Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция и разговор-дискуссия

ВСТУПЛЕНИЕ

Народная мудрость гласит: «Прежде чем ты совершаешь преступление перед законом, ты совершаешь его перед совестью». И это сказано удивительно точно, потому что жить, поступать по совести – значит следовать нравственным нормам нашего общества, наиболее важные, принципиальные: из которых возведены в закон.

Одной из главных причин правонарушений подростков – незнание законов, устанавливающих наказание за поступки и преступления несовершеннолетних. Это подтверждает юридическая практика. Подобное раскаяние можно услышать от подростков: «Если бы я знал закон…» Но к сожалению, порой оно бывает запоздалым, поэтому знание норм права приобретает все большее значение. Эти проблемы не должны пройти, также, мимо библиотек, используя различные формы пропаганды литературы. Они должны способствовать нравственному возрождению молодежи.

Мораль требует от нас строгого исполнения законов. И все же … Если случается несовпадение «морального» и «юридического»? Как случается что человек только вступающий в жизнь, нарушив закон, оказался на скамье подсудимых? Иногда подросток попадает в беду случайно: идет на поводу у преступника из-за ложного чувства товарищества. Иногда ему не достает жизненного опыта умения разобраться в ситуации, противостоять давлению микросреды, в ряде случаев проявляется юношеская склонность к подражанию, недостаточное развитие системы торможение в сочетании со стремлением к самодеятельности.

Вот одна история

Гена рассказывает о том, как было совершено преступление. Сдали экзамен в школе… Решили с ребятами отметить… Да нет, в каком кафе… Сели на лавочке… Было-то всего две бутылки… Мы же всегда гуляем. Что еще вечером делать?! Ну идем… Курить захотелось. Идет мужик один мимо, попросили закурить. Ну, он что-то буркнул, понимаете нам показалось, что он грубо нам ответил. Догнали его. Вы бы не догнали если бы вам нахамили? Он перепугался. Я ощупал его карманы – у него пачка сигарет. Жмот! Разорвал пачку: половина ему – половина мне. А у него руки трясутся, и женщина, которая рядом с ним стоит: «Мальчики… Мальчики…» Тот мужик – трус жуткий. Стал рыться в карманах и вдруг вынимает пятьдесят рублей. Мы обалдели. Он думал, что мы решили его ограбить. А он вдруг сунул мне в руки деньги, и они побежали. Прямо по аллее. Если бы они не побежали, то ничего бы не случилось. Мы за ними. Догнали. Ну, а потом он стал кричать. Еще женщина, которая рядом с ним, - тоже. Володька прижал его ножом. Легонько, чтобы только не кричал. И вдруг милиция…

Большинство подростков вообще не представляют, что действуют противозаконно. Они рассказывают об этом как об игре. Будто о невинной прогулке. Будто о невинной прогулке с приятелем. И именно это самое страшное.

На поведении подростков сказываются недостатки в семейном воспитании, организации их досуга. Как правило, дети из неполных семей относительно чаще, чем из полных, совершают преступления и иные правонарушения. Но, как представляется, дело не в том, что сам факт не мелкой структуры семьи автоматически является причиной перехода на преступный путь. И проблема отнюдь не сводится к наличию достаточно значительной «прослойки» родителей – пьяниц, наркоманов, лиц уклоняющихся от общественно-полезного труда.

В 14-15 лет несовершеннолетние очень легко расширяют круг общения, стремятся к демонстрации взрослости, самостоятельности и особо охотно идут на контакты с теми, кто эту самостоятельность в них признает и поддерживает. Предоставленные сами себе в установлении и поддержании знакомств в несовершеннолетие нередко оказываются неготовыми к встрече с нравственно испорченными людьми, которые очень легко подчиняют их себе. Практика показывает, что около трети преступлений несовершеннолетних под непосредственным влиянием взрослых, нередко ранее судимых. Эти лица вовлекают подростков в преступную деятельность самыми разнообразными способами, в основном играя на чувства товарищества, групповой солидарности, обычаях преступных элементов.

Родителям, узнав, что их сын или дочь совершили преступление, реагирующих: «Как он мог? Мы не учили плохому». Нужно ответить и на встречный вопрос: «А учили ли вы хорошему?». Ведь лучше предупредить преступление, чем наказывать. В этом – главная цель всякого хорошего законодательства… Самое верное, но и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается в усовершенствовании воспитания.

Разговор-дискуссия по повести В. Астафьева «Людочка»

Тему преступного мира освещают не только средства массовой печати. За последнее время эта тема появилась и на страницах художественной прозы. Среди писателей, которые обращаются к этой теме – и имя В. Астафьева. После «Печального детектива», новое произведение «Людочка» не занявшее и печатного листа, кто-то может быть прочтет как мастерски написанный этюд. Но несомненно это произведение займет особое место не только в творчестве Астафьева.

Автор затронул одну из главных тем традиций русской литературы – проблему загубленной женской души, о бунте женского сердца. Героиня не смогла еще познать ни самой любви, ни предательство любимого. Ее предали все и сама жизнь. Отчаянный поступок – протест против будничного, всеобщего предательства. Никто не пожалел, никто не откликнулся на ее несчастье.

Рассказ Астафьева, как художественное произведение не случаен и важен в современной прозе именно поиском единственного созвучного самой жизни слова, точкой интонации.

Трагичен сам сюжет рассказа, трагичен и финал.

Вопросы для дискуссии:

1. Сравните судьбу героини Астафьева с героиней Карамзина «Бедная Лиза». В чем их сходство? Можно ли назвать Астафьева продолжателем русской литературы по отражению темы загубленной женской души и бунт женского сердца.

2. Почему человеческая мораль Стрекача и его компании оказалась очень низкой? Вспомните как один из них «разведчик с первым хохотком рассказал, как увидел еще дрожащую всем телом Людочку, качающуюся в петле туда-сюда, то задом, то передом поворачивающуюся, язык вот такой вывалился, и с ног голых что-то капало…»

3. Что думает о мире и человеке отчим Людочки? Кто и как отнял у него детство? Какие страдания и события сотворили его таким что он ничего и никого не видел?

4. Героиня ждала отклика на свою беду. Кто из героев повести ей мог бы помочь? Можно ли было предотвратить трагедию? «Ей казалось, что память ее, душа ли продолжаются там в нарядном заречье и слышат ее там да отозваться некому».

5. Как вы оцениваете поступок отчими по отношению к Стрекачу? «Порочного, с детских лет промышлявшего разбоем, исходящего тоскливой злобой Стрекача, надругавшегося над Людочкой, бросает в городскую горячую, зловонную рукотворную речку отчима». Заступился отчим, да поздно. Это уже отмщение. Был ли другой выход у отчима?

 

ЗАДАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ЗАДАНИЕ 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...