Индивидуальное или групповое диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков
Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э. И. Осипук.
Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А. И. Копытин.
Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.
№ п/п
Основные этапы занятия
Диагнастико- коррекционные задачи
Деятельность детей и психолога
Материалы и оборудование
1
Организационный
Введение детей в индивидуальную или групповую работу
Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования
Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти
2
Основной Основной
Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка
Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы: 1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»? 2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка). 3. Что для тебя значат эти цвета? 4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга». 5. Что тебе было сложно делать, а что легко? 6. Что ты сейчас чувствуешь? 7. Ты доволен результатом? 8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?
3
Завершающий
Наблюдение за ребенком Медитативный момент
После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)
Звучание тихой, релаксационной музыки
4
Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»
Выключается музыка, психолог благодарит за работу
Технологическая карта «Создание песочной мандалы»
Групповое или индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей
Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.
Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А. И. Копытин).
Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.
№ п/п
Основные этапы занятия
Психолого- коррекционные задачи
Деятельность детей и психолога
Материалы и оборудование
1
Организационный
Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника
Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)
Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т. п.
2
Основной 1-й вариант
Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей
Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи? » (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога. )
Миниатюрные игрушки
3
Завершающий
Как называется твоя страна? Что любят ее жители?
4
2-й вариант «Мандала на песке»
Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения
Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей
В процессе работы звучит релаксационная музыка
5
3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»
Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния Диагностический аспект Медитативный момент
Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого: 1. Дети намазывают клеем ПВА круг. 2. При помощи ложек высыпают окрашенный песок на круг. 3. При желании украшают стразами или бусинками; 4. Психолог лакирует круг 5. По окончании работы психолог просит детей дать название своим волшебным кругам, рассказать о своих работах, поделиться чувствами. Созерцание своих работ
Окрашенный песок, большие картонные круги, стразы, клей ПВА, лак для волос, салфетки, ложечки. В процессе работы звучит релаксационная музыка