Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности использования цветовых гармоний в практике архитектурной полхромии




Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы и размеров занимаемых этими цветами плоскостей, их взаимного расположения в пространстве.

 

Простые, сложные, спектральные цвета и краски

Длины волн

Красный760 – 620 нм

Оранжевый620 – 585 нм

Желтый585 – 575 нм

Желто-зеленый575-550 нм

Зеленый550 – 510 нм

Голубой510 – 480 нм

Синий480 – 450 нм

Фиолетовый450 – 380 нм

Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического излучения на три области:

длинноволновую — 760 - 600 нм (красный — оранж.)

средневолновую — 600 - 500 нм (оранжевый — голубой)

коротковолновую — 500 - 380 нм (голубой — фиолетовый).

Это деление соответствует качественным различиям между спектральными цветами и учитывается при цветовом проектировании.

 

Классификация типов цветовых гармоний

Гармония цветов

Не менее сложным представляется вопрос гармонии цветов. Он с давних пор интересовал и художников, и многих ученых.

Уже Леонардо да Винчи, который занимался теорией цвета, заметил, в частности, что некоторые цвета как бы занимают среди других особое положение. Он назвал их основными, или главными. Таких главных цветов в природе четыре: желтый, синий, красный и зеленый.

Значительно позднее (XVII век) Ньютон одним из первых попытался по­строить по аналогии с музыкальными цветовые гармонии, основываясь на длине световых волн спектральных цветов. Немецкий физиолог Геринг заострил внимание на проблеме психофизиологической значимости цвета. Изучая цвета не спектра, а те, которые человек воспринимает в повседневной жизни, он си­стематизировал их; при этом главным для ученого были непосредственные ощу­щения сходства и различия (но отнюдь не длина волн). Геринг пришел к за­ключению, что четыре первичных цвета — желтый, красный, синий и зеле­ный — попарно являются противоположными.

Следует отметить вклад в теорию цветовых гармоний Оствальда. При яв­ной ошибочности ряда его положений те гармонии ахроматических цветов и теневых рядов, которые он построил, могут быть приняты и в наше время (конечно, с учетом эволюции эстетических взглядов).

Что же представляет собой гармония хроматических цветов? Какое содер­жание вкладывается в это понятие? Можно говорить о гармонии как о зако­номерном сочетании цветов. Правда, тут же надо сделать оговорку: всякая гармония означает определенную закономерность, но не всякая закономер­ность может вести к гармонии.

Кроме того, в теории, к сожалению, в основном рассматриваются гармо­нии двух цветовых тонов, без учета в должной степени изменения светлоты и насыщенности цветов, размеров площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, формы этих площадей и т. д.

В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное — их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные пережи­вания. Нельзя анализировать гармонические сочетания изолированно от эсте­тических вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху. Именно от эстетических вкусов, взглядов той или иной эпохи зависит эстети­ческий критерий оценки гармонических сочетаний. Нельзя понимать гармо­нию цвета как категорию незыблемую, раз и навсегда принятую. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных. То, что выдвигалось и утверждалось как безусловная гармония в одну историческую эпоху, претерпевало значительные изменения и другую.

Во все времена, однако, эстетическая оценка цветовых отношений в пер­вую очередь определялась отношениями цветовых тонов. Именно сочетания различных цветовых тонов прежде всего обусловливают и характеризуют гар­монические сочетания цветов. Кроме того, в произведениях искусства боль­шую роль играют сочетания цветовых тонов по светлоте. По-настоящему оце­нить сочетания цветовых тонов можно только с учетом их светлотных отно­шений. Поэтому-то любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и особенно светлоты. Не случайно Коровин, говоря, о значении живописи, па первое место ставил светлотные отношения(важно вначале уста­новить, что светлее и темнее, и уже потом, что какого цвета). Последнее обсто­ятельство широко известно художникам-живописцам, используют его в своей практической деятельности и художники-текстильщики.

Действительно, один и тот же цвет в разном, если можно так выразиться, светлотном окружении производит иногда приятное, и иногда неприятное впе­чатление.

Цвета, не сочетающиеся между собой, можно сделать гармоничными, из­менив их фактуру. Часто цвета, недостаточно согласованные на плоскости, совсем по-другому начинают взаимодействовать в пространственных формах костюма. Наконец, два цвета при равных их количествах нередко образуют неубедительное сочетание, а при изменении количества одного из цветов пре­красно «уживаются» один с другим.

Выбор тех или иных гармонических сочетаний является эффективным ору­дием в художественном поиске.

Из сказанного следует, что гармонию цветов можно и должно рассматри­вать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комби­наций с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщен­ности, цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Эстетически оценить указанную гармонию каким-либо иным спо­собом, кроме визуального, не представляется возможным. Другими словами, главным эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка [37].

Итак, цвет и общий колорит являются наиважнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Они обладают большой силой эмо­ционального воздействия на человеческие чувства. Выразительность же и бо­гатство колорита текстильного рисунка в первую очередь зависят от хромати­ческого контрастировать цветов (цветовых тонов).

Колористическое оформление текстильного рисунка основывается на гар­монизации в нем различных хроматических цветов, точнее цветовых сочета­ний этих цветов. Выявление же возможностей использования тех или иных Цветовых сочетаний путем гармонизации цветов в текстильных рисунках сле­дует считать главной задачей художника-орнаменталиста. При этом нельзя не заметить, что гармония цвета в текстильном рисунке не есть нечто постоян­ное, незыблемое. Гармонические сочетания цветов не надо рассматривать как точный закон, это реализация основных направлений художественного творчества, это возможность получения разнообразных, различных по эмоциональ­ному звучанию сочетаний цветов.

Знать закономерности построения цветовых гармоний необходимо, но поль­зоваться ими следует свободно, развивая творческую индивидуальность, чув­ство нового и современного.

Построение хроматических сочетаний цветов

Чтобы выявить основные закономерности построения цветовых гармониче­ских сочетаний, нужно, прежде всего, привести в систему то разнообразие цве­тов и их оттенков, которые представляет нашему вниманию объективный мир. Понятно, что художника интересуют главным образом цвета, которые человек воспринимает в повседневной жизни, с которыми он имеет дело в своей твор­ческой деятельности.

Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности. При вни­мательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторую красноватость. а в красном, наоборот, синеватость. Смешав крайние спектраль­ные цвета, мы получаем уже упоминавшийся выше ряд переходных тонов пур­пурных цветов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, получится естественный цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре.

С физической точки зрения, все цвета равноправны, и ни один цвет не мо­жет быть выделен как обладающий каким-либо преимуществом. Можно лишь, исходя из эмоционального восприятия хроматических цветов, разделить их на две большие группы: теплые цвета, как бы приближающиеся по восприятию к цвету теплых тел — солнца, огня, света и т. д.; холодные цвета, близкие к цвету льда. воды, неба, сумерек и т. д.

Но существует одно обстоятельство, которое позволяет из огромного числа цветов выделить четыре главных: желтый, красный, синий, зеленый. Только эти четыре цвета не содержат никаких примесей соседних с ними в цветовом круге цветов и оттенков. Обращаясь к цветовому кругу, построенному на осно­ве этих цветов, нетрудно заметить, что чистый желтый и чистый синий — цвета, которые не содержат оттенков красноватости или зеленоватости, а чис­тый зеленый и чистый красный — цвета, которые не содержат оттенков желтоватости или синеватости.* Главный цветовой круг (круг /// на рис. 44) был разработан Шугаевым. Система из пяти цветовых кругов достаточно полно определяет направления для построения цветовых гармоний.

* Строго говоря, вопрос, может ли зеленый цвет считаться главным, до сих пор оконча­тельно не решен. По этому поводу существуют две точки прения.

 

Если исключить из главного цветового круга четыре главных цвета, по­следний лишается опорных точек, и тогда любые классификации становятся неопределенными, расплывчатыми, необоснованными, более того — практиче­ски ненужными.

Система цветовых кругов, каждый из которых состоит из 24 цветовых тонов, по существу представляет собой цветовой конус на плоскости. Средний круг III — главный — составлен из цветов наибольшей насыщенности. Два внут­ренних круга IV и V состоят из тех же цветовых тонов, но с постепенно убы­вающей насыщенностью. Два наружных круга II и I по сравнению с основ­ным характеризуются постепенным затемнением цветовых тонов. Таким обра­зом, каждый из 24 цветовых тонов состоит из пяти светлотно-теневых града­ций. Подобный однотоновый ряд можно получить, если постепенно примеши­вать к любому хроматическому цвету белый или черный цвет.

Следует заметить, что при добавлении белого цвета насыщенность хрома­тического цвета уменьшается в значительно большей степени, чем при добав­лении черного. Кроме того, цвета желтые и красные от добавления белого цвета несколько желтеют, а сине-зеленые голубеют.

Естественно, однотонный ряд можно без труда продолжить, и тогда он бу­дет содержать не пять, а больше ступеней.

Вернемся, однако, к главному цветовому кругу.

В основу построения этого круга, как было сказано выше, положены четы­ре цвета — желтый, синий, красный и зеленый. Все они являются нейтраль­ными, поскольку каждый из них не содержит в себе никаких примесей других главных цветов. Располагаются в цветовом круге пары главных цветов (жел­тый и синий, красный и зеленый) на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Следовательно, они являются контрастными и дополнительными (цвета называются дополнительными, если при оптическом смешении дают ахроматический цвет.

Промежуточные цвета (между главными) находятся в четырех четвер­тях круга, по пять в каждой четверти. Таким образом, имеем четыре группы промежуточных цветов — желто-красные, сине-красные, сине-зеленые и желто-зеленые. Конечно, можно построить цветовые круги с большим или меньшим числом промежуточных цветовых тонов, но для практической деятельности предлагаемый вариант является оптимальным.

Количественный состав цветов таков (см. также рис. 45):

1 — чистый желтый (100%);

2— желто-оранжевый (83% желтого и 17% красного);

3 — желто-оранжевый (66% желтого и 34% красного);

4— оранжевый (50% желтого и 50% красного);

5— оранжево-красный (34% желтого и 66% красного);

6— оранжево-красный (17% желтого и 83% красного);

7 — чистый красный и т. д.

Указанные количественные соотношения главных цветов являются прибли­зительными.

Итак, вот выводы, которые позволяет сделать анализ системы цветовых кругов:

1. В каждом круге цвета, расположенные на одном диаметре, являются контрастными и дополнительными независимо от светлоты и насыщенности.

2. Круги обладают достаточной равноступенностью.

3. Все цвета, расположенные по одну сторону диаметра, соединяющего главные цвета в любой из двух пар, значительно отличаются по восприятию их человеком от цветов, расположенных по другую сторону этого диаметра. Цвета 1—6 и 20—24 независимо от их светлоты и насыщенности являются теплыми, а цвета 8—18 — холодными.

4. Цвета чистый красный и чистый зеленый и их производные называются нейтральными по желто-синей контрастности, а чистый желтый и чистый си­ний цвета и их производные — нейтральными по зелено-красной контрастно­сти. В мире цветов существуют только два вида контрастности цветовых то­нов: желто-синяя и красно-зеленая.

5. Предлагаемый в системе цветовых кругов порядок расположения цветов позволяет разделить последние на цветовые группы, принципиально отличные по психофизиологическому восприятию.

Переходя к гармоническим сочетаниям цветов, назовем четыре основные их группы:

1. однотоновые гармонические сочетания цветов;

2. гармонические сочетания родственных цветов;

3. гармонические сочетания родственно-контрастных цветов;

4. гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...