Понятие информации и ее современные концепции
Вплоть до середины XX века термин "информация" и в обиходе, и в научной литературе обычно употреблялся для определения сообщения, осведомления кого-либо о чем-либо или" сведений, передаваемых одними людьми другим, что близко к этому по смыслу. С развитием технических средств передачи сведений и, особенно с изобретением компьютеров, позволяющих реализовать обмен сведениями не только между людьми, но и между человеком и машиной (компьютером), понятие информации существенно трансформировалось. Одно из первых определений информации, относящихся к "компьютерной эре", принадлежит К. Винеру: "Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде"[5]. Нельзя не заметить, что в отличие от определения информации как сообщения о чем-то, что было характерно для "докомпьютерной эры", в определении Н. Винера во главу угла ставится содержание того, о чем мы получаем сообщение и что уже существует во внешнем мире. Однако в данном определении не отражено, содержанием чего является информация, каковы ее природа и материальная основа возникновения. В этом смысле более продуктивна концепция информации, базирующаяся на философской категории отражения как всеобщего свойства материи" В литературе отмечается, что "категория отражения оказалась тем ключом, который позволил открыть тайну природы информации; именно эта философская категория оказалась методологически плодотворной для проникновения в ее сущность"[6].
Используя для уяснения сущности информации категорию отражения, следует учитывать, что она тесно связана с другими философскими категориями, такими, как движение, пространство, время, а, кроме того, с проблемой первичности материи и вторичности ее отображения в живой и неживой природе. Важным условием уяснения сущности информации и правильного решения ряда информационно-познавательных задач, к числу которых относится и большинство правовых, является использование принципа адекватного отображения объекта отображающим его объектом. Познать механизм отображения можно лишь путем анализа философской категории движения материи, в частности такой его формы, как взаимодействие одного материального образования с другим. Результатом их взаимодействия являются отображения, а данные, образующие их содержание, и есть информация. Заметим, что при такой концепции информации под данными, образующими содержание отображения, понимаются любые реальные изменения любой природы, которые наступают в результате взаимодействия объектов и воспроизводят свойства, черты одного объекта в другом. Итак, в рамках изложенной концепции информация понимается как средство, позволяющее "снять неопределенность" (энтропию) того или иного события, того или иного объекта познания. Безусловно, это чрезвычайно важный аспект анализа сущности и значения информации. Однако для комплексного решения проблемы информации одного такого подхода недостаточно, поскольку он не раскрывает в полной мере ни условия и "механизм" восприятия информации познающим субъектом, ни методологические основы процедур, связанных с ее обработкой с помощью средств вычислительной техники. Более плодотворен для этой цели подход, получивший наименование "разнообразностной" концепции информации. В основе этого подхода лежит общенаучное понятие разнообразия, базирующееся на философских категориях различия, отражения и законе необходимого разнообразия.
Отражение, как уже отмечалось, - это свойство всей материи. Оно присутствует всегда, когда налицо взаимодействие двух или более объектов (применительно к познавательной деятельности - субъекта и объекта познания). Первым актом познания, как известно, является восприятие объекта познания, ибо нельзя познать то, что нельзя воспринять тем или иным способом. Воспринять же можно лишь такой объект, который по каким-либо параметрам (цвет, размер, форма, положение, содержание и т.п.) отличается от окружающей его среды. Иными словами, пользуясь языком логики, можно сказать, что различие есть отрицание неразличимости, а сообщение, позволяющее ликвидировать состояние неразличимости, есть информация. Поэтому информацию можно трактовать как "снятую" неразличимость, как разнообразие. "Информация налицо там, где имеется разнообразие, неоднородность. Информация "появляется" тогда, когда хотя бы два "элемента" в совокупности различаются, и она "исчезает", если объекты "склеиваются", "отождествляются"[7]. Отправляясь от "разнообразностной" концепции информации, можно утверждать, что процесс ее выделения состоит в установлении разнообразия объекта познания, проявляющегося в разнообразии характеризующих его признаков, а это возможно тогда, когда такое разнообразие реально имеется и отображается, воспринимается познающим субъектом. Добавим к сказанному, что информация об объекте познания может быть не только воспринята познающим субъектом или техническим устройством (при соответствующей ее обработке), но и как бы отделена от ее первоисточника - отображения объекта познания. Из этого следует, что она может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому познающему субъекту или техническому устройству (например, ЭВМ), подвергнута иным операциям, совокупность которых называют информационными процессами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|