Всегда ли нужна бэби-йога?
(Кристина, г. Москва)
Нам с мужем было по 22, когда родился наш первый ребёнок. Мы были молоды. Мы плохо понимали, что действительно нужно ребёнку. Это было так чудесно! Ты молода, здорова, родила дома в ванной, с мужем. Увлекательная история? А мы были особенные! Уже тогда было чувство, что наша официальная медицина тверда и ограниченна. Есть нормы и меры усреднённые: средний вес, средний рост, общее количество питания, общие для всех рекомендации. Мы были с этим не согласны. Но искать ответы мы стали не в своём сердце. Мы решили найти знающих и опытных людей. Мы едва прикоснулись перед родами к нетрадиционным теориям — о питании, закаливании, о лечении. Мы знали очень мало. Но было понятно, что с ребёнком надо общаться, с ним делать гимнастику, купать и прочее, а как — было непонятно. И вот нашлись конкретные люди, которые знали как. И мы поехали туда, где знают. Приехав к инспектору, мы раздевали ребёнка, она брала и делала с ним мастерски, уверенно и спокойно бэби-йогу. Крутила его за ручки, вокруг плечей (как «солнышко» на качелях), выгибала его «мостиком», клала на животик, а ножки закидывала на спинку к шее. Кручение за одну ручку и за одну ножку. Поначалу от первых движений он только плакал, жалобно и громко. Он был худенький, с мраморной кожей. От плача переходил к какому-то хриплому крику, лицо становилось пунцовым. У нашего инструктора (женщины) было трое детей. Ей было лет 28. Она казалась мне опытной и специалистом, и матерью. А я? У меня первый ребёнок, и себе я казалась юной и не умной. Ну и что, что мне хотелось плакать при виде моего бедного сына? «Это сентиментально»,— думала я. Когда я осмеливалась спросить: «Почему он плачет, может, ему плохо?» — Она говорила, что он работает, а работать трудно, да и не хочется, вот он и скандалит. Я не могу сказать, что она была груба с ним. Она уверенно делала свое дело. Ни тени сомнения...
Потом мы шли в ванну. Там я почти не присутствовала — слёзы душили меня. Там был мой муж. Но когда я заглядывала, я видела следующее... Держа ребёнка за голову, инструктор «плавала» его туда-сюда вдоль ванной, то окунала голову, то вынимала. Когда его голова оказывалась над водой, у него был взгляд, говорящий: не топите! Помогите! Когда его вынимали совсем из ванной, его обливали холодной водой. Животик его был надут, и после кормления он какал водой. Весь день после этого ребенок беспокойно спал, плакал, его мучили газики. Через месяц таких тренировок мой сын начал болеть. Постоянное ОРЗ, температура 37,2° С держалась у него до 10-ти месяцев. К тому же в 10 месяцев невропатолог нашла у него внутричерепное давление и объяснила, что у таких детей болит голова, когда они оказываются под водой или вверх ногами... Теперь я знаю, что для ребёнка каждый наш поступок имеет последствия. Страхи, неумение сосредоточиться, частая усталость — вот что получил мой сын (ему сейчас восемь лет). Ему трудно быть легким. Он стеснительный и боится очень многого, что исходит от людей, не доверяет. Теперь я думаю, чего мы хотели добиться нырянием и бэби-йогой. Скорее удовлетворяли свои амбиции. Нам говорили, что интеллект ребенка будет выше среднего, что он научится плавать и нырять, что особенные сверхчувственные способности откроются у него. Но какой ценой? Прийти в мир и почувствовать, что мама отдала тебя на растерзание и смотрит на это? Что она позволяет тебя почти утопить? Хотя ты кричал, ты звал на помощь! Потом мы родили второго ребенка. Мы купали его в ванной, держа головку над водой. Мы его не обливали. И делали обычные игровые упражнения. Сейчас ему 6 лет. Он сам научился читать и считать, он лёгкий, душевный мальчик. Этим летом он поплыл. И ныряет тоже очень неплохо.
Конечно, есть много других докторов, влияющих на детей, кроме бэби-йоги. Можно подвести любую теорию, чтобы оспорить чужой опыт. Я хочу только одного: прислушайтесь к своему сердцу. Посмотрите, что действительно испытывает ребёнок. Предайтесь своему инстинктивному чувству, оставив в стороне ум с его теориями. Давайте волю истинному, материнскому. И Вы увидите, как надо поступить.
Всему своё время (Рассказ о динамической гимнастике Катерины Е., биолога, матери двоих детей, г.Москва)
Хочу поделиться своими наблюдениями о последствиях применения у детей динамической гимнастики. Я думаю, что мой опыт окажется интересным для родителей, которые увлечённо предаются этому занятию, не думая о последствиях для своих детей, а точнее, даже не подозревая о том, что такие упражнения могут принести другие последствия, кроме укрепления здоровья. Говорят, что любая теория проверяется временем, а отдалённые последствия любых вмешательств видны не сразу, а через некоторое время. Думаю, что могу судить о динамической гимнастике именно с этой точки зрения, потому что мои дети уже выросли, и я сужу о последствиях, проявившихся не в младенческом возрасте, а у более старших детей. Немного о себе. Старшую девочку я рожала в обычном московском роддоме, со всеми его «прелестями» — стимуляцией, обезболиванием, шитьём «на живую», послеродовой инфекцией — в общем, все 33 удовольствия. Воспитывала ребёнка в соответствии с мамиными и бабушкиными стандартами — кормление по режиму, на руки брать редко, дисциплина, режим... всё время ловила себя на мысли, что, наверное, можно как-то по-другому, не так, что мы всё делаем неправильно. Когда дочке было 1,5 года, я узнала, что снова беременна, и сразу решила, что буду искать альтернативу. Главное, я очень не хотела опять попасть в роддом. Мне казалось, что если я попаду туда снова, я просто умру. Я слышала, что есть клуб, где учат рожать дома в воду. Рожать в воду мне, честно говоря, не очень хотелось, но это было единственное место, где могли научить, как справиться с родами, минуя официальную медицину. Так мы с мужем попали на занятия клуба «Здоровая семья».
С первого раза нас захватила атмосфера всеобщего братства и понимания. Вокруг были простые люди, с таким же образованием, как у нас, но сумевшие взять ответственность на себя и родившие или собирающиеся рожать своих детей дома. Конечно, это было необычно, подкупало, и многие моменты, которые поначалу казались странными, принимались просто на веру. Нам всячески внушали мысль о некой «продвинутости» всех, кто этим занимается, и любые сомнения объяснялись недостатком этой самой «продвинутости». Кому же захочется показать себя глупым и недалёким? Большая часть из вновь пришедших рано или поздно начинала верить, что они тоже «дошли» до такой степени понимания, что всё принимают, и многозначительно хмыкать, если кто-то выражал сомнения в правильности, например, проныривания детей (он, мол, ещё не дошёл, не понял, бедняжка). Подкупало ещё и то, что нам постоянно показывали фильмы и приводили живые примеры, «вон посмотри, у этого ребёнка был диатез, а после проныривания — исчез»; «у моих знакомых у ребёнка был ДЦП, а теперь он крутит динамику, и двигается лучше всех — это потому, что его пронырял сам Марковский». Если до кого-то доходили слухи, что всё не так гладко, что в родах бывают осложнения, то нас уверяли, что это неправильно поданная информация, да, проблемы были, но доблестные акушеры легко с ними справились, потому что в водных родах серьёзных проблем не бывает. Если дети, которые нас окружали, начинали кашлять и чихать, нам говорили, что из них «выходят» болезни, в результате чего организм станет здоровее. Нашей маленькой дочке очень понравилось смотреть, как родители крутят своих детей, и она стала просить папу, чтобы он её покрутил так же. Нас предупредили, что динамической гимнастикой необходимо заниматься с рождения. Что у такого большого ребёнка могут не выдержать связки, и чтобы мы всё делали аккуратно. Но девочка на удивление воспринимала эти упражнения с удовольствием, весело смеялась, и у неё ничего не болело. Наш папа потихоньку осваивал все «премудрости» этой гимнастики на нашей старшей, и поэтому к рождению малыша был полностью готов, чтобы начать с ним заниматься самому, не призывая на помощь инструкторов.
Наш малыш родился дома в ванной. Нельзя сказать, что роды были очень успешными — я опять довольно сильно порвалась, и мы ещё полдня искали специалистов, которые помогли бы нас «зашить», однако по силе эмоциональных впечатлений, по степени лёгкости восприятия (через сутки я уже бегала по дому как заведённая), конечно, не сравнить с роддомовскими. Нам очень хотелось, чтобы у нас всё было, как у других «продвинутых» родителей, поэтому мы сразу же пригласили домой специалиста по бэби-йоге, однако специалист был очень занят, приехать не смог, а так как мы потихоньку начали заниматься с малышом сами, то впоследствии (через 3 недели) от его услуг отказались. Когда нашему малышу был месяц, мы первый раз пришли в бассейн и с гордостью продемонстрировали свои «достижения». Действительно, малыш не плакал при выполнении упражнений, папа всё делал очень аккуратно, и наш герой даже улыбался, когда его переворачивали вниз головой. Нас ставили другим родителям в пример и показали более сложные упражнения. Так и пошло. На протяжении всего первого года жизни мы занимались с нашим малышом динамической гимнастикой. Правда, после 7 месяцев он стал слишком тяжёлым, и упражнения мы стали делать гораздо реже, чем раньше, хрупкой маме вертеть и бросать его было уже не под силу, однако папа ежедневно занимался с мальчиком по утрам перед уходом на работу и по вечерам, после прихода домой. В весёлой возне всегда принимала участие наша старшая дочь, терпеливо ожидая своей очереди «полетать». Дети воспринимали эту гимнастику с радостным возбуждением, ждали её и с удовольствием демонстрировали окружающим свои трюки. Как нам казалось, мы делаем всё, чтобы наши дети были более крепкими, более гибкими и более смелыми, чем те, кто так не делает. Первые сомнения у меня появились, когда ко мне в гости приехала подруга с 1,5-годовалым мальчиком. К этому моменту моему младшему было около одного года, а старшей немного больше 3-х лет. Посмотрев на наши упражнения, она удивлённо спросила: «А зачем?» Я увлечённо стала ей рассказывать про гибкость, смелость, укрепление связок. Она пожала плечами и попросила мужа попытаться повторить часть упражнений со своим мальчиком. После непродолжительных уговоров ребёнок согласился, и каково же было моё удивление когда мальчик, с которым никогда ничего подобного не проделывали, оказался в состоянии исполнить почти все наши головокружительные трюки. Удовлетворённая подруга заявила: «Вот видишь! И стоило мучить ребёнка столько времени, чтобы научить его делать то, что ему в жизни всё равно не пригодится! Он же не будет у вас гимнастом. А гибкость зависит от чего-то другого, ведь мой мальчик не менее гибкий, чем твой, хотя мы и не тратили времени на ваши модные штучки!»
Конечно, один случай не мог поколебать нашей убеждённости в своей правоте, но зародил кое-какие сомнения, которые заставили нас внимательнее присмотреться к своему окружению и сделать выводы. Оказалось, что действительно, чем позже начинали заниматься с ребёнком подобной гимнастикой, тем скорее он её осваивал, и тем дольше она ему нравилась. После 1,5 лет дети, научившиеся говорить, занимавшиеся раньше с удовольствием (из тех, кто начинал с рождения), начинали находить более интересные занятия, чем вертеться у родителей на руках, и находили удобные предлоги, чтобы этим не заниматься (также поступил и наш мальчик после одного года и 2-х месяцев). Дети же, которые начинали заниматься такой гимнастикой после 10 месяцев, как правило, сохраняли к ней любовь до 2-х, 3-х лет (как наша старшая дочка). Всё это выглядело несколько странным и не вязалось с тезисом, что динамическая гимнастика развивает в детях гибкость и выносливость. Однако сохранялась надежда на то, что мы всё-таки заложили в детях запас гибкости, выносливости и смелости, которая пригодится им в дальнейшей жизни. Со смелостью мне пришлось столкнуться гораздо раньше, чем я начала сопоставлять происходящие события с динамической гимнастикой. Дело в том, что мой мальчик вырос совершенно не боящимся высоты. Так как у меня уже росла такая же смелая девочка, то я особо не волновалась, потому что дочка всегда чувствовала опасность, понимала, что такое высоко, и никогда не залезала туда, откуда не может спуститься сама, после первых неудачных опытов. Она училась на своих ошибках, и я ожидала такого же и от своего мальчика (тем более что он же должен быть умнее — водное рождение, гимнастика и проныривание с первых недель жизни). Каково же было моё удивление, когда оказалось, что-то не только не учится, а наоборот, получает удовольствие от неудачных падений! Нам даже пришлось переставить мебель в квартире, потому что любимым развлечением сына стали прыжки со шкафа, на который он забирался с подоконника (напомню, что ему было в то время не больше года!). Он методично залезал и падал, залезал и падал, злился и снова залезал, и это при том, что в доме была шведская стенка, кольца и турник, на которые можно было свободно залезать, и под которыми лежал мягкий мат, специально чтобы дети не расшиблись! Забегая вперёд, скажу, что повадки «парашютиста» не оставили сына до сих пор (ему уже 7), и летом мне приходится держать окна закрытыми, когда я ухожу из дома, потому что я неоднократно стаскивала его с подоконника (а живём мы на 9-ом этаже). Таким образом «смелость» сына тоже оказалась под вопросом — нужна ли такая смелость ребёнку. Дочка, по-моему, не менее смелая, однако повадок «парашютистки» за ней не замечено, она точно осознаёт меру опасности, хотя это не мешает ей лазить по деревьям. Не менее обескураживающим для нас оказалось и такое поведение сына, которое знакомые мамы назвали «непробиваемостью». Где-то с 1,5 лет у нас появились большие трудности в управлении ребёнком. Его никаким образом нельзя было остановить! Любые меры воздействия — строгий голос, окрик, даже лёгкий шлепок — вообще никак не действовали на ребёнка — он продолжал делать то, что делал, и как нам казалось, даже не осознавал, что на него сердятся. Его невозможно было никак наказать, потому что не было ничего, что бы могло на него подействовать. На него не действовали никакие эмоциональные стимулы «мама сердится», «мама расстраивается», «мама плачет» — что всегда срабатывало при общении со старшей девочкой в его возрасте. Он равнодушно занимался своими делами, если мама с ним не разговаривала — ещё один бесспорный аргумент в отношениях с дочкой. Его не сердили лёгкие шлепки — воспринимал как игру, его вообще невозможно было вывести из спокойного состояния, а когда он из него выходил, то и успокоить его не мог никто! И это мой любимый, заласканный мальчик, которого я продолжала ещё кормить грудью,; которого носила весь первый год на себе в кенгурушке, которому, как мне казалось, я отдала всю себя, даже вывернувшись для этого наизнанку! Надо сказать, что тут наши амбиции быстро стали сдавать, и мы поняли, что если не обратимся к специалисту, то в дальнейшем нам будет всё труднее и труднее. Подруги посоветовали хорошего детского психолога. Кропотливо, шаг за шагом, мы по крупицам восстанавливали доверие маленького человечка, у которого сами украли детство. Как сказала нам психолог, мы ещё вовремя обратились (я ещё не перестала кормить грудью), потому что чем старше ребёнок, тем труднее справиться с последствиями неправильного обращения в младенческом возрасте. Просто наш сынок оказался слишком чутким и стал «выдавать» нам изменения в поведении достаточно рано, а контраст с сестрой оказался слишком заметен. С тех пор прошло уже 5 лет. Мы до сих пор иногда консультируемся у детского психолога, хотя давно уже научились общаться со своими детьми. Мой мальчик не остался «железобетонным» и непробиваемым, наоборот, он очень нежный и чуткий. Но кругом я периодически вижу детей с теми самыми чертами «непробиваемости», которых нам удалось счастливо избежать. Как вы можете догадаться, это дети, которым в детстве крутили «динамику». Если вы сочтёте, что мы счастливо отделались, то будете неправы, потому что специалисты помогли сгладить урон, нанесённый психике, а как исправить урон, нанесённый телу? Те самые связки, о гибкости и эластичности которых мы так заботились, сейчас, к 7 годам, оказались окостеневшими! Наш мальчик не самый гибкий в классе, как мы надеялись, а наоборот, с трудом гнётся, особенно в области рук и ног. По наблюдениям учителя физкультуры, в классе чётко выделяется группа детей, которым в детстве перенапрягли связки и суставы — это бывшие «динамисты». И самое обидное, что всего этого можно было бы избежать, если бы мы не спешили быть как все! С нашей старшей девочкой ничего подобного не происходит, и мы за неё рады. Хочу закончить призывом к родителям, которые ещё только раздумывают, делать или не делать эту модную гимнастику. Подождите! Подумайте! Если это вам так нравится, научитесь этому позже, когда ребёнок уже окрепнет (как случилось с нашей старшей дочкой). Ваш малыш всему научится за 1—2 дня и ещё порадует родителей. Не спешите калечить своих детей!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|