Практические и активные методы обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В процессе изучения материала школьником, огромную значимость имеет уровень развития познавательных процессов, такие как: память, мышление, восприятие, внимание. Совершенствование и рост процессов познания, гораздо эффективней при целенаправленной работе в тех или иных видах деятельности. Что в конечном счете повлечет за собой и расширение возможностей самих детей. Что такое активные методы обучения? Это такие методы, побуждающие учащихся к активному мышлению в процессе изучения учебным материалом. Оно предполагает работу с такой системой методов, которая дает возможность ребенку получать знания не только с помощью преподавателя, но и самостоятельно овладевать знаниями и навыками в активной мыслительной деятельности. И конечно же практической деятельности. В основе активных методов обучения, заложены активизации практической и мыслительной деятельности обучаемого. Что в своем роде является некой особенностью активных методов. Появление активных методов связанно с тем, что перед обучением появились новые задачи: не только передать навыки и знания учащимся, но и развить формирование познавательных интересов и способностей. Творчески мыслить и научиться самостоятельно изучать предмет. Как уже было написано ранее, возникновение новых задач перед педагогами обусловлено тем, что идет бурное развития информационных технологий. В частности интернет. Ведь именно от туда выплывает огромное количество информации. Допустим, если раньше знания, полученные в вузе, школе или техникуме могли помогать человеку на протяжении его жизни, то в век информационного бума им необходимо постоянно обновляться. Соответственно это может быть достигнуто только путем усердной работы над собой. А это в свою очередь требует от обучаемого познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик в процессе познания предмета. Его задача развиваться и стремиться вперед, а так же выполнять индивидуальные и общие задания. Так же существует познавательная самостоятельность, что означает стремление и умение ученика мыслить самостоятельно, находить лазейки в решение какой-либо задачи, а так же иметь желание не только понять пройденный материал, но и добывать знания из других ресурсов.
Познавательная активность и самостоятельность – это качества, которые показывают умственные способности учащихся к обучению. Как и любые другие способности, они проявляются и растут благодаря усердной работе. Существуют несколько отличительных особенностей активного обучения, которые стимулируют активность в познании всего окружающего: 1) Это самостоятельная и творческая обработка решений; 2) Принудительная активизация мышления, когда ученик обязан быть активнее, даже если он сам того не хочет; В настоящее время распространена классификация методов обучения по источнику получения знаний. Выделяют: 1) Практические методы, где обучаемый получает знания и учится вырабатывать их умения, делая практические задания 2) Метод эмоционального стимулирования 3) Метод поощрения и порицания в обучении 4) Метод создания ситуации творческого поиска 5) Методы связанные с моделированием деятельности 6) Игровые – специально созданные ситуации моделирующие реальность, из которых ученику предлагается найти выход 7) Неигровые – это обычные учебные ситуации. В данной ситуации нас интересуют практические методы, ибо они [3]близко связаны с развитием познавательного интереса учащихся. Практические методы включают в себя разного рода упражнения, практические и лабораторные работы.
1) Упражнения. Они подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Чтобы выполнить такие рода упражнения, обучаемый совершает умственную и конечно же практическую работу. 2) Устные упражнения. Которые помогают развитию логического мышления, развитию памяти, внимания. 3) Письменные упражнения. Они используются для закрепления материала и выработки умений их применять. 4) Учебно-трудовые упражнения. Их целью является применение теоретических знаний учащихся в какой-либо деятельности (например трудовой). 5) Творческие задания. Упражнения могут давать какой-либо эффект только тогда, когда учащийся будет сознательно подходить к выполнению ряда требований. Когда учащийся будет соблюдать дидактические последовательности в выполнение упражнения. Ролью преподавателя является, помощь учащимся в образовательном процессе практическими и активными методами. Педагог обязан показать все положительные стороны в обучении и передать нужные ему знания. Активные или практические методы обучения, нужно выбирать в зависимости от возможностей учащихся. Для их развития мышления и интереса к обучаемости, подходят практические методы, ибо они развивают творческую натуру ученика. Заключение Познавательный процесс является важнейшей деталью учения и в то же время это жизненно-важный фактор становления личности. Интерес познания окружающего мира, помогает в направленности деятельности ученика. Он так же влияет на формирование личности и имеет определенные условия: 1) Взаимодействие интереса к познаниям 2) Сила, глубина и устойчивый рост интереса личности 3) Многосторонность характера и интереса ученика 4) Связь развития с перспективами и жизненными планами Познавательная заинтересованность к разным предметам закладывается в начальной школе, по этому нужно уметь использовать момент и сосредоточить ребенка на будущее. Дабы процесс формирования личности проходил в правильных условиях, нужно направлять обучающегося в верное направление и подбирать методы стимулирования по его возможностям. Этот вопрос очень важен в современном мире и требует постоянных доработок, изменений и введение каких-либо новшеств. В настоящее время основы по развитию интереса к учебе немного изменилась, и привлечь внимание ребенка стало куда сложнее. Знаменитые всем педагоги (А.С. Макаренко, Г.И. Щукина, С.Т. Шацкий и др.) изучали этот вопроси давали предложения по их решению. «Современные» методы отличаются от «старых», и в этом можно убедиться на практике. Время идет, но в образовательных учреждениях до сих пор имеются педагоги, которые придерживаются старых порядков. И на предметах этих преподавателей гораздо меньше заинтересованных лиц. В современных образовательных учреждениях нужно вводить больше коллективной деятельности, внедрять новые технологии и разнообразить систему урока. Одно из главнейших ролей играет, выявление у ученика его индивидуальных способностей в умении работать с коллективом. Уже после этого педагог выбирает форму проведения занятия, опроса и оценивание на уроке. Конечно же нужно уметь наказывать и поощрять ученика, ибо это может дать положительный стимул к познанию окружающего мира.
Что же касается мотивации, то педагог всегда должен следить за своими действиями., ибо действия могут быть не только положительными, но и отрицательными. Мотивы ученик создает для себя сам, а педагог просто должен их поддерживать. Очень важными в процессе обучения являются методы обучения. Я рассмотрел активные и практические методы. По моему мнению, они являются самыми значимыми при поиске решения проблемы. В них заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет развития познавательной активности. Рассмотрев теоретическое обоснование знаменитых педагогов, я получил новые знания по данной теме. Разумеется, получил ответы на заданные мной вопросы, которые помогли разобраться в вопросе «развития познавательного интереса», а также предложить путь решения этой проблемы.
Список литературы
1. Краевский В.В., Меняев А.Ф., Полонский В.М., Пидкасистый П.И., Щуркова Н.Е. Педагогика. – М., Педагогическое общество России, 2005
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008 3. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. – М., Просвещение, 1981 4. Разбегаева Л. П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход.- Волгоград, ВГПУ, 2009. 5. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения.— СПб, Питер, 2006 6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 1988 7. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении./ Под редакцией Г.И. Щукиной.— М., Просвещение, 1988 8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.— М., Просвещение, 1985 9. Е.В.Зарукина, Н.А.Логинов, М.М.Новиков – Активные методы обучения 2010
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М., Просвещение, 1988 Краевский В.В., Меняев А.Ф., Полонский В.М., Пидкасистый П.И., Щуркова Н.Е. Педагогика. – М., Педагогическое общество России, 2005
[2] Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения.— СПб, Питер, 2006
[3] Е.В.Зарукина, Н.А.Логинов, М.М.Новиков (Активные методы обучения)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|