Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование предрасположенности к конфликтам

Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»

 

Для определения стиля поведения молодых супругов в конфликтной ситуации и подтверждения предыдущих методик была применена адаптированная Н.В. Гришиной методика американского социального психолога К.Н. Томаса (1973) Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.. Она помогает выявить типичные способы реагирования респондентов на те или иные конфликтные ситуации. С ее помощью можно определить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в семье, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов и, наоборот, старается обострить их.

Цель данной методики: получить представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

Для проведения методики и обработки полученных данных мы использовали текст и ключ, которые представлены в Приложении 3.

Для изучения способов реагирования на конфликтные ситуации в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в первичной адаптации можно использовать таблицу первичных результатов, которая была составлена нами на основании полученных данных и представлена в Приложении 3.

Результаты, полученные после подсчета очков, набранных испытуемыми, представлены ниже, в таблице 8.

Для итоговой таблице по всем тестам было решено использовать показатель "Соперничество". Молодые люди были разделены на две группы на основании уровней способов реагирования в той или иной конфликтной ситуации:

сумма от 0 до 6 баллов - низкий;

сумма от 6 до 12 баллов - высокий.

Результаты:

Таблица 7

Имя Соперни-чество Сотруд-ничество Компро-мисс Избега-ние Приспо-собление
1 Максим К. Ольга К. 8 7 4 5 7 7 6 5 5 6
2 Дмитрий Д. Юлия Д. 6 4 5 7 7 5 10 7 2 7
3 Дмитрий Ш. Надежда Ш. 7 9 6 3 7 7 6 6 4 5
4 Давид Н. Наталья Н. 8 12 5 5 4 4 6 7 7 2
5 Дмитрий Щ. Анна Щ. 2 4 8 6 4 7 8 5 8 8
6 Алексей Ш. Инна Ш. 8 9 8 8 7 3 7 8 7 2
7 Александр С. Наталья С. 3 7 7 4 8 7 7 8 5 4
8   Сергей Б. Илона Б. 7 6 3 4 6 7 8 9 3 6
9 Владимир К. Инна К. 8 6 2 4 5 7 7 9 3 6
10 Михаил Ж. Елена Ж. 9 12 2 5 6 4 8 6 7 4

 

Количество баллов даёт представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

Выявление предрасположенности к конфликтности

Данное исследование было проведено при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?» Н. В. Киршевой и Н. В. Рябчиковой. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.

Цель данной методики: подтвердить результаты предыдущей установить стиль поведения испытуемого в конфликтной ситуации.

Она помогает выявить типичные способы реагирования респондентов на те или иные конфликтные ситуации. С ее помощью можно определить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в семье, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов и, наоборот, старается обострить их.

 

В результате получены следующие данные:

Таблица 8

Муж Жена

Сумма баллов

1 Максим К Ольга К 32 32
2 Дмитрий Д Юлия Д 30 30
3 Дмитрий Ш Надежда Ш 36 30
4 Давид Н Наталья Н 36 24
5 Дмитрий Щ Анна Щ 30 26
6 Алексей Ш Инна Ш 32 32
7 Александр С Наталья С 30 28
8 Сергей Б Илона Б 28 32
9 Владимир К Инна К 31 32
10 Михаил Ж Елена Ж 30 30

Количество баллов от 30 до 44. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избегаете критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, то Вы учитываете, как это может отражаться на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь её оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым Вы теряете уважение к себе в глазах других.

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные и личные отношения. И за это Вас уважают.

Среди испытуемых не оказалось ни одной пары, где хотя бы один из супругов не являлся бы конфликтной личностью, что, безусловно, играет роль в возникновении конфликтной ситуации и конфликта.

Комментарии испытуемых по данному тесту

Таблица 9

Ф.И. Сумма баллов Комментарий испытуемого по данному тесту
Максим К 32 Согласился, что старается сдерживать себя в конфликтных ситуациях
Ольга К 32 Осталась довольна результатами теста
Дмитрий Д 30 Не согласился, что теряет уважение к себе в глазах других
Юлия Д 30 Не согласилась с результатами теста
Дмитрий Ш 36 Согласился с результатами теста
Надежда Ш 30 Согласилась, что старается сдерживать себя и супруга в конфликтных ситуациях
Давид Н 36 Подтвердил, что действительно стремится не допускать развязки конфликта
Наталья Н 24 Решила не менять стиля конфликтного поведения
Дмитрий Щ 30 Согласился, но не со всем
Анна Щ 26 Согласилась, но не со всем
Алексей Ш 32 Остался доволен результатами теста
Инна Ш 32 Подтвердила, что действительно стремится не допускать развязки конфликта
Александр С 30 Не согласился с результатами теста
Наталья С 28 Согласилась с результатами теста
Сергей Б 28 Признал, что старается сдерживать себя и не допускать возникновения конфликтных ситуаций
Илона Б 32 Решила принять к сведению результаты теста
Владимир К 31 Подтвердил результаты теста
Инна К 32 Согласилась с результатами теста, но не со всем
Михаил Ж 30 Решил принять к сведению результаты теста
Елена Ж 30 Решила принять к сведению результаты теста

 

Итак, многие испытуемые отнеслись к результатам теста серьезно и задумались об обстановке в семье. Возможно, зная о своей конфликтности и конфликтности супруга, испытуемые будут более терпеливы друг к другу.

 

Ниже представлена итоговая таблица по тестам. Супружеские пары расположены в зависимости от количества набранных очков. Результаты, показывающие высокую степень соперничества, выделены темно-синим цветом, а результаты, показывающую низкую степень соперничества – голубым.

Таблица 10

Имена супругов

Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»

Методика «Дом – дерево – человек»

 

Михаил, Елена Ж

16

17

24 30 9

-

 
20 30 12

-

 

Дмитрий, Надежда Ш

22

20

26 36

7

-

20 30

9

-

Сергей,

Илона Б

09

11

20 28

7

-

19 32

6

-

Владимир, Инна К

13

15

26 31

8

-

24 32

6

-

Максим, 

Ольга К

10

13

26 32

8

-

24 32

7

-

Дмитрий, Юлия Д

13 24 30

6

-

16 20 30

4

-

Давид, Наталья Н

26

25

35 36

8

-

25 24

12

-

Алексей, Инна Ш

15

15

19 32

8

-

32 32

9

-

Александр, Наталья С

05

08

33 30

3

-

26 28

7

-

Дмитрий, Анна Щ

19

19

36 30

2

-

40 26

4

-

                 

 

Темно-синим цветом обозначены низкие результаты (то есть отражают наличие конфликтной ситуации), светло-голубым – высокие (то есть положительные результаты).

Более полные пояснения представлены в таблице 11:

Таблица 11

 

Степень взаимопонимания Степень удовлетворенности браком Уровень конфликтности Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» Методика «Дом – дерево – человек»    

высокая

практически полная удовлетворенность

не конфликтная личность

низкий уровень соперничества

положительные результаты

значительная удовлетворённость
средняя частичная удовлетворённость и неудовлетворённость

конфликтная личность

высокий уровень соперничества

 

атмосфера внутреннего беспокойства, напряженности, трудности в раскрытии перед людьми и другие факторы, свидетельствующие о неблагоприятной обстановке в семье

удовлетворительная скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость
низкая значительная неудовлетворённость    

Анализ таблицы:

1. У Михаила Ж. и Елены Ж. практически одинаково низкие показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Также тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что связано с «поведением супруга, его отношением к жене». Он же закрывает глаза на проблемы, существующие в браке. Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

2. У Дмитрия Ш. И Надежды Ш. также практически одинаково низкие показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Также тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что объясняется «грубостью мужа», «конфликтностью». Он предпочитает пустить ситуацию на самотек. Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

3. У Илоны Б. показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?» выше, чем у супруга – вероятно, лишь супруг считает, что между ними существуют недомолвки. Это может объясняться замкнутостью супруги или повышенной потребностью супруга в доверии, теплоте и духовной близости. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что Илона является более конфликтной личностью. Показатели по остальным тестам примерно одинаковые. Оба супруга недовольны браком и, вероятно, именно поведение Илоны способствует усилению конфликтной ситуации.

4. У Владимира К. и Инны К. практически одинаковые показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что связано с «нежеланием мужа помогать в домашних делах», а также бытовой неустроенностью. Он же закрывает глаза на проблемы, существующие в браке. Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

5. Тест «Понимаете ли вы друг друга?» выявил, что Ольга К. ощущает недостачу понимания со стороны супруга. Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что связано с «его невнимательностью к супруге». Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

6. Тест «Понимаете ли вы друг друга?» выявил, что Юлия Д. ощущает недостачу понимания со стороны супруга Дмитрия Д. Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что обусловлено нереализованными ожиданиями и неудовлетворенными потребностями, связанные с семейной жизнью. Дмитрий Д., вероятно, пытается мысленно оградиться от возникающих порой конфликтных ситуаций. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями. Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

7. Тест «Понимаете ли вы друг друга?» выявил, что между супругами существует большая недостача понимания, которую ощущают оба супруга. Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что обусловлено «разными взглядами на супружескую жизнь». Давид же вполне удовлетворен браком (вероятно, этому способствует умение супруги Натальи сдерживать свои эмоции, о чем свидетельствует тест «Конфликтная ли Вы личность?»). Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

8. У Алексея Ш. И Нины Ш. одинаковые показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что они в равной степени являются конфликтными личностями, что также подтверждает тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности значительно выше, чем у мужа. Среди причин, обуславливающих его неудовлетворенность браком, Алексей особенно выделяет нежелание жены участвовать в домашних делах, отсутствие домашнего уюта. Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

9. У Александра С. и Натальи С. довольно высокие показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что у жены степень удовлетворенности браком ниже, чем у мужа, что обусловлено некоторой бытовой неустроенностью. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что Александр является более конфликтной личностью, в то время как Наталья С. стремится сглаживать конфликтные ситуации. Тест же «Стиль поведения в конфликтной ситуации» дал противоположные результаты. Вероятно, испытуемые не были честны в своих ответах. Методика «Дом – дерево – человек» подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

10. Самая благополучная пара. У Дмитрия Щ. И Анны Щ. одинаковые показатели по тесту «Понимаете ли вы друг друга?». Тест «Удовлетворены ли вы браком?» выявил, что оба супруга в общем удовлетворены браком, хотя у мужа степень удовлетворенности несколько ниже, чем у жены (вероятно, связано это с идеализацией брака). Тест «Конфликтная ли Вы личность?» показал, что Дмитрий является более конфликтной личностью, в то время как супруга стремится сглаживать конфликтные ситуации. При этом тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» установил низкий уровень конфликтности у обоих супругов, что объясняется покладистым характером супругов. Однако методика «Дом – дерево – человек» также подтвердила наличие конфликтной ситуации в семье.

 

Таким образом, самые низкие показатели отмечаются у следующих пар:

Таблица 13

Имена супругов

Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации»

Методика «Дом – дерево – человек»

 

Михаил, Елена Ж

16

17

24 30 9

-

 
20 30 12

-

 

Дмитрий, Надежда Ш

22

20

26 36

7

-

20 30

9

-

Сергей,

Илона Б

09

11

20 28

7

-

19 32

6

-

                 

 

Средние показатели наблюдаются в следующих молодых семьях:

Таблица 14

Имена супругов Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» Методика «Дом – дерево – человек»  

Владимир, Инна К

13

15

26 31 8 -
24 32 6 -

Максим, 

Ольга К

10

13

26 32 8 -
24 32 7 -

Дмитрий, Юлия Д

13 24 30 6 -
16 20 30 4 -

Давид, Наталья Н

26

25

35 36 8 -
25 24 12 -

 

Наиболее благополучными парами, где, тем не менее, тоже имеют место конфликтные ситуации, являются:

Таблица 15

Имена супругов Тест «Понимаете ли вы друг друга?» Тест «Удовлетворены ли вы браком?» Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Тест «Стиль поведения в конфликтной ситуации» Методика «Дом – дерево – человек»  

Алексей, Инна Ш

15

15

19 32 8 -
32 32 9 -

Александр, Наталья С

05

08

33 30 3 -
26 28 7 -

Дмитрий, Анна Щ

19

19

36 30 2 -
40 26 4 -

 

Таким образом, среди опрошенных только трем парам свойственно понимание, удовлетворенность браком. Однако результаты нельзя назвать идеальными, что является логичным – конфликты свойственны любому семейному союзу. Часть опрошенных являются конфликтными личностями, и во всех парах отмечаются результаты по методике ДДЧ.

В четырех парах методики выявили средний уровень понимания, удовлетворительный уровень удовлетворенности браком; однако большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.

В трех парах методики выявили низкий уровень удовлетворительности браком, низкий уровень понимания. Большинство участников являются конфликтными личностями и во всех парах отмечаются отрицательные результаты по методике ДДЧ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО 2 ГЛАВЕ

Таким образом, согласно проведенному исследованию, все молодые семейные пары сталкиваются с конфликтными ситуациями.

Тесты «Понимаете ли вы друг друга?» и «Удовлетворены ли вы браком?» выявили и обозначили проблемы в брачной жизни молодых супругов.

Применение проектной методики «Дерево-дом-человек» показало, что большинство испытуемых замкнуты, боятся раскрыться перед супругой (супругом), испытывает трудности при контакте с другими людьми, но при этом чувствует нехватку любви, теплоты. В результате они чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Отсюда тревога, заниженная самооценка, озлобленность и много других отрицательных эмоций. Все это может способствовать возникновению конфликтной ситуации.

В результате обследования с применением теста «Конфликтный ли Вы человек?» было доказано, что большинство испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов. В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.

Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования.

В результате психологического исследования была доказана гипотеза исследования:

Причиной возникновения конфликтов в молодой семье является неподготовленность супругов к браку, обусловленная нехваткой взаимопонимания, недостаточной осведомлённостью друг о друге и различными взглядами и стереотипами поведения супругов.

 

Были решены задачи исследования: установление причин конфликтности и выработка методики превращения конфликтов из деструктивных в продуктивные.

1. Анализ итоговой таблицы и последующие личные беседы с испытуемыми показали, что причинами возникновения конфликтных ситуаций в молодых семьях чаще всего являются:

· поведение супруга (супруги), его отношение к жене (мужу);

· грубость супруга (супруги), конфликтность;

· нежелание супруга (супруги) помогать в домашних делах;

· бытовая неустроенность;

· недостача внимания к супруге (супругу);

· нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью;

· разные взгляды на супружескую жизнь.

2. Выработаны методы превращения деструктивных конфликтов в молодой семье в продуктивные:

 

Не следует Следует
1. Извиняться раньше времени 1. Ссориться наедине, без свидетелей
2. Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем 2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами
3. Использовать ваше интимное знание другого человека для ударов ниже пояса и издевательств 3. Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства
4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы 4. С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении
5. Симулировать согласие или обиду 5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем расходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас
6. Объяснять другому, что он чувствует 6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов
7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого 7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же
8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой 8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению
9.    Не опускайтесь. Не щеголяйте друг перед другом в нижнем белье, и в прямом, и в переносном смысле 9.    Уважать себя
10.  Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним 10.  Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место
11.  Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым 11.  С самых первых дней семейной жизни понять, осмыслить и освоить роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничить себя, от чего-то привычного отказаться, чем-то не очень приятным заняться и т.д.

 

Итак, методики наметили основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтность супругов, нежелание раскрываться перед супругом (супругой) и при этом потребность в тепле, любви. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к испытаниям серьезно, задумались над его результатами, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. В данном случае им предлагается воспользоваться приведенной выше методикой. Остальные же, вероятно, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию.

В целом следует отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в молодых семьях свидетельствует о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой – способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над этой ситуацией, поговорить. При этом не следует забывать о тактике и уважении к супругу. Все это должно способствовать нахождению взаимопонимания в молодых семьях и направлению конфликтов в конструктивное русло.

 


ЛИТЕРАТУРА

1.Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.

2.Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.

3.Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527с.

4.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5.Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. – М.: Прогресс, 1990.-336с.

6.Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.-285с.

7.Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-175с.

8.Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2003. - №7. - С.100-105.

9.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

10.Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с.

11.    Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с.

12.    Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319с.

13.    Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991.

14.         Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.

15.    Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.

16.    Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

17.    Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1997. - №3. – С.59 – 67.

18.    Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. - №1. – С.42 – 49.

19.    Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей// Социологические исследования. Научный журнал. – 1995. - №7. – С.93 – 99.

20.    Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии. Научный журнал. – 1995. -№3. – С.38 – 45.

21.    Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 1995. - №2. – С. 31 – 45.

22.    Елизаров А.Н. Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе. «Прикладная психология и психоанализ».

23.    Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.

24.    Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., 1982, т.1.

25.    Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

26.    Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. МЦ «Потенциал», «Полиграфия», 1989. – 94 с.

26.    Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.

27.Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2003. - №7. - С.92-100.

28.    Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.

29.Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - С. 387-397.

30.    Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989. – 224с.

31.         Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989.

32.    Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 1980.-112с.

33.    Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688с.

34.    Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001

35.    Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос, 1995.

36.Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. – М.: Эксмо, 2004. – 960 с.

37.         Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

38.    Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1995.

39.    Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

40.    Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.

41.         Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

42.    Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986.-208с.

43.    Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с

44.    Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

45.         Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 192с.

46.         Семейно-бытовая культура. – Минск, 1987.-106с.

47.    Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. – М.: Республика, 1992.-173с.

48.    Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.

49.         Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.

50.    Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

51.         Харин С. С., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. – Мн.: 1995.

52.         Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

53.    Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.

54.ЭйдемиллерЭ.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.: ил.

55.    Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.

56.    Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.-704с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...