Скульптура среднего царства
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 (21 век до н. э. – начало 18 века до н.э.) Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства. Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога. Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической обстановкой.
Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости. В период Среднего царства, чтобы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики. Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие губы. Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображают своих правителей идеализированно. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые, несомненно, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенные детали, сообщают лицам бесстрастное выражение, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Горсокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья. “Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного. В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках.
Постепенно стиль в скульптуре несколько меняется: пропорции тела удлиняются, заметно увлечение красивой линией силуэта. Общий образ портрета, однако, еще здесь все тот же. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.
Скульптура нового царства (16 - 11 века до н.э.) Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени. Около 17 в. до н.э. Египет был завоеван гиксосами - пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н.э. Столицей вновь становятся Фивы. Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнего востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати, украшенные разнообразными скульптурами. Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.
Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур. В XV в. до н.э. а Египте правила 18 династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура Египетской истории. В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались. Бог Атон, в отличие от прочих Египетских богов, не имел изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона. Вот сам Эхнотон – узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановке, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе.
Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра – портретов. Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н.э.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства. В истории послеамарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которое проявилась так же в сооружении царских статуй – колоссов. Здесь мы можем встретить с исключительным для всего Древнего царства случаем употребления дублирующих покойника одних голов, а не целых статуй или портретных бюстов. Эти головы менее типологичны и гораздо более реальны. С большой живостью переданы глаза с помощью самой скульптуры, без инкрустаций, моделировка чрезвычайно энергичного по своему выражению лица отличается большой мягкостью.
Заключение Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой. Древние египтяне любили и умели ценить скульптуру. Их мастера работали в разных жанрах: создавалась свободностоящая статуя и рельеф. В основном произведения скульптуры рассматривались как органическое дополнение архитектурных построек и не имели самостоятельного значения. В круглой скульптуре египтяне в основном разрабатывали образы царствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в виде животных или в виде человека с головой соответствующего животного, не давали возможности мастеру полностью реализовать свои творческие возможности. Поэтому образ божества не стал центральным, не определял направление развития египетской скульптуры. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Уже с середины III тыс. до н.э. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты. Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
Проанализировав памятники скульптуры Древнего Египта, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта. Это тема власти и тема смерти. Заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении тысячелетий столь же незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им идеи. Древнеегипетское искусство, в частности, скульптура, представляется нам как “искусство оформления смерти”. Искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т.е. архитектуры. Гигантомания, монументальность, ярко выраженная концептуальность, неповторимое своеобразие образов сделали египетскую скульптуру одной из интереснейших страниц мирового искусства. Культуру Древнего Египта отличает многое. В первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и художественных идей, разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания, архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства, созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и живой привлекательности. Человечество не перестает восхищаться ими и в наши дни.
Список использованной литературы 1. Винкельман, И.И. История искусства древности: малые сочинения / И.И. Винкельман. – СПб.: Алетейя, 2000. - 800 с. 2. Воротников, А.Н. История искусств: Учеб. пособие для учащ. худ. школ и училищ / А.Н. Воротников, О.Е. Горшковоз, О.В. Еркина. – Мн.: Современный литератор, 2000. – 608 с. 3. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2001. - 669 с. 4. Дмитриева, Н.А. Искусство Древнего мира / Н.А. Дмитриева, Н.А. Виноградова. – М.: Просвещение, 2000. – 207 с. 5. Жданов, В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов. – М.: Гелла-принт, 2003. - 352 с. 6. Калашников, В.И. Атлас тайн и загадок. Древние цивилизации / В.И.Калашников. – М.: Белый волк, 2001. - 208 с. 7. Кузищин, В.И. История Древнего Востока / В.И. Кузищин, С. Кучера. – М.: Академия, 2010. – 384 с. 8. Радугин, А.А. Культурология: Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Просвещение, 2000. - 398 с. 9. Рак, И.В. Египетская мифология / И.В. Рак. – СПб.: Нева, 2000. - 400 с. 10. Фарлонг Д. Стоунхендж и пирамиды Египта: Ключи от храма жизни / Д. Фарлонг. – М.: Вече, 2000. - 400 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|