Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении
Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феномена малого стресса, к "выгоранию персонала". Состояние "выгорания" характеризуется неадекватностью поведения, повышенной нервозностью, возникновением жесткости в межличностных отношениях. "Выгоранию" особенно подвержены лица, работающие в социальной сфере, постоянно взаимодействующие с людьми (продавцы, кассиры, учителя, врачи, работники правоохранительных учреждений, государственного аппарата). При этом приглушаются эмоции сочувствия, сопереживания, снижаются терпимость, толерантность. Возникают неспровоцированные конфликты с клиентами, ироническое к ним отношение, пренебрежительные реакции на их обращения. Вместо исполнения элементарных обязанностей на клиента нередко обрушивается крик и даже ругань. Если же клиент и сам уже "выгорел", дело доходит до крупных скандалов. * См.: Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. В случае длительных неурядиц, систематических неприятностей явление "выгорания" достигает личностно опасных пределов – происходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценностей. Человек остается как бы с "выгоревшим" человеческим нутром. И для совершения страшных злодеяний остается один шаг! Достаточно незначительного повода. Профилактика преступности должна начинаться с широкой социальной системы предотвращения вышеуказанного "выгорания" человеческих душ. Человечность поведения индивидов зависит от человечной организации жизнедеятельности общества, от учета и оптимизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Обществу необходима специальная социально-психологическая служба профилактики массовых стрессов. Каждый руководитель обязан специально заниматься созданием такого психологического климата в своем учреждении, который предотвращал бы "выгорание" человеческих душ.
Стрессогенна повышенная скученность людей. В условиях скученности человек стремится создать ячейку личного пространства, сохранить определенную личную дистанцию от других людей. В общественных помещениях люди обычно занимают места у стен, окон, в задних рядах. В длительно перенаселенном пространстве, в условиях тесноты возникают психические напряжения: у мужчин проявляются признаки агрессивности, у женщин – признаки нервозности. Возникает феномен обезличивания, социальной деидентификации, притупляется чувство сострадания. Социальные нормы становятся уязвимыми, возникает эффект "апатии наблюдателя" – индифферентность к страданию отдельных индивидов. (Такое снижение социальной ответственности в условиях диффузной социальной группы называется групповым игнорированием.) Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции. В подводном плавании, космических полетах, на полярных станциях, маяках, в различных экспедициях и тюремных камерах часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью, конфликтностью межличностных отношений. В этих условиях происходит деперсонализация личности, возникают аутопсихические нарушения (утрачивается адекватность самоотражения). При невозможности уединения человек может предельно обнаженно раскрывать свои мысли и чувства ("психический стриптиз") или погружаться в мир собственных переживаний и грез. Утрачивается способность к интуитивному пониманию окружающих, возникает склонность к агрессивным действиям.
Еще большие психические сдвиги происходят в условиях длительной одиночной изоляции. Длительное лишение человека социального общения ведет к распаду личности, резко ухудшается ее способность к речеобразованию и абстрактному мышлению*. Длительное пребывание в камерах одиночного заключения нередко вызывает состояние реактивного психоза. *См.: Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества М., 1972.
М. Н. Гернет в своем труде "История царской тюрьмы" (М., 1961) ярко описывает ту ужасную пытку, которую доставляет длительное одиночное заключение. На десятки лет заточались в мрачные одиночные камеры так называемые "государственные преступники". Заживо погребенные! За двадцать лет пребывания в одиночной камере Шлиссельбургской крепости участница "Народной воли" Вера Фигнер ни разу никем не была окликнута по имени! Мертвая тишина зловеще оберегалась тюремщиками. Не слышно было даже их шагов! Декабрист Г. С. Батеньков просидел в той же крепости более двадцати лет, не видя никого. По выходе из тюрьмы он утратил способность к общению. Все его взаимоотношения были уже замкнуты на самого себя! Такова расплата за самое страшное наказание человека – за лишение его человеческого общения, выбрасывание из человеческой ниши. Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным. Кооперация – основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий. Кооперативная деятельность характеризуется высоким уровнем мотивации, коллегиальностью в принятии решений, готовностью к восприятию и введению инноваций (новообразований). Взаимодействие в условиях противоборства – конкуренция – характеризуется вовлеченностью в борьбу, стремлением к ущемлению интересов конкурента. Однако открытая война здесь еще сдерживается общепринятыми правилами. Активное ущемление интересов сторон порождает конфликт (от лат conflictus – столкновение).
Психология конфликта
Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению. Обострение конфликта сопровождается увеличением количества проблемных ситуаций.
Конфликт – противодействующее состязание сторон с разнонаправленными интересами. Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности. Различаются антагонистические (непримиримые) и агонистические (примиримые) конфликты. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможного решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению. Конфликты могут быть мнимыми (имитированными) и реальными. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально конфликтной форме. Возможное при этом "сужение сознания" подавляет в индивидах чувство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта, а победа над оппонентом часто оказывается "пирровой победой". В межиндивидных конфликтах и в конфликтах между малыми группами происходит противостояние интересов, реализуемое в поведении противоборствующих сторон. В конфликтах между большими группами сталкиваются настроения и общественные мнения. Конфликты могут возникать по горизонтали (внутри социально однородных структур) и по вертикали. Но во всех случаях конфликт порождает отчуждение, противоборство и во многих случаях – вражду и ненависть. Возникнув в одной сфере отношений, конфликты распространяются и на другие сферы, порождая систему новых противоречий. Конфликтные ситуации могут быть реальными и нереальными, возникшими в результате их неадекватного отражения взаимодействующими сторонами. Нередко преувеличиваются размеры возникших противоречий, частным противоречиям придается гипертрофированное значение, недооцениваются простые пути их разрешения. В ряде случаев возникает ситуация мнимого конфликта, когда стороны вступают в противоборство из-за ложных противоречий. Такие конфликты могут быть вызваны неадекватной оценкой намерений другой стороны, неправильной интерпретацией ее действий. Нередко люди не понимают двусмысленности речевых сообщений, вырывают сообщение из его контекста. Порой к конфликту приводят даже не действия другой стороны, а ее негативный психический потенциал, возможность враждебных действий – возникают конфликты по ошибке. И действительно, конфликтное противоборство зарождается уже в ходе ранее возникшего мнимого конфликта. Многие мнимые конфликты возникают у лиц психически ослабленных или чрезмерно возбудимых.
Жизнь не может быть бесконфликтной. Всеобщая гармония интересов – удел социалистов-утопистов. Конфликтное противоречие – основа саморазвития индивида и социальных систем. Человек должен не избегать конфликтов, а находить адаптированные выходы из них. Сама сущность рыночных и демократических отношений основана на свободном противоборстве, состязательности личностей и социальных структур. Однако это противоборство должно находиться в русле цивилизованных правил социального взаимодействия. Суть человека во многом определяется тем, как он себя ведет в конфликтной ситуации. Народная же мудрость предписывает ему универсальное правило: худой мир лучше доброй ссоры. Участвующие в конфликте стороны находятся, как правило, в ситуации выбора, нередко связанного с большим риском. И часто выбор, осуществляемый в состоянии крайнего психического напряжения, бывает неадекватным. Входя в конфликт, индивид не знает, как из него выйти, а его решения могут быть ущербными для него. Участники конфликта находятся в состоянии рефлексивного взаимодействия – предвидения возможного поведения другой стороны. В этой ситуации стороны часто прибегают к так называемому рефлексивному управлению – стремятся дать противоборствующей стороне ложную информацию для принятия ею невыгодных для нее решений. Приведем пример рефлексивного взаимодействия противоборствующих сторон из военной практики, описанный В. Пикулем. ...Во время первой мировой войны в одном прибалтийском городке немецкий морской офицер познакомился с молодой красивой кельнершей. Спустя какое-то время кельнерша передала офицеру портфель своего бывшего возлюбленного, бежавшего несколько месяцев назад. Немецкий офицер обнаружил в портфеле план минных полей, преграждавших вход в Финский залив. Он немедленно передал этот план в свой штаб. В штабе решили проверить этот план и провели несколько судов по указанным в нем проходам.
После того, как суда вернулись благополучно, в штабе решили, что план подлинный. На основе этого плана была разработана большая операция по уничтожению русского флота. Эскадра немецких кораблей ночью пошла по указанному в плане фарватеру, но неожиданно один за другим последовало несколько взрывов. Сначала думали, что где-то ходит русская подводная.лодка, что это случайность, и продолжали идти вперед, хотя потеряли три новейших миноносца. Когда корабли вошли в залив, то обнаружили, что русского флота, который нужно уничтожить, нет и в помине. Возвращаясь, эскадра пошла тем же путем, так как командиры были уверены, что план правильный, а взрывы на пути в залив были случайными. Однако на обратном пути эскадру ждали еще большие потери. Только тогда немцы поняли, что они обмануты. Когда посланные для ареста пришли к кельнерше, они нашли пустую квартиру... Так русская разведчица по кличке Анна Ревельская за одну ночь увлекла на дно семь лучших кораблей немецкого флота. Рефлексивное мышление русских штабистов направило действия противника в заранее предусмотренном направлении. Аналогичный прием был использован советскими чекистами, которые, создав ложную контрреволюционную организацию (операция "Трест"), заманили и разгромили боевую группу Б. В. Савинкова. Среди участников конфликта различаются три поведенческих типа: 1) деструктивный, 2) конформный и 3) конструктивный. Деструктивный тип всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликта. Лицам такого типа свойственна постоянная оборонительная готовность, захваченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны. (К этому типу относятся большинство террористов, лица с авторитарной схемой поведения, ригидные личности.) Конформный тип склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванию агрессивного поведения. Конструктивный тип стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений. Значимость конфликтов в межличностных и межгрупповых отношениях, социальном управлении и правовом регулировании породила в наше время самостоятельную отрасль знаний – конфликтологию. Люди должны находить оптимальные способы улаживания своих разногласий, научиться вести переговоры, не нанося поражения друг другу. Каждый день человек вступает во взаимодействие с людьми. Каждый день его человеческое достоинство подвергается испытанию. Выйти с честью из этого испытания – сложная нравственно-психологическая задача. Разумное разрешение конфликтных ситуаций предполагает удовлетворение интересов каждой стороны, избежание позиционных споров*. Чем больше спорящая сторона защищает свою позицию, тем дальше она уходит от разрешения спора, заглушается рефлексивность социального взаимодействия**. В психике индивидов начинают превалировать крайне негативные впечатления о партнере, возникает всеподавляющая доминанта его виновности, лихорадочно изыскиваются средства отмщения. Быстро раскручивается спираль нанесения ущерба друг другу, преступается грань порядочности и правомерности. * Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта см.: Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. ** См.: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М, 1992.
Раскручивание этой зловещей спирали должно быть заблокировано в ее первом звене. Необходимо находить возможности "выпуска лишнего пара" и не доводить дело до взрыва. Для этого нужно понять психическое состояние партнера, ход его рассуждений, ставить себя на его место. Понимание партнера всегда ведет к сужению зоны конфликта. Многие опасения в отношении партнера бывают необоснованны, навеяны расхожими стереотипами и предубеждениями. Предлагайте партнеру неожиданные для него решения, предоставляйте ему возможность делать ставку на результаты иных действий. Побуждайте партнера выдвигать приемлемые для вас предложения. Выдвигайте свои предложения в соответствии с возможностями партнера. Не наносите ущерба его престижу. Рефлексируйте установки и чувства партнера. Контролируйте свое эмоциональное состояние. Помогайте себе и другим освобождаться от негативных эмоций, находите достойные выходы из конфликтных состояний. В последнее время интенсивно развивается исследование конфликторазрешающих факторов*. * См.: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995; Юридическая конфликтология. М., 1995; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990, см. также. Deutsch М. The resolution of conflict. New Haven. L., 1973.
Контроль над конфликтными ситуациями состоит из ряда процедур: 1) оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и предполагаемых действиях участников возможного конфликта; 2) воздержание от всех действий, способных придать конфликтной ситуации неуправляемый характер; 3) подключение к разрешению конфликта беспристрастных авторитетных арбитров; 4) выявление и использование всех возможностей взаимоприемлемого разрешения конфликта; 5) создание и поддержание атмосферы делового партнерства, избежание постконфликтного отрицательного эмоционального противостояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|