Решения Конституционного суда РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Видами решений Конституционного Суда РФ являются постановление, заключение и определение. Постановление — основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ. Заключение дается Конституционным Судом в единственном случае — при рассмотрении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В остальных случаях принимаются определения. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ предопределяется их общеобязательным (нормативным) и прецедентным характером. Решения Конституционного Суда РФ обязательны не только для заявителей и органа, издавшего акт, признанный неконституционным, но и для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Обратная сила решений Конституционного Суда РФ проявляется в том, что правоприменительные решения, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке, если в самом акте Конституционного Суда не указано иное, например, нецелесообразность пересмотра вынесенных ранее судебных решений. Для реализации решений Конституционного Суда РФ в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены определенные обязанности и сроки для государственных органов и должностных лиц по приведению актов в соответствие с Конституцией РФ, а за неисполнение решений Конституционного Суда РФ — соответствующая ответственность.
Решения Конституционного суда РФ в теории и на практике рассматриваются как: правовые акты (Петрова), правоприменительные акты (Кутафин, Нерсесянц), самостоятельные источники права (Лазарев), судебные прецеденты (Зорькин). Исследование учебной и научной литературы по конституционному праву последних нескольких лет позволяет констатировать, что доминирующим подходом современности является отнесение актов Конституционного Суда Российской Федерации к самостоятельным источникам конституционного права (а также источникам права в целом). В частности, в одном из последних учебников "Конституционное право России", изданном в 2010 году, особо подчеркивается, что "решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ занимают самостоятельное место в правовой системе и служат источником конституционного права и иных отраслей российского права, имеют общий характер и обязательны для всех субъектов права".
Основные этапы конституционного развития России Первые попытки учреждения конституционного правления в России предпринимались ещё в 19 веке. Так, в начале века по указанию Императора Александра 1 официальные конституционные проекты были подготовлены М.М. Сперанским и Н.Н. Новолисьцевым (Государственная Уставная Грамота Российской Империи). В 60-х – начале 80-х гг. 19 века по инициативе Императора Александра 2 конституционные проекты готовились Великим князем Константином, министрами внутренних дел П.А. Валуевым, М.Т.Лорис-Меликовым, Н.П.Игнатьевым и др. В них предусматривалось ограничение власти монарха выборным народным представительством и провозглашение минимума прав и свобод личности. Но ни один из них, к сожалению, не был реализован.
Начало установления конституционного строя в России связано с революцией 1905-1907 гг. В августе 1905 г. Были опубликованы нормативные акты об учреждении законосовещательной Государственной Думы, а 17 октября того же года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались основные гражданские свободы; в декабре 1905 г. были расширены избирательные права населения. 23 апреля 1906 г. Император Николай 2 утвердил в новой редакции «Основные государственные законы Российской Империи», которые по сей день считаются прообразом единой Конституции России. Однако переход к конституционной монархии не произошёл. С приходом к власти большевиков начинается новый этап конституционного развития России. 1) 10 июня 1918 года появляется Конституция РСФСР. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918г. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция, первый в истории Основной Закон социалистического государства. С появлением Государственной Думы начинается конституционное строительство. Конституция СССР 1924 года Состояла из двух разделов. ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Закрепляла государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, отражала многонациональный характер Советского Союза. В 1925 году на её основе была принята Конституция РСФСР. 3) Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года. Содержала 13 глав и 146 статей.
Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права. Является одной из самых демократичных конституций за весь период конституционного развития Росси. 4) Конституция СССР 1977 года — конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Содержала Преамбулу, 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978 г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту. В 1978 году на основе этой Конституции СССР родилась Конституция РСФСР. Декабря 1993 года Конституция РФ— высший нормативный правовой акт Российский Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|