Для того, чтобы грамотнообработать фразу, важно:
Москва 2010 Упражнение №1 Цель игры - формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления. В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет. Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях. Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы. Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры. Упражнение №2 1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения? 2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?
3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Упражнение № 3 Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Упражнение № 4 Известно, что ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности – труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла своего труда делает его значительно более продуктивным и творческим. Предлагаемое вниманию видео-пособие разработано как учебно-методический материал в помощь специалистам профконсультантам и психологам, практическая деятельность которых связана с проблемами профессиональной ориентации и адаптации безработных граждан к существующему рынку труда. Цель данного пособия – дать заинтересованным специалистам сведения о конкретных методиках и методических приемах, позволяющих облегчить безработному человеку процесс его профессионального самоопределения, помочь как можно быстрее адаптироваться на рынке труда, осознать собственные возможности и внутренние резервы для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Упражнение «Поиск выгоды» является авторским вариантом технологии групповой работы по профессиональной адаптации безработных граждан к целому спектру профессий, которые являются крайне востребованными на современном рынке труда. Стимульным материалом в игре выступают информационные профессиограммы, разработанные в 1998 году Российским учебным центром Министерства труда и социального развития.
Цель упражнения - дать возможность участникам смоделировать ключевые моменты и типовые ситуации, которые могут встретиться человеку в процессе освоения новой специальности, а также осознать, что при желании и творческом подходе в любой профессии есть свои выгоды, зона ближайшего профессионального развития и перспективы карьерного роста. Задачами, решаемыми в процессе игры, можно считать активизацию мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций и адаптационных резервов участников. Помимо этого у каждого участника игры появляется возможность сформировать адекватную самооценку и целостное представление о себе как о личности, способной на творческое преодоление барьеров на пути профессионального самоопределения. В видеопособии использованы эпизоды реальной игры, которая проводилась в программе обучающего семинара для психологов отделений и Управлений московской службы занятости на базе Государственного центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. Во вступительной части участники игры в форме лекции-дискуссии тренером предлагается обсудить одну из наиболее распространенных концепций мотивации, иерархическую структуру основных категорий человеческих потребностей, представленной Абрахамом Маслоу: - физические потребности: еда, вода, отдых, секс; - в безопасности и уверенности в будущем: убежище, гарантии жизни; - социальные: в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими; - личностные или эгоистические: в уважении, в самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании; - познавательные: знать, уметь, понимать, исследовать; - эстетические: в гармонии, симметрии, порядке, красоте, справедливости; - в самовыражении: в реализации потенциала и личностном росте.
В рамках проблем безработных людей, приходящих сегодня в московскую службу занятости, пирамида потребностей в процессе группового обсуждения может быть трансформирована следующим образом: Физиологические потребности: - заработок, приработок, - еда, - одежда, - сон, - отдых, - здоровье, - физическая нагрузка; Потребности в безопасности: - гарантии жизни, - уверенность в завтрашнем дне, - жилище, - страхование, - охрана; Социальные потребности: - принадлежность к группе или делу, - социальное взаимодействие, общение, - статус «работающего человека», - дружба, - любовь, - поддержка; Личностные (или эгоистические) потребности: - независимость, - самоуважение, - самоутверждение, - одобрение, признание, - благодарность, - авторитет, - престиж, - статус; Потребности в самоактуализации (самовыражении): - познание нового, - карьерные достижения, достижение жизненных целей, - творчество, - красота, гармония, - свобода, - самосовершенствование. Участникам дается возможность выбрать в качестве стимульного материала одну из предлагаемых информационных профессиограмм востребованных на рынке труда профессий: - оператор котельной; - налоговый инспектор; - электрогазосварщик; - косметичка; - аппаратчик; - сестра милосердия; - эколог; - секретарь-референт; - дизайнер; - аудитор; - менеджер; - каменщик; - слесарь-сантехник и т.п. и придумать рассказ (от первого лица) о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае – выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом. По истечении времени на подготовку каждая подгруппа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области. По окончании рассказа – презентации профессии тренер подводит итоги игры. При этом остальная группа выступает в роли экспертов, отслеживающих реальность достижения удовлетворения предъявляемых потребностей в данной профессии.
В поисках смысла своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного пути, дороги, по которой он будет двигаться. Делая выбор и принимая решения, человек должен, осознавая опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего. Надеемся, что профориентационная игра «Поиск выгоды» поможет участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста. Упражнение №4 Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием: — описать доставшуюся часть созданного мира; — дать всему необходимые названия; — подчеркнуть характерные особенности; — государственный строй; — сферы деятельности; — предметы импорта и экспорта; —приблизительная численность населения; — чем население занимается, наиболее востребованные профессии; — есть ли безработица, перспективы развития рынка труда; — культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.). Время выполнения задания — 30 минут. 2. Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д. 3. По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития. Упражнение №5 " Ведущий объясняет, что следующее упражнение будет направлено на демонстрацию того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.
Упражнение №6 Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии. Упражнение №7 - Возьмите лист бумаги и в течение 5 минут дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов: Упражнение №8 Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру. Упражнение №9 Упражнение в шутливой форме позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям. Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников — от 6—8 до 15—20 человек. Время проведения—от 30 до 40—50 минут. Методика может быть проведена в разных вариантах. Игровая процедура по первому варианту предполагает следующие этапы: 1. Участникам игры объясняется ее общий смысл — проверить и, по возможности, хоть ненемало повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу. 2. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5—7 самых главных правил поведения для поступающего и 5—7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Приемной комиссии) объясняется тем, что претендент на работу или поступающий в учебное заведение должны понимать позицию руководителей фирмы (заведения), а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 5—7 минут. 3. Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 7—10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения. 4. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем был и достаточно престижным и, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя. 5. Другой игрок — претендент — сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п. 6. Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента. 7. После первою проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя. 8. Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5—7 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов наорали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков. 9. Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего развития) основные правила для человека, желающего произнести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе. К примеру, чтобы понравиться другим людям ям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д.Карпеги: 1 — искренне интересуйтесь другими людьми; 2 — улыбайтесь; 3 — помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; 4 — будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе; 5 — говорите о том, что интересует Вашего собеседника; 6 — внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. Для руководителей можно порекомендовать следующее 17: 1 — не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества). 2 — не переоценивать “красноречие” претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях; 3 — не переоценивать различные дипломы "с отличием” (они достаточно могли быть “купленными” или полученными без особого труда); 4 — при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю (рассказывать об организации) и побольше слушать претендента; .5 — даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секретарю; 6 — руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретном специальности). 10 После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль — претендента, беседующего с целой Приемной комиссией. 11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего “героя”. 12 Роль руководителей, а точнее— членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры нее делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом. 13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5—7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках). 14. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена Приемной комиссии). Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру, после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п. Главное для упражнений такого типа — постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы. Упражнение №10 Это упражнение направлено на отработку умения фиксировать интерес в деловом общении. Одновременно этот ход является полезным при ответе на критические или агрессивные высказывания партнера. Упражнение организуется следующим образом: - участники садятся двумя рядами друг напротив друга; - от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге); - адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно» и получить от агрессора согласие; - теперь отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив (см. рисунок). Последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение …
Правила «Вам важно» Основной принцип таков: нужно исходить изсоображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел быизбежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезнопросто сообщить человеку, что его услышали. К примеру: Фраза: «Ваше поведение несколько вызывающе!!!» Ответ-вопрос: «Вас важно, чтобы люди на работе велисебя в общепринятых рамках?» Ответ: «Да» Когда человек говорит «да», уровень агрессии спадает (инаоборот). Задача – не наращивать агрессивный потенциал высказывания, агасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формулахороша тем, что она позволяет получать непосредственно от партнераподтверждения его интересов и презентации ценностей, а это уже не простодомысел, а факт… Для того, чтобы грамотнообработать фразу, важно: 1. Понять,что внутри человека заставило его среагировать таким образом 2. Говоритьоб общем предмете претензии: не о цвете галстука, а о стиле одежды; не оконкретной поставке, а об обязательности перед партнерами; и т.д. 3. Говоритьтолько в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны,никаких не…; слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы,например, стоит заменить «не быть неаккуратным» на «быть опрятным», и т.п. 4. Говоритьне о себе, а о людях вообще: не «чтобы я выполнил», а «чтобы сотрудникивыполняли…»; не «я громкий», а «люди были корректны» и т.д. Упражнение №11 Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Упражнение №12 Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Упражнение №13 Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку Упражнение №14 Цель упражнения: обогащение словаря эмоций у участников.
Упражнение №15 Ставится задача — поиск двигательных мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантомимические и мимические средства выражения этих требований.
Упражнение №16 Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей: Упражнение №17 Цель упражнения: развитие наблюдательности. Упражнение №18 Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.
Упражнение №19"Шприц" Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.
Упражнение №20 Группа садится по кругу.
Упражнение №21"Фоторобот" Цель упражнения: - формирование творческого воображения; - формирование умения абстрагироваться.
Литература. 1. Большаков В.Ю. Психотренинг. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.Н. Атлас по психологии. 3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.
4. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. 5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. 6. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.
7. Кондрашенко В.Т, Донской Д.И, Общая психотерапия. 8. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. 9. Пиз А. Язык телодвижений. 10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. 11. Практикум по социально-психологическому тренингу. 12. Прихожан А. Психологический справочник неудачника. 13. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. 14. Рудестам К. Групповая психотерапия. 15. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии. 16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. 17. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. 18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. 19. Юнг К.Г. Психологические типы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|