Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация аналитической работы на предприятии




Общими основами организации анализа и диагностики деятельности предприятия являются теории управления и корпоративного контроля. Система анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает субъекты, объекты и определенные взаимоотношения между ними, а также определенную Инфраструктуру, обеспечивающую информационные, технические, Функциональные условия анализа и диагностики. На каждом предприятии за анализ и диагностику его производственной, технической или коммерческой деятельности отвечает определенный отдел (табл. 4).

Работа каждого отдела должна регламентироваться положением об отделе и должностными инструкциями. Положение об отделе содержит описание его целей, задач и функций. Должностные инструкции включают детализацию конкретных обязанностей каждого сотрудника по конкретным операциям. Например, к обязанности работников финансового отдела предприятия относятся:

Таблица 4 - Организационная структура анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Вид деятельности Название отделов Содержание анализа и диагностики
Производственная Производственный, технологический Проверка соответствия производственно-технологических операций принятым стандартам
Коммерческая Снабжения, сбыта, торговый, коммерческий, маркетинга Оценка результативности торгово-коммерческих, снабженческо-сбытовых операций
Информационная Информационно-аналитический Оценка оперативности и достоверности информационно-аналитических потоков
Административно-хозяйственная Финансовый, управления собственностью, планово-экономический, ценных бумаг, кадров, мониторинга, менеджмента Проверка эффективности системы управления финансово-хозяйственной деятельностью
Техническая Технический, контрольно-измерительных приборов и оборудования Проверка и диагностика технического состояния используемого оборудования, машин, механизмов, приборов

- анализ реализации финансовой политики предприятия, финансовых планов и прогнозов, смет, финансовых разделов бизнес-планов;

- изучение составления и использования финансовой информации, документации;

- диагностика организации финансовой работы, финансового механизма и финансового менеджмента;

- анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- изучение взаимоотношений с бюджетом (расчеты с бюджетом, сборы, обязательные платежи, льготы и штрафы);

- анализ формирования и использования фондов (общехозяйственного и целевого, специального назначения), прибыли, основных и оборотных средств;

- диагностика организации наличных и безналичных расчетов, ведения кассового хозяйства;

- анализ и диагностика финансовой устойчивости;

- анализ эффективности кредитования, валютных операций;

- диагностика банкротства; финансовый контроль.

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия включают большое количество одновременно осуществляемых действий по сбору, составлению, оформлению и передаче документации, выявлению и анализу закономерностей и тенденций, определению перспектив. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть проанализирована в целом, а также по отдельным ее направлениям и функциям. Основой анализа и диагностики выступает мониторинг, т. е. постоянный, систематический контроль за изменением состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов, диагностика тенденций и закономерностей.

Субъектами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности являются предприятия, их собственники, учредители, органы государственного управления, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы, органы страхования, отдельные специалисты, эксперты, средства массовой информации, информационно-аналитические и рейтинговые агентства,

К объектам анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия относятся кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал; различные виды деятельности предприятия, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние. Кадровый потенциал предприятия измеряется наличием определенных категорий трудовых ресурсов и их профессиональными возможностями. Под, техническим потенциалом понимается общая совокупность различных видов техники, технологий и их технические возможности, коэффициент полезного действия техники. Производственный потенциал объединяет различные производственные возможности предприятия по выпуску и реализации различных видов продукции, оказанию услуг. Финансовый потенциал включает финансовое обеспечение предприятия с использованием собственных, привлеченных и заемных средств.

К основным видам деятельности предприятия относятся:

- производственная деятельность, которая характеризуется определенными технологиями, производственными циклами, техническими особенностями;

- коммерческая деятельность, которая характеризуется торговыми, посредническими операциями по сбыту и приобретению продукции, выполнению работ, оказанию услуг;

- инвестиционная деятельность, которая характеризуется привлечением и вложением временно свободных денежных средств (инвестиций);

- социальная деятельность, направленная на удовлетворение социально-культурных потребностей работающих и членов их семей, гармоничное развитие личности;

- финансовая деятельность, направленная на формирование и рациональное использование финансовых ресурсов;

- инновационная деятельность по внедрению новых научно-технических разработок, проектов;

- экологическая деятельность по охране окружающей водной, воздушной среды, а также рациональному использованию земли, полезных ископаемых, применению природосберегающих технологий.

Объекты анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий имеют отраслевую и региональную специфику. Конкретными объектами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются отдельные производственные, технологические операции, технические комплексы, производственные мощности, организационные структуры, функциональные и линейные структуры управления.

Природа и сущность аналитической работы и оценки потенциа­ла предприятия предполагают ряд последовательных этапов.

1. Определение цели и задач.

2. Разработка программы (плана), в которой ставится четкая задача в отношении объектов и характера анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т. п.). В программе (плане) определяются:

а) объект анализа (структура или процесс, технология, операция, процедура);

б) субъект анализа (кто проводит);

в) период, за который выполняется анализ;

г) оформление результатов анализа (отчет, заключение, расчет экономической эффективности или описательная характеристика);

д) срок проведения аналитических операций;

е) кому направляются результаты анализа и как они должны быть использованы.

3 Установление последовательности выполнения.

4 Выбор и обоснование методов проведения.

5 Определение и подбор необходимой информации.

6 Проведение анализа путем изучения, обобщения исходных данных, группировки и сравнения однородных показателей; выявление связей, закономерностей, противоречий; количественной и качественной оценки отдельных показателей, учета влияния разнонаправленных факторов.

7 Обобщение результатов анализа.

8 Подготовка выводов по основным направлениям анализа, их конкретизация.

9 Оформление отчета (заключения) по итогам анализа.

Последовательность проведения анализа и оценки потенциала предприятия включает ряд определенных процедур. К ним относятся следующие:

- аналитическая структуризация анализируемого объекта, цель которой получить представление о его составе, структуре, свойствах, отношениях;

- группировка и классификация элементов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- изучение количественных и качественных характеристик этих
элементов;

- изучение видов связей между элементами;

- количественная и качественная оценка резервов;

- оценка факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий;

- установление критерия эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- оценка результатов анализа (расчет социально-экономической эффективности или описательная характеристика основных результатов).

По своему характеру анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут затрагивать разные элементы и иметь разные формы. Формами их проведения могут быть организационный (анализ организации, методов и способов финансово-хозяйственной деятельности предприятия), функциональный (анализ основных функций финансово-хозяйственной деятельности), технологический или процедурный анализ (анализ основных технологий или процедур финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

По своему характеру организационный анализ системы управления может затрагивать разные ее элементы. В этом смысле анализ подразделяется на анализ организации, методов и техники управления. По формам оценки результатов организационный анализ может быть комплексным или выборочным. Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования. Проанализирован структуру и процесс управления, вскрыв все их плюсы и минусы, можно выявить организационные резервы и па этой основе спроектировать такую комбинацию факторов работы (организация, методы, техника управления), которая обеспечит наилучший результат технико-экономической деятельности предприятия.

Технологическая сторона анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности включает: организацию информационной системы, документирование и документооборот, процедуры анализа. Следует отличать процедуру от операции. Если процедура — это четко установленная последовательность действий, то операция — конкретное действие, элементарное или наиболее простое с точки зрения данного органа управления. Например, подготовка этапа анализа — это процедура, а исполнение этапа — операция. Система аналитических операций складывается в определенную процедуру.

Материалы анализа системы управления оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов, заключений, обзоров по соответствующим раз­делам, приведенным выше, и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...