Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика сырьевой базы РТ

 

Нефтехимический и химический комплекс республики аккумулировал достаточный потенциал для укрепления лидерских позиций на российском рынке и расширения присутствия на внешних рынках. Это обусловлено такими его "сильными сторонами", как высокие конкурентные позиции по сравнению с российскими производителями, несмотря на активизацию конкуренции; наличие крупнейших в России производств продуктов-мономеров и некоторых полимерных материалов (синтетические каучуки, полиэтилен); стабильные коммерческие связи с потребителями и финансово-кредитными институтами зарубежных стран; активизация инвестиционной и инновационной деятельности; развитие малого и среднего бизнеса в НГХК; последовательное решение ряда сырьевых проблем и т.д. Кроме того, следует отметить усиление позиций ряда химических компаний, обусловленное внутрирегиональными интеграционными и консолидационными процессами и формированием в результате новых структурных образований - это уже упомянутая нефтехимическая группа ОАО "Татнефть"; группа ОАО "Нижнекамскнефтехим" - ОАО "Сэвилен" - ОАО "Химический завод им.Л.Я.Карпова"; группа ОАО "ТАИФ" - ОАО "Казаньоргсинтез".

Это создает основу для наиболее успешного использования возможностей, складывающихся во внешней среде. К основным положительным факторам внешней среды относится прежде всего увеличение потребления нефтехимической и химической продукции вследствие оживления экономики России и стран СНГ в 1999-2003 годах. При этом анализ рынков показывает, что наибольшие темпы роста спроса наблюдались и предполагаются на продукцию конечных переделов (прежде всего полимерные материалы (полистирол, полипропилен, полиэтилен), изделия из пластмасс, продукцию малотоннажной химии). Имеют место прогнозы сохранения умеренно благоприятной конъюнктуры на зарубежных рынках, особенно в развивающихся странах Дальнего Востока, прежде всего в Китае, Индии, на Ближнем Востоке.

Однако современная внешняя среда представляет для химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан и значительное число "угроз". В частности, продолжается рост стоимости услуг естественных монополий в России; сохраняется нестабильность ценовой ситуации на нефтяных и нефтехимических рынках; прекратилось действие эффекта девальвации рубля, обеспечившее высокую ценовую конкурентоспособность отечественной химической и нефтехимической продукции на внешних рынках и снижение импорта в Россию.

Важнейшей проблемой, сдерживающей развитие компаний химии и нефтехимии Республики Татарстан, является недостаточное сырьевое обеспечение. В перспективе, учитывая тенденции монополизации на российском рынке нефтяного и газового сырья для химической и нефтехимической промышленности, напряженность в решении данной проблемы будет нарастать.

Кроме того, усилилась в 1999-2003 гг. конкуренция со стороны российских производителей; активизировалась конкуренция со стороны зарубежных производителей как на российском, так и на внешнем рынках (не только из традиционных центров нефтехимии - США, стран Европы, Японии, но и из "новых центров" - Китая, Ирана, Саудовской Аравии и др.). Данная ситуация, безусловно, усугубится после вступления России во Всемирную торговую организацию, что будет способствовать снятию тарифных и иных ограничений на присутствие на российском рынке зарубежных производителей. С учетом нарастающих процессов глобализации, которые приводят ко все большему проникновению зарубежных компаний на российский рынок, причем в основном не с инвестициями, а с готовой продукцией, производимой из российского же первичного сырья, существуют опасения относительно стабильного развития отрасли в долгосрочной перспективе.

Это связано прежде всего с тем, что татарстанские компании химии и нефтехимии существенно уступают зарубежным в силу имеющих место глубинных "слабых сторон", к числу которых относятся узость ассортимента выпускаемой продукции и негибкость действующих технологий, не позволяющих адекватно реагировать на изменение потребности в тех или иных видах и марках продукции; высокий физический и моральный износ основных фондов, использование устаревших технологий; высокая ресурсо- и энергоемкость производства; низкая единичная мощность установок и, как следствие, существенно более высокий по сравнению с мировым уровень издержек. Имеют место и недостаточно развитые "сырьевое начало" и "полимерное продолжение", не говоря уже о выпуске изделий из полимеров.

Кроме того, резерв роста объемов производства за счет дополнительной загрузки мощностей практически исчерпан, поскольку по большинству продуктов загрузка в 2001-2003 гг. составила более 80%.

Нужно отметить также чрезмерную экспортную ориентированность производств татарстанских нефтехимических и химических компаний, что, конечно, способствует повышению их доходности в условиях благоприятной конъюнктуры на мировом рынке. Однако ее ухудшение и, как следствие, сокращение поставок на экспорт не может быть компенсировано быстрой и в желаемых объемах переориентацией товарных потоков на российский рынок по причине усилившейся конкуренции. Так, например, доля по многим видам продукции, занимаемая предприятиями Республики Татарстан на внутреннем рынке, оставаясь в целом значительной, тем не менее постепенно уменьшается, даже если имеет место рост объемов поставок на российский рынок в абсолютном выражении.

Таким образом, следует отметить наличие диспропорций в структуре товарной продукции химии и нефтехимии, в которой преобладают продукты невысокой степени передела и практически отсутствуют продукты-"звезды"; низкую конкурентоспособность продукции (прежде всего по качеству и маркетинговому сопровождению) по сравнению с зарубежными аналогами; а также недостаточную сбалансированность и гибкость сбытовой политики компаний в разрезе сегментов рынка.

При этом наблюдается невысокая с точки зрения обеспечения существенной динамики социально-экономического развития инвестиционная и инновационная активность компаний, в том числе низкая активность некоторых компаний на фондовых рынках.

Имеет место и недостаточный уровень развития инженерно-технического персонала в силу его работы на изношенном оборудовании с использованием устаревших технологий, а также незначительных финансовых вложений в повышение квалификации кадров.

Проблема сырьевого обеспечения химии и нефтехимии республики в перспективе сохранит свою актуальность. В частности, должны учитываться возрастающие потребности ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО "Казаньоргсинтез" в сырьевых ресурсах в результате реализации инвестиционных программ развития (таблицы 1, 2).

 

Таблица 1.

Основные перспективные потребности ОАО "Нижнекамскнефтехим" в углеводородном сырье со стороны (тыс. тонн в год)

┌─────────────────────────────────────────────────────────────

│        Виды сырья                                                        Объемы сырья  

├────────────────────────────────────────────────────

│Сырье пиролиза                                                         1 вариант             2 вариант

├────────────────────────────────────────────────────

│Прямогонный бензин (40 - 180 градусов C),          1552                          1234

│в том числе привозной                                              318                             0

├────────────────────────────────────────────────────

│Бутан                                                                           318                             318

├────────────────────────────────────────────────────

│Гидроочищенный керосин                                         0                                318

├────────────────────────────────────────────────────

│Сырье для производства полимеров и нефтехимической продукции

├────────────────────────────────────────────────────

│Этилен                                         40        

├────────────────────────────────────────────────────

│Пропилен                                    99        

├────────────────────────────────────────────────────

│Бензол                                         23        

├─────────────────────────────────────────────────────

│Фенол                                          14        

├─────────────────────────────────────────────────────

│Сырье для производства каучуков и МТБЭ ├─────────────────────────────────────────────────────

│Углеводородное сырье для ЦГФУ                1296        

├─────────────────────────────────────────────────────

│БДФ                                           130        

├─────────────────────────────────────────────────────

│БИФ                                            77        

├─────────────────────────────────────────────────────

│Метанол                                     191 - 195    

 

В свою очередь, дефицит мономерной базы определяет ограниченное предложение полимерных материалов и изделий из них, что обусловливает в том числе и недостаточные темпы развития малого и среднего бизнеса в НГХК Республики Татарстан.

Это требует комплексного подхода к решению проблемы развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в Республике Татарстан.

В частности, в период реализации Программы будет предусмотрено обеспечение действующих предприятий химии и нефтехимии сырьем с нефтеперерабатывающих производств республики.

Более того, предполагается создание новых нефтехимических производств в составе нефтеперерабатывающего комплекса, ориентированного на переработку карбоновой нефти, с выпуском базовых олефинов, полимеров и изделий из них.

 

Таблица 2.

Основные перспективные потребности ОАО "Казаньоргсинтез" в углеводородном сырье со стороны (тыс. тонн в год)

│               Виды сырья                                             Объемы сырья

├──────────────────────────────────────────────

│Этан                                                                               800 - 1000

├──────────────────────────────────────────────

│Пропан-бутановая фракция                                        180 - 200

├──────────────────────────────────────────────

│Нафта (ШФЛУ)                                                            900 - 1000


Таким образом, совокупность выявленных стратегических проблем и рисков развития НГХК Республики Татарстан определила выбор стратегии его развития, нацеленной на радикальные сдвиги в экономическом положении комплекса, обеспечение высоких темпов экономического роста, повышение доходности, и базирующейся на максимальном использовании конкурентных преимуществ НГХК Республики Татарстан и благоприятных возможностей внешней среды.

Соглашение о взаимодействии в сфере регулирования по недропользованию заключили Федеральное агентство по недропользованию и Кабинет министров РТ. Документ подписали руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских и Премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

По мнению Анатолия Ледовских, такое соглашение поможет выработать совместную стратегию в области вопроизводства минерально-сырьевой базы, защитить свои интересы при принятии законопроекта «О недрах».

В Татарстане разработана программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2006-2010 гг. В республике наибольшее развитие получила сырьевая база топливно-энергетического комплекса.

На государственном балансе по состоянию на 1 января 2006 г числится 145 нефтяных месторождений, добыча нефти ведется на 120 из них. Начальные суммарные ресурсы нефти оцениваются в 4,6 млрд.т. Текущие суммар6ые ресурсы нефти - 1,7 млрд.т. По объему добычи нефти Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе и второе - среди субъектов Российской Федерации.

По итогам прошлого года было добыто 29,9 млн. т. При этом отмечается высокая - более 80% степень выработанности активных извлекаемых запасов. Чтобы исключить снижение объемов добычи нефти, необходимо с помощью геологоразведочных работ выявлять новые залежи и вводить месторождения. Неразведанная часть начальных суммарных ресурсов нефти в республике достигает 41%.

В рамках программы планируется производить сейсморазведочные работы на Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах, что позволит прирастить запасы нефти на 100 млн.т. Еще один резерв топливно-энергетического комплекса природные битумы, которые могут быть источниками энергоносителей, альтернативных мазуту, каменному углю и природному газу.

Сегодня в госбалансе учтено 19 месторождений битума, объем извлекаемых запасов которых составляет 36,4 млн.т. Для производства генераторного газа и синтетического жидкого топлива применяется каменный уголь, прогнозные ресурсы которого в Татарстане составляют 2,7 млрд.т. На республиканском балансе содержится 250 месторождений 18 видов нерудных материалов, также в республике имеются месторождения подземных вод.

Вся программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы оценивается в 10 млрд. руб. По словам Бориса Петрова, при затратах на геологоразведочные работы в размере 10 млрд. руб., доходы государства составят от 213 млрд. руб., при неблагоприятных условиях до 418 млрд. руб. в первые 5 лет.

Если недрапользователи Татарстана найдут 1,4 млрд. руб., федеральные бюджет профинансирует работы на 130 млн. руб. (сумма бюджетных средств не может превышать 20%).

Требуется разработать механизм воспроизведения минерально-сырьевой базы, которая сегодня восполняется только на 32%. Если в 2006 г будет введена дифференцированная ставка налога на добычу полезных ископаемых, потребуется и новый федеральный закон о специальных налоговых режимах.

Одним из ключевых здесь стал Закон Республики Татарстан «О нефти и газе» от 1997 года, который предполагал регулирование отношений между Центром и субъектом Федерации, возникающих при разработке нефтегазовых месторождений, добыче нефти и газа, обеспечивал рациональную эксплуатацию и безопасность работ, защиту интересов граждан республики и охрану права собственника и пользователя недр.

В ряде из них, в частности, в международном пакте о политических и гражданских правах 1976 года, который признан Российской Федерацией, особый акцент сделан на том, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами территорий, на которых проживают. Надо сказать, эта норма зафиксирована и в части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Татарстанский закон «О нефти и газе», не имеющий аналогов в субъектах Федерации, через льготное налогообложение предоставил право республике вовлечь в хозяйственный оборот низкодебетные и низкорентабельные нефтяные месторождения, которые в других регионах России были закрыты. Закон дал возможность увеличить добычу нефти на 5-6 млн тонн в год, помог выстоять нефтедобывающей отрасли Татарстана в самые тяжелые кризисные 1997-1998 годы.

Все это привело к целенаправленному формированию «точек роста» народного хозяйства, подъему региональной экономики, созданию благоприятных возможностей для реализации социально-экономических программ, и, как следствие, Татарстан в настоящее время является одним из немногих в России регионом-донором с устойчивой конкурентоспособной экономикой.

Можно с уверенностью сказать, что республиканское законодательство с экономической стороны себя вполне оправдало. После более чем четырехкратного падения добычи нефти со 103,7 млн тонн в 1975 году до 23,8 млн тонн в 1991 году в результате эффективных мер государственной поддержки удалось не только стабилизировать уровень добычи, но и поднять этот показатель в 2002 году до 28,7 млн тонн.

Ситуация в сфере правового регулирования недропользования стала меняться с начала проведения федеральным центром политики укрепления вертикали власти и приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.

Качественные изменения произошли во взаимодействии Центра и республики в части недропользовании в связи с принятием нового Налогового кодекса Российской Федерации, где, по сути, игнорируются положения 9 статьи Конституции России и нормы международного права. Теперь право собственности закрепляется федеральным законодательством таким образом, что практически все природные налоги на недропользование перераспределились в пользу центральных структур.

При разработке нового Налогового кодекса РФ парламент Татарстана внес пакет предложений в Государственную Думу с предложением предусмотреть в нем дифференциацию налогов в зависимости от условий добычи. Однако наша позиция фактически была проигнорирована.

Попытки добиться введения поправочных коэффициентов, увязывающих ставку с геологическими условиями месторождений, Дума не поддержала. Объективно сложилась ситуация, когда федеральное законодательство пошло вразрез с экономическими интересами регионов, в частности, Татарстана, где условия добычи очень сложные. Структура остаточных запасов нефти во многих старых нефтедобывающих регионах России и нашей республике, в частности, такова, что 65% от их общего объема составляют трудноизвлекаемые и высоковязкие, а степень выработанности активных запасов превышает 88%. А это значит, условия добычи ухудшаются, увеличиваются издержки производства, повышается себестоимость продукции.

Сегодня сырьевая база России переживает не самые легкие времена. Величины прироста разведанных запасов, в структуре которых доминируют сведения, полученные за счет переоценки ранее открытых месторождений, неадекватны объемам добычи. По оценкам экспертов, при нынешнем уровне добычи и разведки нефти в России этого сырья хватит только на 20-25 лет. При этом учтено и наличие большого количества второстепенных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти, которые тоже могут быть задействованы. Однако реалии таковы, что в условиях действующей налоговой системы проведение огромного комплекса мероприятий с целью выработки остаточных запасов нереально. А, следовательно, регионы, обладающие таковыми запасами, теряют потенциал развития, скрытый в них.

Вместе с тем наработанная практика свидетельствует, что нефтедобыча может осуществляться на принципиально иных условиях. В течение длительного времени в Государственной Думе, и не только там, идет полемика в отношении судьбы закона, предусматривающего работу нефтяных компаний на условиях соглашений о разделе продукции.

Общеизвестно, что геологоразведочный процесс носит долгосрочный и инерционный характер, требующий огромных капитальных вложений. Главным привлекающим инвесторов фактором СРП выступает стабильность правовых и экологических условий на длительную перспективу, но как раз именно этого федеральный закон и не гарантирует. Татарстан, обладающий значительным количеством малых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, крайне заинтересован в принятии соглашений о разделе продукции. Это помогло бы нам привлечь и дополнительные инвестиции, и новые технологии зарубежных компаний, имеющих у себя месторождения со схожими характеристиками. Все это способствовало бы повышению отдачи нефтяных пластов, и как следствие, развитию экономики региона.

В списке значатся 29 месторождений, характеризующихся сложным геологическим строением. Объемы низкопродуктивных месторождений, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти, варьируются в среднем от 1 до 10 млн тонн. Вовлечение в разработку таких месторождений имеет стратегическое значение для социально-экономического развития республики, в том числе, в части решения проблемы создания новых рабочих мест. Руководство Татарстана готово предложить одно из таких месторождений в качестве модельного, чтобы на практике проверить эффективность добычи нефти на условиях раздела продукции. Полученный опыт позволит разработать оптимальные механизмы функционирования соглашений о разделе продукции в масштабах всей страны.

Кроме того, начало разработки новых месторождений привело бы к росту спроса на продукцию российских предприятий, производящих оборудование, стабильному повышению доходов федерального, региональных и местных бюджетов, сокращению безработицы, увеличению доходов трудящихся. Особо следует подчеркнуть, что Закон Республики Татарстан «О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции» появился отнюдь не случайно.

Вот почему Татарстан, как один из наиболее авторитетных нефтяных регионов России, выступает активным сторонником скорейшего внедрения режима соглашения о разделе продукции. Каждый недропользователь в этом случае смог бы воспользоваться механизмом наибольшего благоприятствования добычи нефти с минимальной себестоимостью и максимальной нефтеотдачей на пользу себе и в целом государству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...