Модель неполного картеля. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Картель – это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными. По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий. Перейдем к рассмотрению картелей продавцов как наиболее яркой формы согласованного поведения рыночных агентов. Стратегией картеля является ограничение выпуска, которое необходимо для поддержания высокой цены, обеспечивающей максимизацию совокупной прибыли картеля. Рассмотрим особенности рыночной структуры, оказывающие влияние на формирование картелей. Концентрация в отрасли Высокая концентрация, означающая небольшое число основных участников рынка, облегчает осуществление сговора. Меньшее число участников делает картель более устойчивым, уменьшает проблемы контроля выполнения соглашения. Эластичность спроса Картель не может существовать в условиях абсолютно эластичного спроса, потому что в таком случае ограничение объема продаж не позволяет повысить цену и вызывает лишь потери дохода. Чем ниже эластичность спроса, тем больший эффект прироста дохода получает картель при снижении выпуска и повышении цены. Следовательно, низкая эластичность спроса может способствовать образованию картеля. Дифференциация продукта Увеличение числа близких субститутов по отношению к продукции картеля повышает эластичность спроса для картеля и уменьшает эффективность сговора для его участников. Увеличение дифференциации товара внутри картеля приводит к изменению соотношения цен на отдельные продукты, затрудняет контроль выполнения обязательств и облегчает возможность действий, направленных на извлечение личной выгоды при нарушении условий соглашения. Чем выше степень однородности продукта на рынке, тем более благоприятными являются условия формирования картеля: легче поддерживать единый уровень цен и осуществлять контроль.
Барьеры входа на рынке Увеличение цены, проводимое картелем, позволяет ему получать сверхприбыль и служит стимулом для притока в отрасль новых фирм. Конкурентное окружение будет испытывать положительный внешний эффект от повышения цены и наращивать выпуск, стремясь к максимизации индивидуальной прибыли. Таким образом, при отсутствии барьеров входа ограничение выпуска картелем будет нейтрализовано ростом выпуска конкурентного окружения, что будет способствовать снижению прибыли картеля. Поэтому условием успешного функционирования картеля является затрудненность доступа потенциальных конкурентов на рынок. Организационные издержки Издержки, связанные с организацией картеля, могут включать: издержки поиска партнеров и ведения переговоров; издержки контроля выполнения соглашений; издержки наказания в случае нарушения соглашений некоторыми участниками. Эти затраты являются необратимыми и служат своеобразными барьерами вступления в картель. Высокие организационные затраты делают образование картеля менее привлекательным в глазах его участников. Ожидания наказания Как правило, деятельность картелей является незаконной и подпадает под действие антимонопольного законодательства. Риск обнаружения сговора представляет собой сдерживающий фактор при вступлении в картель. Введение санкций антимонопольными органами, потеря репутации "законопослушной" фирмы также сдерживают образование картелей. С другой стороны, для фирмы, уже вступившей в картель, появляется угроза наказания за нарушение условий соглашения. Тяжесть наказания, которое может последовать от других участников сговора, становится фактором, уменьшающим риск "предательства" и укрепляющим картель.
Поведение полного и неполного картеля Картели могут объединять все или только часть фирм рынка, в зависимости от этого меняется характер поведения картеля и тип рыночной структуры (рис. 2.1). Рисунок 2.1 Типы картелей С точки зрения рынка, неполный картель ведет себя как единое целое, выполняя функции рыночного лидера или доминирующей фирмы. Доминирующее поведение означает, что фирма полностью определяет параметры как своего, так и чужого поведения на рынке. Фирма максимизирует прибыль при равенстве предельных издержек предельной выручке: где MRRD, - предельная выручка для остаточного спроса на продукцию лидера; MCL - предельные издержки фирмы-лидера. Под остаточным спросом понимается рыночный спрос за вычетом объема выпуска конкурентного окружения где DRD - остаточный спрос на продукцию лидера; D - совокупный спрос рынка; Si - выпуск одной фирмы из конкурентного окружения. Следуя условию максимизации прибыли, лидер выбирает оптимальный для себя объем выпуска q и устанавливает цену P. Конкурентное окружение предлагает к продаже объемы, соответствующие предложению фирм - совершенных конкурентов при данной цене, выполняя условие где P - рыночная цена; MCA - предельные издержки фирмы-аутсайдера из конкурентного окружения. На практике многие картели существуют в течение десятков лет. К факторам, облегчающим сохранение картельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, относятся следующие: • Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него. Но даже когда картель охватывает весь рынок, высокая норма отраслевой прибыли может привлечь новых конкурентов и картель не сможет удержать высокие цены. • Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования.
• Низкие издержки по организации картеля. К ним могут относиться затраты предприятий по ведению переговоров между предполагаемыми участниками. Факторами, от которых зависит величина этих издержек, являются: 1) число фирм в отрасли. Чем оно больше, тем труднее договориться и тем выше затраты на контроль за исполнением соглашения; 2) концентрация производителей. Несколько крупных фирм, определяющих основной объем выпуска отрасли, могут сами проводить согласованную политику на рынке без других (мелких) фирм. 3) однородность продукта отрасли. Чем выше степень дифференциации продукта, тем труднее фирмам договориться о поддержании одного уровня цен на рынке. Трудно контролировать, придерживаются ли фирмы соглашения, так как, не снижая номинально уровня цены, фирма может выпустить более качественный продукт для привлечения новых потребителей; 4) наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций). Такие ассоциации облегчают участникам картеля ведение переговоров и контроль за соблюдением соглашения в рамках торговых союзов. К основным методам предотвращения нарушения картельного соглашения относятся: • контроль большего числа показателей, чем только цена. Эффективный контроль картельных соглашений включает ряд показателей: квоты производства, ограничения покупки/продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности; • раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, позволяющих эффективно контролировать соблюдение соглашения и уменьшать последствия его нарушения (поскольку влияние фирмы оказывается только на выделенную область деятельности); • использование особых условий. Например, продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей; • контрольные цены. Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже заранее определенного уровня (контрольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.
В результате общий равновесный объем выпуска составит Q. Так как цена лидера превышает его предельные издержки, это позволяет ему получать дополнительную прибыль. Прибыль конкурентного окружения может быть положительной или стремиться к нулю. Заметим, что приток новых конкурентов, привлеченных положительной прибылью, может в долгосрочном периоде уменьшить прибыль фирмы-лидера. Полный картель становится монополистом на рынке, происходит увеличение цены до уровня монопольной, картель становится обладателем монопольной прибыли. Такие действия способствуют наибольшему снижению потребительского излишка и возникновению мертвых потерь - общественной неэффективности. Поскольку существование конкурентной среды на рынке того же товара является возможным, действия картеля являются нежелательными для общества. С точки зрения антимонопольного законодательства картель не может быть признан законной формой рыночной деятельности. Предположение об однократности взаимодействия в модели Бертрана исключало возможность сговора. Если бы фирмы заключили соглашение о высоких ценах, то существование мощного стимула к снижению цен разрушило бы сговор, тем более что участникам этого сговора не предоставляется возможность изменить уже совершенный выбор. Предположим, фирмы договариваются о поддержании цены, равной монопольной. При этом каждая фирма рассчитывает на получение половины монопольной прибыли. Даже незначительное понижение цены одной фирмой, в то время как другая аккуратно выполняет соглашение, принесет "предателю" прибыль, почти в 2 раза большую - он становится единоличным обладателем всей рыночной прибыли. Таким образом, видя путь "предательства" более выгодным, оба конкурента получают стимул к снижению цены. Равновесная цена установится на уровне p1=p2=c, то есть будет наблюдаться парадокс Бертрана. Ситуация может измениться, если планируется долгосрочное взаимодействие фирм, когда цены могут переустанавливаться от периода к периоду. При таких условиях "честное сотрудничество" позволяет рассчитывать на стабильную половину прибыли в каждом периоде. "Предательство" же, хотя и дает возможность однократного захвата всей рыночной прибыли, может лишить положительной прибыли в будущих периодах, так как разрушает доверительные отношения сторон и возвращает стратегию жесткой конкуренции.
Рассмотрим взаимодействие двух фирм, повторяющееся бесконечное число периодов - бесконечно повторяющуюся игру. Каждый игрок придерживается стратегии "руки, дрожащей на курке" (стратегия "курка"): поддерживает монопольную цену, если соглашение выполнялось в предыдущем периоде, или снижает цену до конкурентной, если соглашение было нарушено. Достаточно одного нарушения, чтобы соглашение никогда больше не возобновлялось. Проанализируем, существуют ли стимулы к "предательству" у одной из фирм и что их определяет, считая, что вторая фирма честно выполняет условия договора. При "хорошем" поведении 1-я фирма получает свою долю прибыли в каждом периоде. Суммарная дисконтированная прибыль составит "Предательство" позволяет захватить монопольную прибыль полностью, но лишает шансов на будущие доходы: Так как взаимодействие бесконечно, мы можем исключить из рассмотрения те периоды, когда соглашение выполнялось, и сравнивать потоки прибыли с момента предполагаемого нарушения соглашения. Сговор будет устойчивым, если где — величина дисконт-фактора. Отсюда условие устойчивости сговора: Мы можем видеть, что устойчивость сговора обеспечивается сравнительно небольшой величиной ставки ссудного процента. Низкий процент обеспечивает необходимость ежепериодных поступлений прибыли. В противном случае альтернативный доход в виде процентов от размещения суммы монопольной прибыли в кредитном учреждении превысил бы текущий дисконтированный доход при соблюдении соглашения. Долгосрочное взаимодействие фирм, при определенных условиях, разрешает парадокс Бертрана и снижает остроту ценовой конкуренции. Далее перейдем к рассмотрению других особенностей согласованного поведения фирм. Задача
Кривая спроса на продукцию монополиста имеет вид q=12-0,5p, а общие издержки заданы формулой ТС=q^2+12q+4. Найти объем, при котором монополист получает максимальную прибыль: а)q=2; б)q=6; в)q=3. Выберите правильный ответ. Условием максимизации прибыли является равенство MC=MR. Найдем МС и MR из данных уравнений: 1. TR=PQ=(12-0,5Р)Р=12Р-0,5Р^2; MR=(TR)'=dTR/dQ=12-P; 2. MC=(TC)'=2q+12; 3. MC=MR; 12-P=2q+12; Р=2q+24 При q=2, Р=26 При q=6, Р=36 При q=3, Р=30 Ответ: объем, при котором монополист получает максимальную прибыль q=6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|