лабораторных, практических и семинарских занятий
Методические рекомендации для проведения Как правило, практическое занятие проводится после того как прослушана лекция по соответствующей теме, чтобы студент смог воспользоваться тем теоретическим и/или историко-литературным материалом, с которым он познакомился в аудитории. Но практическое занятие может и опережать лекцию, и в этом случае предполагается самостоятельное изучение отдельных разделов учебной программы. От практического занятия семинар отличается прежде всего тем, что на обсуждение выносится не одно художественное произведение, а два или три, при этом сопоставляется художественный язык нескольких авторов, выясняется сходство и отличия на уровне жанра, композиции, образов главных персонажей и т.д. Для подготовки к практическому занятию или семинару необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней следует записывать имена персонажей, перечень ключевых моментов в сюжете изучаемых произведений, цитаты из художественных текстов, делать заметки в процессе работы над текстом и во время занятия в аудитории. Основное место отводится конспектам научной литературы по темам практических занятий. Сама подготовка к практическому занятию/семинару предполагает ряд этапов. На первом этапе подготовки нужно внимательно прочитать текст, разобраться в соотношении фабулы или сюжета. Чем более вдумчиво прочитано художественное произведение, тем легче будет его проанализировать, определить авторскую сверхзадачу (концепцию), по достоинству оценить его художественный язык. Устный ответ значительно выиграет, если на практическом студент процитирует наизусть отрывок текста, а если это лирическое произведение, то продекламирует целиком.
Обязательный элемент подготовки к практическому занятию/семинару – чтение художественного произведения В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ. Второй этап подготовки предполагает ознакомление с вопросами, вынесенными на практическое занятие. Планы практических занятий к соответствующим курсам содержатся в методических пособиях к соответствующим курсам, в разделе ПРАКТИКУМ КУРСА. Они состоят из 5-6 вопросов, касающихся наиболее актуальных проблем изучаемого произведения. Очень важно также усвоение новой терминологии, встречающейся в плане практического занятия. Краткое определение терминов дано в разделе ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КУРСА методических пособий. Третий этап подготовки включает в себя составление конспекта научных источников, их список прилагается к плану практического занятия и насчитывает 5-10 позиций. Из этого списка необходимо выбрать и законспектировать две-три научные работы. Составление конспекта предполагает и его правильное оформление: 1. Имя (отчество), фамилия исследователя, например: С.С. Аверинцев, Михаил Бахтин и т.п. 2. Полное название источника (статьи, раздела, книги, монографии). 3. Выходные данные, т.е. где и когда была издана научная работа, общее количество страниц. Составление конспекта требует определенных навыков. Не следует излагать в нем, то, о чем можно прочитать в любом учебнике: биографические данные, творческий путь художника, банальные фразы и клише наподобие – «выдающийся поэт», «великий художник» и пр. Главное внимание необходимо уделять анализу художественного текста, выяснению таких, например, вопросов как особенности жанра, конфликта, повествования, своеобразие художественного языка и пр. Идеальный конспект – это изложение квинтэссенции (сущности) научного исследования, небольшой по объему текст, в который включены основные положения источника (не больше 1/8 от первоначального текста). Также в конспект можно включить наиболее глубокие по смыслу и яркие по форме высказывания цитируемого литературоведа.
Независимо от того, цитируется первоисточник дословно или тезисно передается основные положения работы, необходимо указывать номера законспектированных страниц. Существует два подхода к конспектированию материалов по теме практического занятия – по вопросам плана и отдельно по статьям/монографиям. Второй подход предпочтительнее, так как он позволяет сохранить логику рассуждений автора и его концепцию. С другой стороны, конспектирование по вопросам позволяет быстрее сориентироваться в процессе ответа на практическом занятии. В зависимости от того, какую форму конспектирования выбирает студент, необходимо соблюдать следующие правила: · при конспектировании по вопросам на полях следует указывать выходные данные каждого источника и номер страницы; · при конспектировании источника целиком следует на полях указывать номер страницы, откуда взят тот или иной фрагмент текста, а также вопрос семинара, к которому относится данный материал. В процессе подготовки к занятию могут быть использованы не только печатные издания (книги, журналы), но и материалы из Internet. Их также необходимо конспектировать от руки, чтобы к процессу усвоения и осмысления информации подключалась также и моторная память, способствующая запоминанию. В качестве дополнительных материалов на практическом занятии можно использовать распечатки, но только в том случае, если они проработаны, т.е. в них выделены ключевые идеи, на полях сделаны пометки о том, к какому вопросу семинара относится тот или иной абзац. Накануне семинара следует обязательно перечитать конспект, сделать необходимые пометки, продумать ответы на вопросы плана. Наличие конспекта на практическом занятии/семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО, в противном случае, оно не будет зачтено. Конспект, написанный после даты проведения занятия, никакой практической ценности не имеет. Практическое занятие №1 Древнегреческая мифология 1. Древнегреческая мифология как способ античного мировидения. Значение слов «миф», «мифология». Роль судьбы, рока (мойра, ананке, дике, тихе). Понятия «миксантропизм», «метаморфоза».
2. Космологические представления древних (идея вечного возвращения). 3. Основные циклы мифов (космогонические, антропогонические, астральные, календарные, гибристические и пр.). 4. Олимпийский пантеон. Особенности изображения богов. Боги и люди. 5. Понятие «герой». Герои-эвергеты. 5. Первоначальное и современное значение мифологических фразеологизмов, трактовки географических названий.
Литература 1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание). 2.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия. 3. Мифологический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия. 4. Словарь античности. Перев. с нем. – М.: Прогресс, 1989. 5. История всемирной литературы: В 9-ти т. Т.1– М.: Наука, 1983. 6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. – М.: Прогресс, 1992. 7. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – М.: Учпедгиз, 1957. 8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. 9. Тахо-Годи А.А, Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989.
Коллоквиум по античной мифологии 1. Значение слов «миф», «мифология». 2. Космогония. 3. Теогония. Титаномахия. 4. Олимпийская додекада. 5. Мойры, музы, хариты. 6. Астральные мифы. 7. Прометей и антропогония. 8. Пять веков. 9. Катаклизм. Девкалион и Пирра. 10. Царство Аида. 11. Посейдон и божества моря. Протей и понятие «протеизм». 12. Календарные мифы. Деметра. Смена времен года. 13. Культ Диониса. 14. Гибристические мифы (Тантал, Ниоба, Сизиф, Арахна, Марсий). 15. Герои-эвергеты (Персей, Геракл, Тесей). 16. Мифы о Дедале, Орфее, Пигмалионе, Асклепии. 17. Мифы о перевоплощениях (метаморфозах). 18. Мифы об аргонавтах. 19. Фиванский цикл мифов. 20. Троянский цикл мифов. Одиссея. 21. Агамемнон и сын его Орест. 22. Мифологическая трактовка географических названий (Эллада, Пелопоннес, Эгейское море, Геллеспонт, Европа). 23. Миксантропические существа в мифологии (кентавр, сфинкс, сатир, тритон). 24. Объяснить фразеологизмы (в первоначальном и в современном значении): авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, нить Ариадны, бочка Данаид, танталовы муки, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, узы Гименея, объятия Морфея, стрелы Эрота, рог изобилия (рог Амалфеи), кануть в Лету, панический страх, олимпийское спокойствие, быть между Сциллой и Харибдой, громоздить Оссу на Пелион.
Практическое занятие №2 Софокл «Царь Эдип» 1. Происхождение и развитие древнегреческой трагедии. Свидетельства Аристотеля об эволюции основных видов драмы. 2. «Век Перикла» и творчество Софокла в контексте эпохи. 3. Фиванский цикл мифов, своеобразие его преломления в трагедии. 4. Композиционные особенности трагедии. Функции хора. 5. Образ Эдипа. Концепция трагического героя. 6. Своеобразие понимания трагического в пьесе. Особенности решения проблемы рока.
Литература 1. Софокл «Цаь Эдип» // Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990. 2. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе//Античность и современность – М.: Наука, 1972. 3. Боннар А. Греческая цивилизация: от «Илиады» до Парфенона. – М.: Искусство, 1995. 4. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла// Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990. 5. Мифологический словарь.. – М.: Сов. Энциклопедия. 6.Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск: Наука, 1990. Практические задания
1. Опираясь на материал учебника И.М. Тронского (Глава II. – С. 106-115), запишите структуру древнегреческой трагедии и составьте графическую схему античного театра. 2. Прочтите и законспектируйте статью С. Аверинцева «К истолкованию символики мифа об Эдипе» (в кн.: Античность и современность. – М., 1972. – С. 90-102 или http://ec-dejavu.ru/m/Mif_o_Edipe.html). Письменно дайте ответы на вопросы: a. Как С.Аверинцев трактует символику скрещения трех дорог – места убийства Эдипом Лая? b. Какие смыслы вкладываются ученым в истолкование мотива инцеста? Почему С. Аверинцев сравнивает сфингу и Иокасту? c. В чем заключается «двусоставность» преступления и наказания Эдипа? d. Как Вы понимаете мысль ученого: «Чтобы прозреть, ему нужно ослепить себя»? 3. Составьте схему перипетий и узнаваний в трагедии с кратким описанием (можно цитатно) и указанием соответствующих эписодиев (первый, второй и т.д.). В качестве вспомогательного материала можно использовать статью Натальи Дали «Трагедии Софокла в свете видения Поэтики Аристотеля» (http://www.proza.ru/2010/06/14/474). 4. Какова роль Иокасты в развитии действия? Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста. 5. Прокомментируйте строки: Я – сын Судьбы, дарующей нам благо, И никакой не страшен мне позор. Вот кто мне мать! А Месяцы ― мне братья: То вознесён я, то низринут ими. Таков мой род – и мне не быть иным.
Я должен знать свое происхожденье. 6. Почему, узнав, что он подкидыш, Эдип не огорчается, а, наоборот, воодушевляется? Аргументируйте свой ответ. Найдите подтверждение в тексте трагедии. 7. В. Ярхо полагал, что в софокловом мире действует закон: «Через знание к страданию», а трагедия «Эдип-царь» – это «трагедия знания, а не трагедия рока». Найдите в тексте трагедии строки, подтверждающие точку зрения ученого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|