Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционный блок психокоррекционного комплекса




Методика «Родительский семинар» представляет собой специфичес­кую психокоррекционную методику, в которой решается задача расши­рения знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии воспитания и психологических законах развития ребенка. Вместе с тем семинар - это не только повышение информированности, но главное-изменение самого отношения людей к собственной семейной жизни и задачам семейного воспитания.

На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагоги­ческих приемов воздействия, которые уже дома в повседневной жизни апробируются родителями.

Психологическое воздействие в методике родительского семинара заключается в апелляции к когнитивным и поведенческим аспектам семейного взаимодействия.

На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, обдумы­вание своих семейных отношений, обмениваются опытом, самостоятель­но в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Тактика психолога на семинаре достаточно активна, он выступает здесь с позиции специалиста, однако его роль не в интерпретациях и ни в коем случае не в оценках, порицаниях или советах. Активность психолога сводится к убедительному и аргументированному изложению некоторых психологических вопросов; его основной задачей является также организация и проведение свободной дискуссии.

Методы и приемы. Лекции. Психолог сообщает родителям важную психологическую информацию. Здесь необходим специальный подбор лекционных тем применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара. Могут быть предложены следующие темы: «Законы супружеской гармонии», «Что такое естественность в воспитании детей?», «Искус­ство хвалить», «Что такое семейный кризис и как он отражается на развитии ребенка?», «Трудный ребенок или трудные взрослые» и т.д.

Самым главным в изложении указанных тем является простота, жизненность и убедительность. Неуместно оперирование научной терми­нологией, но вместе с тем не следует прибегать к упрощениям и житейским понятиям.

Групповая дискуссия. Наиболее целесообразно использование дискус­сий в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, или же дискуссия по типу анализа кон­кретных ситуаций и случаев. Темы дискуссий второго типа определяются не темами лекций специалиста, а предлагаются самими родителями. Главная задача групповой дискуссии - повысить мотивацию и вовле­ченность участников группы в решение обсуждаемых проблем.

Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специ­ально подобранных для семинара книг, посвященных проблемам семей­ной жизни и семейного воспитания.

Анонимные трудные ситуации. Этот прием используется психологом для активизации групповой дискуссии и для повышения мотивов участников к разрешению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами. Суть его состоит в том, что психолог предлагает обсудить случай из практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребенком, когда те или иные приемы никак не приводят к успеху.

Простота методики «Родительский семинар» лишь внешняя, кажу­щаяся. В действительности при неквалифицированном ведении семи­нар может превратиться в поучения психолога или советы «бывалых людей». Здесь очень важно найти правильный тон, интонацию беседы, которые задаются обдуманным и оригинальным содержанием обсуждае­мых тем и их значимостью для родителей.

Коррекционная работа вредительских группах. Основной задачей пси­хологической коррекции в родительских группах является изменение не­адекватных родительских позиций, адекватизация стиля семейного вос­питания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптими­зация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

В отличие от родительского семинара, где происходит реконструк­ция семейных отношений и взглядов на проблему воспитания, психоло­гическая коррекция в родительских группах предполагает реконструк­цию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия, работу в зоне бессознательных психических явлений, в сфере неосознаваемых пластов супружеских и родительских отношений.

Большое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамен­та воспитания, созданию общего поддерживающего и тонизирующего

эффекта, повышающего уверенность родителей в своих родительских ролях, в своих воспитательных возможностях, повышению способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир друг друга и в мир своего ребенка, повышению взаимопонимания между супругами при решении задач семейного воспитания. Психокоррекционная работа в родительской группе оказывает пози­тивное воздействие на гармонизацию не только родительских, но и суп­ружеских отношений.

Методы и приемы. Основной метод - создание специфических групповых форм и правил поведения, акцент на действие механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения. Широко используются игровые приемы: разыгрывание ситуаций взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания. Используются также приемы психогимнастики и различные способы невербального взаимодействия.

Приводим краткое описание примерного содержания одного цикла занятий.

Занятие 1. Руководитель группы знакомит участников с основными правилами функционирования группы, члены группы представляются друг другу. В ходе занятия происходит уяснение и принятие групповых норм участниками. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем. Группа выполняет психогимнастические упражнения, которые направлены на уменьшение напряжения, активизацию и сближение группы, а также подготовку участников к ролевым играм.

Занятие 2. Основные темы групповых дискуссий: впечатление от первого занятия, индивидуальные цели участия в группе, цели группы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (техника «горячий стул»), невербальные психогимнастические приемы. Приводится также оценка эмоциональной близости группы по отношению к некоторым участникам - в качестве вариантов открытой социометрии.

Занятие 3. Рассказ о прошлом. Дискуссии: об отношении к очереди, к толпе; о целях группы; о роли и тактике психолога; о линиях притяжения и отталкивания в группе; ролевые игры «Мостик через ущелье», «Автобус в час пик». Психогимнастические приемы: выраже­ние своего отношения к человеку, сидящему с закрытыми глазами, «узнавание на ощупь», глядение в глаза.

Занятие 4. Обсуждение следующих тем: должны ли супруги вместе ходить в гости; проблема ухода из семьи; об отношении к женщине и к мужчине (одинаково ли оно?); о вежливости; о прошлых обидах. Психогимнастика.

Занятие 5. Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из супружеских пар (в своих ролях, поменявшись ролями) - с целью разрешения конфликта и создания условий для обучения новым формам поведения. Обсуждаются проблемы ревности у детей; воспитательные требования к детям; отношения к собственным родителям.

Занятие 6. Дискуссия: о конфликте между привязанностью к мужу и родительской семье у женщины; о том, насколько человек может принадлежать себе после вступления в брак; о «приходящей жене (муже)»; о взаимоотношениях ребенка с посторонними взрослыми. Разыгрывание психодраматической сцены «Я хочу пожить один*, где роль жены участника выполняют по очереди все женщины группы.

Занятие 7. Основные темы дискуссий: о поведении детей в школе и дома; об изменениях в детях в последнее время; проблема «разных интересов»; непонимание между поколениями; о женственности и муже­ственности; о доминировании и подчинении; как должна выглядеть женщина дома; отношение к матери; отношение к браку. Невербальные приемы, направленные на снятие напряжения и демонстрацию групповой поддержки тем участницам, чьи проблемы обсуждались в ходе занятия.

Занятие 8. Психолог дает интерпретацию детско-родительских отно­шений в семьях участников группы и ряд рекомендаций по воспитанию. Разыгрывается конфликтная психодраматическая ситуация. Обсуждаются темы: проблема мужа-отца; должна ли жена встречать мужа и др.

Занятие 9. Дискуссии: о пользе занятий в группе; проблема взаимопонимания между супругами; проблема «вечной занятости»; о неуверенности в себе. Для демонстрации неэффективности некоторых форм поведения по отношению к детям применяется вариант «зеркаль­ного» метода с элементами драматизации.

Занятие 10. Обсуждается необходимость эмоциональной сдержанно­сти в присутствии ребенка; важность для воспитания правильной женской позиции в супружеских отношениях. Психогимнастическая разминка (напряжение-расслабление), игра в целях укрепления группо­вой сплоченности. Каждый участник рассказывает, что дала ему группа.

Таким образом, основным содержанием групповых занятий являют­ся обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуа­ций внутрисемейного общения, супружеских отношений, включая интимные, и взаимодействий с ребенком. Занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.

3. Блок оценки эффективности психологической коррекции

Для оценки эффективности коррекционной работы используются отчеты родителей об изменениях в супружеских и детско-родительских отношениях.

Субъективный отчет родителей получают из дневниковых записей, проективных сочинений, самоотчетов, проективных опросов на темы: «Что дали занятия в группе нашей семье?», «Я как родитель», «Мои отношения с ребенком» и др.

К концу занятий чаще всего происходят большие изменения в характере семейных отношений. Атмосфера в семье становится более спокойной; супруги осознают значимость родительских ролей; отно­шения между супругами улучшаются, основываются на понимании и взаимном доверии; резко улучшаются отношения между родителя­ми и детьми, исчезают многие проблемы во взаимоотношениях между ними; происходит в целом существенная гармонизация семейных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...