Источники государственного дохода
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Подушная подать резко увеличила как доходы государства, так и крестьянские платежи. Ведь кроме обычного семигривенного подушного оклада, на них возложили еще четыре гривны. А если учесть то, что реальный размер подати устанавливался крестьянской общиной (ведь формально платить подати должны были и старики, и грудные дети), и прибавить к этому произвол и лихоборство сборщиков податей на местах, то реальная сумма оброка была и еще выше. К тому-же нельзя забывать что крестьяне еще должны были работать на барщине.
Реформы государственного аппарата
Сенат и фискальный комитет
Уже в начале века роль Боярской Думы упала практически до нуля. Петр сам говорил что дума, где дьяки сидят уткнувшись бородой в пол, не может сделать ничего полезного. Но совсем без законосовещательного органа тоже было нельзя. Поначалу роль совещательного органа при Петре выполнял круг его друзей, у которых он не брезговал спросить совета, но затем появился более формальный преемник Боярской Думы – Сенат.
Сам Сенат был рожден экспромтом, так как Петр вряд ли нуждался в органе, который бы хоть как-то ограничивал его власть. Отправляясь в 1711 г. в Прутский поход Петр учреждает «для отлучек наших правительствующий Сенат», поначалу лишь из 9-ти человек, в полномочия которого входило «попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве». Сенат был создан поначалу лишь на время отлучки Петра, однако нет ничего более постоянного, чем временное, и Сенат вскоре стал высшим государственным судебным и управленческим органом. Вместе с сенатом был создан фискальный комитет, призванный строго следить за нарушениями чиновников, приносящими вред государству – казнокрадством, взяточничеством, нарушением закона, и др. Фискалы не получали жалования, а жили лишь на проценты от конфискованного имущества, что, несомненно, способствовало их старанию. Учитывая древнюю русскую традицию воровать, важность фискального комитета трудно переоценить.
Табель о рангах
Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.
Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.
Отмена патриаршества
Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца. После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности – местоблюстителя, а выборы патриарха не провел. В 1721 г. был образован Синод, фактическим главой которого являлся Феофан Прокопович. Именно он сочинил «духовный регламент» – свод важнейших организационных и идеологических уставлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По регламенту члены Синода присягали как чиновники на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Кроме того священники должны были нарушать тайну исповеди в случаях «грозящих государственным интересам». Таким образом церковь оказалась под непосредственной властью государя, и была лишена былой независимости.
Военные реформы
Крестьянство и армия Основной костяк армии, и, отчасти флота составили опять же русские крестьяне. С 1699 по 1714 г. в армию было забрано свыше 330 тыс. даточных людей и рекрутов. С 1705 года одного рекрута забирали с 20-ти дворов, что было довольно высокой нормой. Лишь в 1714 г. норма была снижена до 40, а в 1715 до 75 дворов. В период Северной войны на государственных крестьян легла тяжелая подводная повинность (доставка в армию продовольствия, фуража, боеприпасов, и.т.д. Десятки городских посадских общин, не говоря уж о крестьянах, несли постойную повинность, помещая в свои дома офицеров, солдат, рекрутов, стабжая кормом лошадей, и.т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|