Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая история села Большое Пулково и храма Смоленской иконы Божией Матери.

Чтобы освободить место для организации усадебного хозяйства Саарской мызы, а также для поселения русских крестьян-переведенцев из внутренних областей России, местных жителей финнов в некоторых случаях переселяли на другие места. Вот что пишет об этом профессор российской истории, географии и статистики в Казанскоого университета Илья Фёдоровия Яковкин в своей книге «История Села Царского» 1829 г.: «...положено было, для переселения русских крестьян в окрестности мызы Сари, рассеянные хижины маймистов [1] на землях назначенных для Кузмина, Пулкова и Славянки, перенести в места лесистые для расчистки их и распашки, соединяя те хижины в деревни; а при ручьях Киоке или Кузминском и Пулковском построить для переселяемых крестьян избы с дворами... Таким образом, заселены русскими переведенцами Пулково, Кузмино и Графская (Славянка), а потом и Государева Славянка и чрез то Петербург и мыза Сара ограждены русскими поселениями».



Храм Смоленской иконы Божией Матери.
Фото 1910-х гг.

 

У подножия Пулковских высот на Нижней Коеровской дороге находились деревни Галлерово, Толмачёво, Пески, Нижнее и Верхнее Коерово, Камня, Кискино, Глиняная Горка. Село Большое Пулково с деревнями находилось у Царскосельской дороги в живописной местности на берегу реки Пулковки и на краю «пулковского увала», ныне эту территорию занимают бывшее Пулковское отделение совхоза «Шушары». Деревня Пулкова, затем слобода, превратившаяся в самостоятельное село во второй половине XIX века, размещалась севернее Большого Кузмина и в пяти верстах к северо-западу от Царского Села.

История этого селения восходит к Пулковской или Пурколовской мызе. Еще до покорения Петром Ингерманландии, при шведском владычестве здесь была мыза и шла большая дорога, по которой ездили из Копорья в Ладогу. К этой мызе принадлежали десять деревень. Опустевшая в результате военных действий Пурколовская мыза в 1710 г., при основании Царского Села была подарена царем Петром I супруге Екатерине Алексеевне. Начало устройства Пулкова надо считать с 1714 года; в этом году приступлено было к застройке некоторых соседних мест с Царским Селом. В 1719 году на одном из склонов Пулковской горы был построен летний деревянный дворец для супруги Петра I. Во дворце этом не раз устраивались праздники - Император очень любил новый дворец и подолгу любовался видами из него на окрестности Петербурга и охотился здесь с собаками. При Императрице Елисавете Петровне здесь содержались соколы, с которыми Государыня любила охотиться.



Вид на храм Смоленской иконы Божией Матери с Петербургского шоссе.
Фото 1911 года.

 

По межеванию 1711 г. к Пурколовской (Пулковской) мызе приписали десять финских деревень: Пуркола, Галлеля, Карбеля, Кузьмина, Таререля, Савеля, Пилова, Коера, Таливага и Ванга и две пустые мызы Лязмяль и Коера. Всего в них находилось 17 крестьянских дворов, четыре бобыльских и три пустых. Межевая граница между Сарской и Пулковской мызами с 1711 г. проходила по реке Кузминке по обе стороны дороги из Копорья в Ладогу (впоследствии Царскосельская дорога, сейчас - Петербургское шоссе), первоначальные границы между ними при этом были изменены.

Место «латышской» деревни Пурколо было отдано русским крестьянам-переведенцам, в 1714 г. основавшим деревню под названием Пулкова при усадьбе на Пулковой горе. В мае 1717 г., по свидетельству И.Ф. Яковкина, в Пулкове уже было 54 построенных дома. В составе Сарского села
появились придворная слобода, где селились дворцовые служащие, приписные крестьянские слободы Кузмина, земли которой при шведском владении относились к Пулковской мызе, и Пулкова.


Вид на храм Смоленской иконы Божией Матери.
Фото нач. ХХ века.

 

Население Пулковой мызы по своему этническому и конфессиональному составу впоследствии делилось на «русскую» и «маймистскую» половины. Соответственно этому сложилась и система расселения: русские крестьяне основали селения вдоль главных транспортных магистралей, ведущих из Петербурга в Царское Село; финны сосредоточились в основном на возвышенности с западной стороны, вдоль пулковского уступа Ижорской возвышенности. Русскую половину населения составляли крестьяне-переведенцы из внутренних дворцовых сел. Первоначально это была одна деревня Пулкова, впоследствии превратившаяся в село Большое Пулково.

В 1856 г. было составлено подробное статистическое описание всех селений Государевой Царскосельской вотчины, благодаря которому известны важные сведения об их состоянии перед отменой крепостного права. Тогда население Пулковой слободы составляло 1692 души обоего пола, имелось 175 крестьянских домов, из них семь каменных, в том числе пять двухэтажных, в которых размещались по два семейства при особых дворах. Планировка селения сохраняла традиционный для русских деревень линейный характер. Главной улицей являлась Царскосельская дорога, ротяжённость селения составляла две версты пять сажен.



Верстовой столб близ храма.
Фото 1939 года.

 

Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д. Проще говоря, большинство жителей села стали кулаками. Население Большого Пулкова, кроме полевых работ, занималось садоводством, поставкой сена и сенной торговлей на Сенном рынке Петербурга, извозом, сапожничеством, от чего и имело основную прибыль. Исправно в ней жили 75 семейств (семь из них довольно зажиточно), посредственно — 89, в недостаточном состоянии — 11. В селении было девять мелочных лавочек и четыре кузницы.

На селе широко праздновали три праздника: Троицу - весной, Смоленскую - в конце лета и Николу зимнего - в декабре. Два последние праздника были «престольными» от двух престолов Пулковской церкви. В летописях Государственного Эрмитажа сохранилась история постройки этой церкви. Дж. Кваренги, постоянно работавший и проживавший в Петербурге, время от времени ездил на родину в Италию. Однажды он прожился. Денег на поездку не хватило. И вот тут-то ему был предложен заказ на постройку двух новых церквей: в Пулкове и Большом Кузьмине по дороге из Петербурга в Царское Село. Выполнение этих заказов позволило ему съездить на родину.



Интерьер храма Смоленской иконы Божией Матери.
Фото нач. ХХ века.

 

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 года епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов - на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села.

Каменный храм по проекту Джакомо Кваренги заложили 30 мая 1783 года. Он строился на средства Императрицы Екатерины II. Освящение во имя Смоленской иконы Божией Матери произошло в 1785 году. Здание находилось в центре селения к западу от Петербургского шоссе на высоком холме правого берега реки Пулковки. Оно играло роль важной архитектурной доминанты, организуя и упорядочивая окружающее пространство, выявляя особенности природного и культурного ландшафта местности.


Интерьер храма Смоленской иконы Божией Матери.
Фото нач. ХХ века.

 

Вход в прямоугольный в плане с полукруглой апсидой храм оформлял четырёхколонный портик, над ним по углам возвышались две колокольни. Одновременно по проекту Дж.Кваренги построили два одноэтажных каменных дома для причта, в одном из которых размещалось также и приходское училище. При церкви находилось кладбище. Более старый его участок располагался прямо у стен храма – «старый участок», второй был отнесён к западу на высокий берег
реки Пулковки – «новый участок».

Деревянный храм был разобран в 1793 году. В 1823 г. на средства петербургского купца В. Семьянова пристроили каменный притвор. До 1862 г. ремонт и содержание храма и причта производились на средства Царскосельского дворцового правления. По сведениям на 1884 г., пулковский приход составляли крестьяне Пулковой слободы и выходцы из неё, основавшие деревни Подгорное Пулково, Каменку, Редкое Кузмино, а также деревни Толмачи и Катлино, всего около трех тысяч жителей.

В 1938 году Смоленскую церковь закрыли, а во время войны в 1943 г. храм был разрушен. Сейчас от нее остался фундамент с глубоким подвалом. Кроме того, рядом сохранился фундамент одноэтажного каменного причтового дома.


Храм Смоленской иконы Божией Матери.
Фото 1942 года.

 

Осенью 1941 г. на подступах к Пулковским высотам шли ожесточённые бои. В сентябре 1941 г. на Пулковском рубеже сражались 3-я гвардейская и 5-я Ленинградская стрелковые дивизии народного ополчения (с 24 сентября 1941 г. 3-я гвардейская переименована в 44-ю стрелковую дивизию, 5-я – в 13 стрелковую дивизию), остановившие наступление немецких войск на Ленинград с юга. Советские войска удерживали этот рубеж в течение всех 900 дней блокады. В январе 1944 г. Пулковские высоты - исходный рубеж наступления ударной группировки 42-й армии Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской операции 1944 года.

27 апреля 1944 года из письма Анатолия Михайловича Кучумова жене: «В один из дней... дождались попутной машины до Пушкина, сели, и началась наша экскурсия по дороге, которой так часто приходилось ездить... Сегодня ее не узнать, все носит следы ожесточенных боев... доты, надолбы, воронки от снарядов, колючая проволока, всюду надписи «Мины». Подъезжаем к Пулковской горе. Здесь все неузнаваемо, изрытая гора кажется ниже, от великолепного парка торчит десяток стволов без ветвей, которые окружают бесформенные жалкие руины великолепных зданий обсерватории… От всего Пулково осталось только три дома, вернее, пустые коробки, выгоревшие внутри. На месте церквей в Пулкове и Кузьмине - груды мелко разбитого кирпича... Они взорваны»…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...