Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономические последствия государственного долга для России




Неграмотная политика, относительно государственного долга(игнорирование государственного долга) несет негативное воздействие, оказываемое внешним долгом на экономику, Д. Рикардо, который еще в 1815 г. отмечал: «Государственный долг ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов». Почти через 200 лет ведущие экономисты говорят о том же, например, П. Самуэльсон пишет: «Пожалуй, наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обусловливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается».

Но и все вышесказанное - только часть проблемы. Государственный долг является элементом отсроченной (подавленной) инфляции, действие которой значительно шире, его прямого негативного эффекта. М. Фридмен по этому поводу писал: «Причина в том, что подавленная инфляция препятствует функционированию рыночной системы. Правительство создает некий субститут рыночной системы, который оказывается исключительно неэффективным».

Таким образом, привлечение внешних заимствований на уровне государства, очевидно, носит неоднозначный характер. В том случае, если они представляют собой наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

· финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

·  возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа

· цена внешних финансовых ресурсов

· степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

· отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;

· разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;

· создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и        экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной

.Высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на       развитии е национальной экономики России по нескольким направлениям:

· Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

· Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;

· Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;

· Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;

· Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;

· Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

Вывод: таким образом государственный долг представляет собой совокупность внутреннего и внешнего долга, при проведении политики экономического развития правительству любой страны необходимо учитывать их соотношение и приоритеты. И выстраивать свою стратегию таким образом, чтобы не вызвать тяжелых, а в некоторых случаях не поправимых последствиях, например таких как инфляция, стагнация, отток капитала, снижения уровня жизни будущих поколений, и утрате, в конечном счете, экономической независимости страны т.е. фактическая потеря суверенитета государства.

 

 

Заключение

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

    Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.

В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.

    В целом ситуация с бюджетным дефицитом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.

Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

В области налоговой политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.

Государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга

Таким образом, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1)Экономическая теория: учебник / под редакцией В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой Москва Юрайт 2006 557 с

2) www.minfin.ru – официальный сайт министерства финансов России.

3)Финансы учебник для вузов / под ред. д.э.н. Проф. В.В. Ковалева изд 2, Москва проспект 2004 512 с.

4) Материалы инвестиционной компании Файнэншл Бридж.

5) Алхимия бюджета // Профиль, 13 октября 2003.

6)Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М.: "ВЛАДОС", 1994. 384 с.

 7)Л. А. Дробозина. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.

 8)И.Н. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы: учебник, М.: Инфра-М. 2003. 360с.

 9)Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом//Финансы. 2000. №6. С. 55-57.

 10)Жушма П.А. Жить по средствам// НЭГ.2000. №6 С.1-2.\

 11)Словарь современных экономических терминов /Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский 2 изд Москва Айрис-пресс 2006 480 с.

 12)www.rbk.ru- РосБизнесКонсалтинг

   13) politeconomy.ng.ru – Интернет-версия газеты «Независимая газета»

   14) Материалы аналитической лаборатории "Веди".

   15)Материалы Коммерсантъ-Daily.

   16) Материалы Института экономики переходного периода.

   17)www.government.gov.ru – официальный сайт правительства России.

   18) www.cbr.ru – официальный сайт Банка России.

   19)www.interfax.ru - официальный сайт Интерфакс.

    20) www.hf.ru – Хеджевый фонд.

        21) www.kommersant.ru – Интернет-версия газеты «Коммерсант».

     22) Илларионов А. Платить или не платить // Вопросы экономики. 2001. №10.

     23) Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны // РФ сегодня. 2002. №1.

      24) Кабашкин В. Кто и как контролирует долги // РФ сегодня. 2002. №1.

25)Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240с.

 

 


[1] Эконом теория под /редакцией В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачвой Москва Юрайт, 2006, ст318

[2] www.minfin.ru

[3] www.minfin.ru

[4] Инвестиционная компания Файнэншл Бридж

[5] Алексей Кудрин // “Профиль”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...