль.

Наконец, существует, такой тип отца, принявшего новый стиль отношений, который разделяет с женой заботы пополам во всём без каких - либо затруднений, на основе равноправного союза с разделением ролей и обязанностей. Подобный союз оказывает положительное влияние как на ребёнка, который в таких семьях лучше развит, более непринуждённый и доверчивый, так и на отца, более увлечённого своей новой ролью и лучше осознающего свою ответственность перед ребёнком.

Каждый отец приближается к одной из трёх моделей. Тем не менее место отца зависит от того, что доверит ему мать. Некоторые матери испытывают двойственное чувство: они хотели бы, чтобы отец участвовал в воспитании ребёнка, но при этом не считают лишним критиковать его за неловкость; желают, чтобы он пользовался равным влиянием, но оставляют за собой упрекнуть его в недостатке авторитета; хотят, чтобы отец во всём помогал, но за матерью оставалась репутация “ все умеющей “; чтобы он часто занимался ребёнком, но она будет испытывать ревность, если ребёнок позовёт первым отца. В результате отец без матери - никто, именно она представляет его ребёнку.(5)

При Некеровской больнице в Париже был проведён семинар на тему “ Изменения представлений об отце и матери. “ Психиатрами тогда единодушно было отмечено, что с появлением матерей – доноров, распространением практики развода, традиционная роль отца семейства значительно видоизменилась (как это было уже замечено выше). В настоящее время мать оказывает большее влияние, чем отец, на развитие ребёнка. (3)   

Таким образом, роли отца и матери различны и дополняют друг друга. Роль отца трудна: он должен быть близок ребёнку, не подменяя матери, не идентифицируя себя с ней; заниматься ребёнком, но не брать всё на себя; наконец, вместе с матерью пользоваться авторитетом у ребёнка, что необходимо самому ребёнку. (5)                                Обстоятельства нередко складываются таким образом, что некоторое число молодых женщин, рожая ребёнка, знают, что будут воспитывать его без отца, по крайней мере в течение какого - то времени.      

Но несмотря на драму одиночества или на более или менее полное безразличие к отцу своего ребёнка, мать должна приложить усилия к тому, чтобы у ребёнка сложился и сохранился вполне приемлемый образ отца. Так как каждый ребёнок думает об отце. Хотя физически и материально он отсутствует, но, хотите вы этого или нет, он будет играть значительную роль как в вашей жизни, так и в жизни вашего ребёнка по ряду причин. Во - первых, как и вы, он дал жизнь ребёнку, во - вторых, он существует, и наконец, независимо от вашего отношения к этому человеку ребёнок будет постоянно напоминать вам о его существовании, ведь каждый ребёнок думает об отце. Кроме того, ребёнок прекрасно чувствует, что его отец занимает в жизни матери определённое место независимо от того, отрицательной или положительной была его роль, сожалеет о нём мать или нет.

Создавая же и поддерживая в нём непримиримую ненависть к отсутствующему отцу, мать может оказаться в затруднительном положении. Аналогичную ситуацию порождает и полное молчание вокруг отца, отсутствие каких – либо упоминаний о нём. Ведь желание найти отца может возникнуть у ребёнка очень рано и преследовать его на протяжении всей жизни, особенно если вопросы, которые он по - разному задаёт себе на каждом этапе своего развития, останутся без ответа.

Если в ответах на  свои вопросы ребёнок почувствует ненависть к отцу или подавленность матери, у него может возникнуть и укрепиться, преломляясь сквозь призму личности воображаемого отца, отвращение или боязнь мужчин вообще. В глазах ребёнка и  его собственная ценность может снизиться; он может так же опасаться плохой наследственности.

В результате у ребёнка может сложиться неверное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, что скажется впоследствии в эмоциональной и сексуальной сфере юноши или девушки. Следовательно, мать должна (насколько это возможно) сохранять приемлемый образ отца ребёнка.

Мать, живущая вдвоём с ребёнком, инстинктивно сосредоточивает на нём всё своё внимание. Она, естественно, стремиться окружить ребёнка огромной любовью отчасти с целью как - то заменить отца, отчасти для того, чтобы заполнить одиночество. Таким образом, делая ребёнка центром своего мира, мать невольно создаёт у  ребёнка повышенную потребность в ней, что очень быстро порождает чрезмерную требовательность, капризы и неспособность обходиться без её помощи и присутствия.

Роль каждой матери заключается в том, чтобы постепенно развит у ребёнка способность существовать вдали от неё, а затем и без неё. Подготовит ребёнку будущее самостоятельного мужчины (или женщины), значит, любить его не ради себя, а ради него. Это нелегко даётся матери, живущей вдвоём с ребёнком. Она должна пользоваться любой возможностью, чтобы расширить круг его общения.

Если первой обязанностью матери является забота о ребёнке, то она должна в интересах же своего ребёнка заниматься также собой. Профессиональная деятельность, соответствующая её способностям, например, позволяет получить материальную независимость, что даёт не только чувство безопасности, но и определённую уверенность в себе, ощущения собственной значимости. Поскольку уравновешенность матери всегда отражается на ребёнке, то думать о себе, заботиться о своём здоровье, совершенствовать своё мастерство на работе, в спорте, встречаться с друзьями – это тоже означает любить своего ребёнка, способствовать его развитию.

Если ребёнок ощущает себя в безопасности, а мать обрела душевное равновесие, то ребёнок строит свой маленький мир так же, как все дети его возраста; он проходит те же этапы развития, в которых наблюдаются и скачки вперёд, и отступления, периоды спокойные и бурные.(4)                                                                                                                                                                                                               

На Западе существует такая проблема, что молодёжь не может стать самостоятельной, рано не превратившись в маргиналов или проституток. Ведь всем известно, что многие взрослые “ охотятся “ за подростками, чтобы использовать их в целях разврата. Многие подростки идут на это. Они поступают на содержание сомнительных лиц, которые используют их тело. Это почти всегда приводит к тому, что они становятся зависимыми от этих людей, чего не испытываешь по отношению к родителям. Эти деньги, получаемые без возможности возврата. Покровитель или покровительница приобретают несомненную власть над опекаемыми, ограничивая тем самым их свободу, вплоть до того, что они считают себя всю жизнь обязанными, иногда даже после смерти покровителя.

Виновником такого положения Дольто считает французское законодательство, отказывающее ребёнку до 14 -ти лет в праве на заработок и тем самым лишающее его самостоятельности, отказывающее в свободе распоряжаться своей судьбой. Вот в США дело обстоит по другому: многим удаётся рано встать на ноги, так как они могут одновременно зарабатывать на жизнь и продолжать учёбу. Многие учреждения так и поступают, оплачивая молодёжи образование.

Во Франции, к сожалению, подобной практики не существует. По вопросу о детском труде и экономической самостоятельности ещё не достигнуто единого мнения.

Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Родители действительно обожают своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что они чувствуют в своей душе настоящую любовь. Но детям важно только одно – как взрослый проявляет своё чувство. Вполне возможно, что какой –то ребёнок вовсе не ощущает себя любимым, хотя родители делают всё для его блага.

Важным путём проявления любви Дольто считает уважение его желаний. Когда ветры и течения слишком переменчивы, нельзя идти на прямик. Быстрее можно добраться до цели, если будем лавировать и менять время от времени курс. Такая тактика поможет обрести ребёнку самоутверждение и почувствовать доброе отношение родителей. Он поймёт, что его любят, поскольку с ним обращаются как с  человеком, а не с роботом, который должен автоматически выдавать постоянные результаты.

В отношениях между родителями и детьми часто присутствует, так называемый, дух соревнования. Это когда родители выполняют по отношению к своим дет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...