Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обострение регион конфликтов в Центр Америке в 1970-х –80х гг.

После прихода к власти Картера с ее подчеркнутым вниманием к защите прав человека латиноам курс Вашингтона был скорректирован.

В авг 1977 США ввели эмбарго на поставки вооружений воен режимам Аргентины, Чили, Уругвая и Парагвая => недовольство этих стран и подстегнуло их к созданию собственных мини-ВПК.

Большую настороженность американцев стала вызывать яд. пол-ка Бразилии. Она не подписала ДНЯО 1968 под предлогом того, что он налагал ограничения на развитие бразильской яд. энергетики. В Вашингтоне Бразилию подозревали в стремлении приобрести ЯО. Поэтому ам. компании отказались участвовать в проекте строительства в Бразилии АЭС.

Ам-цы: критика соглашения 1975 года между ФРГ и Бразилией по которому Бразилия, в обмен на поставки урана в ФРГ, д.б. получить 8 яд. реакторов, завод по переработке ат топлива и технологию обогащения урана. Между Бразилией и США охлаждение. Но оно лишь затрудняло проведение ам. пол-ки в других латиноам. странах, поскольку Бразилия «неформальн лидер» латиноам. мира, и попытки ам. давления усиливали симпатии местных стран к ней.

Центральноам пол-ка Картера отличалась двусмысленностью, дезориентировавшей диктаторов Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора. Они привыкли рассчитывать на поддержку США. Теперь их критиковали за нарушение прав человека. В ответ Юж и Центр Америки свернули к еще большему нац-му и стали в ответ критиковать США –?о статусе Панамского канала, который проходил по территории Панамы, но контролировался ам. войсками. Панама- за проведение на ее территории спец заседания СБ ООН для рассмотрения?. Все Центральноам. страны поддержали эту инициативу.

США согласились на заключение соглашений, в соответствии с которыми контроль над зоной канала д.б. перейти к Панаме к 31 дек 1999. Правда, эти соглашения предусматривали повторное размещение ам. войск в случае «угрозы нейтралитету канала». Подписание и ратификация этих соглашений сопровождалась критикой дем администрации, обвиняемой в неспособности обеспечить интересы США в Лат Ам. Сами латиноам. стороны чаще ссорились, чем договаривались: в 1976 воен правительство Чили вышло из Андской группы (эк. блок, созданный в 1969 Венесуэлой, Колумбией, Перу, Боливией и Гондурасом), ставившей целью их сближение. Интеграционные планы заморожены.

В 1977 обострение аргентино-чилийского спора из-за о-ов в прол Бигль. Оставались неурегулированными территориальные конфликты и между различными членами самой Андской группы. +аргентино-бразильское соперничество за лидерство в Юж Америке. Это подрывало интеграционное сближение в рамках Лаплатской группы (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай).

Параллельно с этим росли затраты на вооружения. Воен расходы стран региона с 1974 по 1982 гг. удвоились, а численность латиноам. армий возросла почти на 40%. Бразилия и Аргентина сумели создать свои собственные мини-ВПК и теперь успешно стали экспортировать вооружения. Обе страны приблизились к созданию ЯО.

 

После w 1982. В Юж. Атлантике элиты стран Лат Ам не только разочаровались в идее военно-пол. сотрудничества с США на межам. основе, но и поменяли представления о причинах конфликтности в Зап полушарии. Они видели их не во вмешательстве междунар ком-ма, а в низком уровне развития, обр-я и к-ры. Латиноам. Г. пришли к тому, что необходимо создать свой механизм урегулирования. В янв 1983 п редставители Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы на встрече на о-ве Контадора достигли договоренности о создании «контадорской группы» (цель-нормализация ситуации в Центр. Америке, но при полной ликвидации Ам., да и вообще иностранного вмешательства). В авг 1985 усилия «контадорской группы» поддержали Бразилия, Аргентина, Уругвай и Перу. В 1986 план переговоров (Контадорская декларация): проведение переговоров между всеми центральноам. правительствами. Миротворч деятельность стран поддержана ген.секом ООН Хосе Пересом де Куэльяром, а также Движением неприсоединения и Соинтерном. При поддержке западноевр стран в 1984-1987 ряд встреч МИД десяти гос-в ЕС, Испании, Португалии, 5 центральноам. республик и стран «контадорской группы». США не участвовали.

В поддержку переговорных усилий латиноам. стран выступил СССР. С конца 1985 стал ограничивать поставки вооружений в Никарагуа, вопреки просьбам правительства Д.Ортеги, чтобы побудить его пойти на переговоры с «контадорской группой». Надо сказать, что реакция США на «контадорский процесс» 1983-1986гг была настороженной. (США хотел свержения сандинистов в Никарагуа, а не общего урегулирования в Центр. Америке). Учитывая свертывания воен помощи Никарагуа СССР, США тоже стали уменьшать поддержку правительству Ортеги. Такого рода пол-ка способствовала оздоровлению обстановки в Центр. Америке.

1980 – сандинистская революция в Никарагуа – победа рволюции- она покончила с диктатурой клана сомоса. С 1981 – глава прав-ва Ортега. сандинисты столкнулись с сопротивлением отрядов контрас (США их организовали)

Революционные движения в гватемале и гренаде. Рейган считал что это проявление экспансии коммунизма и свободный мир во главе с США должны вмешаться – в гренаде –военная интервенция США,

В Сальвадоре и Гватемале летом 1984 переговоры между правительствами этих стран и партизанами. В 1985 в Гватемале президент выборы, восстановлена дем-ия, несмотря на доминирующую роль военных. В 1986 в Гондурасе избран нов президент, который стал проводить более гибкую пол-ку.

В 1986 сформировался механизм пол. консультаций центральноам. стран (Коста-Рики, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Сальвадора) - «группа Эскипулас».

7 авг 1987 на 2-й встрече президентов центральноам. стран в г. Эскипулас подписано соглашение, которое официально называлось «Меры по установлению прочного и длительного мира в Центр. Америке» (пол-ка национального примирения, объявление пол. амнистий, развитие диалога с оппозицией, демократизацию жизни, проведение свободных выборов, запрещение подрывных действий vs соседних стран, ведение переговоров по? безоп-ти).

В развитие этих договоренностей в 1988 в Никарагуа между правительством Ортеги и силами «контрас» соглашение о нац примирении, которое предусматривало проведение в 1990 свободных выборов. (в 90 победила В. Чаморро).

В 1991 5 стран Центр. Америки –Гватемала, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Гондурас- подписали протокол «Тегусигальпы» (рамочный договор безоп-ти, предусматривал регулярное проведение пятисторонних консультаций). Орг-ия центральноам гос-в была ликвидирована.

 

4.2 Новые вызовы междунар безоп-ти после окончания "ХВ". Незаконный оборот наркотиков

1937 – конвенция лиги наций – торговля наркотик –преступление. 1961-нью йорк – конвенц о наркоич ср-вах – преступление. и сейчас после окончания ХВ воен аспект остается самым главным в деле обеспечения и нац., и междунар. безоп-ти. Воен фактор в мировой пол-ке не сошел на нет+еще несколько Г. в 21 в. м. присоединится к клубу яд. держав.

проблемы мировой экономики, финансов, энергетики, информатики контролируются и управляются Западом. Поэтому в этих областях помощники Западу не нужны.

Но есть некоторые аспекты междунар. безоп-ти, где Запад заинтересован в сотрудничестве со всеми. Это - междунар. наркобизнес, терроризм, коррупция, экология, но особенно проблема распространения ОМУ.

Ситуация стала меняться в 90-е гг. США стали проявлять инициативы, нацеленные на создание неких структур коллективистского толка в Вост Азии. Причина появления инициатив ясна: втянуть в эти орг-ии Китай и "взнуздать" его "гегемонистские амбиции". Все эти ам. инициативы почти на 100% совпадают с упоминавшейся идеей коллективной безоп-ти 1969 г. Дело в том, что немало ам., да и не только ам. экспертов рассматривают именно Китай как потенциальную сверхдержаву, способную сломать нынешнею однополярную систему. Они только гадают, когда это произойдет: через двадцать или пятьдесят лет. А некоторые полагают, что еще раньше. И поэтому привлечь Россию именно к ам. варианту "коллективной безоп-ти" означало бы убить двух зайцев: во-первых, не дать оформиться реальному стратегическому альянсу между Россией и КНР, во-вторых, обеспечить себе хорошие тылы в случае реальной конфронтации с Китаем в будущем.

Так же работает и концепция Предупредительной дипломатии (аналог концепции пол-ки Предупредительной безоп-ти). Ее суть - предупредить намечающиеся конфликты между или внутри Г.. Появилось много энтузиастов создать под эту концепцию организационные структуры, например, Совет по сотрудничеству и безоп-ти АТР со штабом в Сингапуре. Однако, дипломатия, даже предупредительная, без опоры на пушки работать не будет. поскольку среди азиат стран нет общепризнанного лидера, то лидерство как бы поневоле должно "упасть на плечи США".

Практика уже показала, что все перечисленные орг-ии не могли и не могут остановить конфликты, т.е. обеспечить международную безоп-ть. Например, ОБСЕ не смогла остановить конфликты ни в Югославии, ни в Р. + все эти орг-ии: ООН, НАТО, АПЕК, МВФ, ВТО. служат не интересам междунар. безоп-ти, а четко интересам великолепной тройки: США, Зап Е. и Яп. Они их используют ради собственных целей. Они не возражают vs таких организаций с функциями междунар парламентов для выпускания пара недовольных. Сами же они будут опираться на двусторонние структуры безоп-ти, что надежнее и менее хлопотно.

Золотой треугольник — геогр зона, расположенная в горах на стыке границ трёх Г. Юго-Вост Азии: Таиланда, Мьянмы и Лаоса, известных большими объёмами производства и торговли наркотиками. Наркодельцы свободно ощущали себя в южном Китае, Вьетнаме и Камбодже. Ок. 50 тыс.чел. обеспечивали безоп-ть производства, транзита и сбыта наркотиков.

Возглавил эту армию Чжан Шифу, более известный как Хун Са. В Бирме выращивали опиум ещё для французских колонизаторов, корсиканская мафия перевозила его в Марсель, откуда, после переработки, героин попадал на рынок США.

Руководители «Зол треугольника» разработали новые схемы транзита и расширили рынок сбыта. Из Мьянмы наркотики мелкими рыболовными судами перевозились на Шри-Ланку и в Индию. По суше караваны шли через Бангладеш. Другая территория транзита проходила через Таиланд и Камбоджу. В 1996 Хун Са сдал ближайших соратников и скрылся. До сих пор предполагается, что он проживает где-то на побережье Мьянмы, однако найти его не удается даже несмотря на вознаграждение в 3 млн.долл., объявленное США. Но гос-ва попбороли наркотрафик

Золотой полумесяц — территория сопредельных районов трёх стран Центр. Азии: Афганистана, Ирана и Пакистана, — где распроложены крупные плантации опийного мака, находятся незаконные мануфактуры по производству героина и опиатов.

• В 2001 г. правительство Талибана запретило выращивание опиума в Афганистане, в результате в этот период в стране было произведено рекордно низкое за последние 30 лет количество опиума: 185 тонн. В этот год опиумный мак выращивался преимущественно в сев провинциях, на территориях, контролируемых т.н. "Северным Альянсом".

• Афганистан теперь производит более чем 90 % опиума в мире.

Именно колумбийские наркодельцы поставляют большую часть кокаина в США. США выделили $1,3 млрд. для укрепления борющихся с наркомафией подразделений колумбийской армии. Сражающиеся с правительственными войсками партизаны осудили этот шаг Вашингтона как вмешательство во внутренние дела Колумбии и заявили, что он подорвет мирные переговоры с правительством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...