Духовное освоение мира человеком.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Б.1.2. Философия
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению: 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» профили: «Правовое образование» «Дошкольное образование» «Экономическое образование»
Волхов 2015 г.
Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – способствовать развитию самосознания, формированию философского мировоззрения и целостного, системного представления о мире и месте человека в нем. Задачи дисциплины: · сформировать представления об исторических и современных достижениях теоретического мышления в познании взаимоотношений человека и мира; · изучить основные способы освоения человеком мира (духовный, практический, духовно-практический) с целью формирования ясных представлений о природе и направлениях реализации творческой активности человека; · уяснить специфику философского знания, содержания и системной организации категорий философии как логико-методологической основы научного познания вообще, и педагогического познания, в частности.
Место дисциплины в структуре гуманитарного образования Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла учебных планов направления «Педагогическое образование» всех трех профилей и изучается в первом и втором семестрах первого курса. Дисциплина содержательно связана с другими дисциплинами цикла: историей, социологией, политологией, а также дисциплинами профессионального цикла.
Требования к результатам освоения дисциплины Освоение дисциплины способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций: · способен анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); · способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); · способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); · способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); · способен к использованию зарубежного и отечественного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10)
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины
Содержание лекционного курса. Раздел 1. История философии Что такое философия? Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философия как процесс осмысления человеком мира и самого себя. Предмет и методы философии. Основные философские проблемы. Структура философского знания. Космос и человек в античной философии. Культурно-исторические предпосылки возникновения европейской античной философии. Натурфилософский период античной философии. Антропологический период античной философии. Эллинистический период античной философии. Бог и человек в философии Средневековья. Теоцентризм философии Средневековья. Схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалий) – номинализм и реализм. Философия в структуре средневекового университетского образования. Средневековая русская философия (Х – ХII вв.). Энциклопедизм. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Отечественная философия периода Московской Руси (XIV – XVII вв.). Природа, человек, общество в философии Нового времени и эпохи Просвещения. Культурно-исторические условия развития западноевропейской философии XVII века. Проблема метода: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Философский пантеизм Б. Спинозы. Механистический материализм французских энциклопедистов. Секуляризация и теоретическое становление русской философии в XVIII веке. Человек и мир в философии XIX века. Рационализм немецкой классической философии: И. Кант, И.Г. Фихте, Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель. Антропологический материализм Фейербаха. Постклассическая философская традиция. Диалектический материализм К.Маркса. Позитивизм О. Конта. Иррационализм: А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше. Практически-нравственная ориентация русской философии: П.Я. Чаадаев, Славянофилы и западники. Религиозная философия Вл. Соловьева. Русский космизм. Философские течения XX века. Неопозитивизм и сциентизм.Феноменология. Экзистенциализм. Герменевтика Неотомизм. Неомарксизм. Диалектический материализм.
Раздел 2. Основные формы освоения мира человеком.
Практическое освоение мира человеком. Понятие деятельности и практики. Формы практики: материально-производственная, социально-историческая, политическая, научный эксперимент. Природа как объект материально-производственной практики. Общество и природа: естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие общественного производства. Техническая деятельность как форма практики. НТП. Общество как система. Общественные отношения. Общественное бытие и общественное сознание. Социальная реальность в различных социальных концепциях: К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс, Ю.Хабермас. Социальная практика и культура: процесс воспроизводства человека. Политическая практика и идеология. Политическая организация общества как продукт политической практики. Человек и власть. Духовное освоение мира человеком. Познание. Проблема сознания в философии. Сознание и язык. Сознание и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание. Формы чувственного отражения. Познание и мышление. Формы рационального познания. Социальная природа познания и знания. Специфика философского познания: категории философии. Диалектика как метод философского познания. Герменевтика как метод философского познания. Феноменология как метод философского познания. Закономерности научного познания. Наука и её роль в обществе. Особенности социогуманитарного познания. Духовное производство и его специфика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|