Классификация и характеристики отказов
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Классифицировать отказы можно в зависимости от характера и особенностей, от момента возникновения. Перейдем к классификации отказов: . По характеру изменения параметра до момента возникновения отказа: внезапный отказ; постепенный отказ. . По связи с другими отказами: независимый отказ; зависимый отказ. . По возможности последующего использования после возникновения отказа: полный отказ; частичный отказ. . По характеру устранения отказа: устойчивый отказ; самоустраняющийся отказ (сбой или перемежающийся отказ). . По наличию внешних проявлений: очевидный (явный) отказ; скрытый (неявный) отказ. . По причине возникновения: конструкционный отказ; технологический отказ; эксплуатационный отказ. . По природе происхождения: естественный отказ; искусственный отказ (вызываемый намеренно). . По времени возникновения отказов: отказ при испытаниях; отказ периода приработки; отказ периода нормальной эксплуатации; отказ последнего периода эксплуатации. Характеристика отказов Постепенные (износные) отказы характеризуются возникновением в результате постепенного протекания того или иного процесса повреждения, прогрессивно ухудшающего выходные параметры объекта. Внезапные отказы возникают в результате сочетания неблагоприятных факторов и случайных внешних воздействий, превышающих возможности объекта к их восприятию. Внезапные отказы характеризуются скачкообразным характером перехода объекта из работоспособно в неработоспособное состояние. Сложный отказ включает особенности двух предыдущих отказов. К полным отказам относятся отказы, после которых использование объекта по назначению невозможно (для восстанавливаемых объектов - невозможно до проведения восстановления).
Частичные отказы - отказы, после возникновения которых объект может быть использован по назначению, но с меньшей эффективностью или когда вне допустимых пределов находятся значения не всех, а одного или нескольких выходных параметров. Независимый отказ - отказ, не обусловленный другими отказами или повреждениями объекта. Зависимый отказ - отказ, обусловленный другими отказами или повреждениями объекта. Устойчивые отказы - отказы, которые можно устранить только путем восстановления (ремонта). Отказы, устраняемые без операций восстановления путем регулирования или саморегулирования, относятся к самоустраняющимся. Сбой - самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора. Перемежающийся отказ - многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера. Явный отказ - отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению. Скрытый отказ - отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики. Большинство параметрических отказов относятся к категории скрытых. Конструктивный отказ - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования. Производственный отказ - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии. Эксплуатационный отказ - отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.
Деградационный отказ - отказ, обусловленный естественным процессом старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации. Искусственные отказы вызываются преднамеренно, например, с исследовательскими целями, с целью необходимости прекращения функционирования и т.п. Отказы, происходящие без преднамеренной организации их наступления в результате направленных действий человека (или автоматических устройств), относят к категории естественных отказов. Причины и последствия возникновения отказов Причины возникновения отказов могут быть связаны с нарушением в выполнении каких-либо заданных функций (отказ функционирования) или с недостаточной квалификацией обслуживающего персонала, в результате которой система не выполняет заданные функции удовлетворительно. Отказы могут быть связаны с изменением параметров или характеристик системы, т.е. одна из основных функций выполняется плохо (отказ по параметру). Так же причинами отказов объектов могут быть дефекты, допущенные при конструировании, производстве и ремонте, нарушение правил и норм эксплуатации, различного рода повреждения, а также естественные процессы изнашивания и старения. Согласно ГОСТ 15467-79 отказ может быть в результате дефекта. Это понятие отражает состояние объекта. Дефектом называется каждое отдельное несоответствие объекта установленным нормам или требованиям. Дефект отражает состояние отличное от отказа. В соответствии с определением отказа, как события, заключающегося в нарушении работоспособности, предполагается, что до появления отказа объект был работоспособен. Отказ может быть следствием развития неустраненых повреждений или наличия дефектов: царапин; потертости изоляции; небольших деформаций. По признаку стадии происхождения дефекты можно разделить на три группы: . Дефекты (ошибки) проектирования. Сюда можно отнести: недостаточную виброзащищенность; наличие повышенных напряжений; неправильный выбор материалов; неправильное определение предполагаемого уровня эксплуатационных нагрузок. . Дефекты изготовления (производственные). К ним можно отнести:
дефекты; дефекты механической обработки; дефекты пайки; дефекты термообработки; дефекты сборки. . Дефекты эксплуатации. Сюда можно отнести: нарушение условий применения; неправильное техническое обслуживание и ремонт; наличие перегрузок и непредвиденных нагрузок; применение некачественных эксплуатационных материалов. Также причинами возникновения отказов являются: . Конструкционный отказ, вызванный недостатками и неудачной конструкцией объекта; . Производственный отказ, связанный с ошибками при изготовлении объекта по причине несовершенства или нарушения технологии; . Эксплуатационный отказ, вызванный нарушением правил эксплуатации. . Характер устранения; . Устойчивый отказ; . Перемежающийся отказ (возникающий / исчезающий). К последствиям отказа относятся явления, процессы и события, возникшие после отказа и в непосредственной причинной связи с ним (остановка двигателя, вынужденный простой по техническим причинам). Последствиями отказа являются: . Легкий отказ (легкоустранимый); . Средний отказ (не вызывающий отказы смежных узлов - вторичные отказы); . Тяжелый отказ (вызывающий вторичные отказы или приводящий к угрозе жизни и здоровью человека). . Дальнейшее использование объекта: . Полные отказы, исключающие возможность работы объекта до их устранения; . Частичные отказы, при которых объект может частично использоваться. Основные показатели безотказности для невосстанавливаемых объектов Невосстанавливаемый объект - это объект, который не подлежит восстановлению в результате отказа. Вероятность безотказной работы - это вероятность того, что в пределах заданий наработки отказ объекта не возникает. На практике этот показатель определяется статистической оценкой: Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что отказ это неотъемлемая часть любой техники. Все имеет свой срок годности. Рано или поздно деталь изнашивается, деформируется, портится и т.д., что выводит из эксплуатации всю технику или частично. Это событие принято называть отказом. В свою очередь отказ является толчком для развития более современной технологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|