Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматические способы.

Лекция 9

Основными понятиями грамматики являются грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма.

Грамматическое значение — обобщенное, весьма абстрагированное значение, объединяющее крупные разряды слов и выраженное через свойственные ему формальные показатели или — в противопоставлении — через отсутствие показателей. Формальные показатели специфичны для каждого языка и передают грамматическое значение только в соединении с основами определённых разрядов — частей речи.

Целесообраз­но рассмотрение грамматического значенияв его сопоставлении со значением лексическим. Оба этих вида значения имеют как признаки сходства, так и различия. Их сход­ство состоит в том, что, во-первых, оба принадлежат к содержа­тельной части языковых единиц, являются единицами плана со­держания, а во-вторых, оба носят абстрактный характер.

Существенное различие между лексическим и грамматическим значениями заключается в следующем. Во-первых, лексические значения в силу их привязанности к конкретным единицам лек­сикона данного языка намного более многочисленны, нежели значения грамматические, представляющие собой не что иное, как результат обобщения больших групп лексических единиц. Во-вторых, лексические значения индивидуаль­ны, а грамматические — надындивидуальны. Надындивидуальный характер последних связан с уже названным свойством граммати­ки обобщать. Обобщающий потенциал грамматики позволяет оп­ределить, например, типичное грамматическое значение суще­ствительных как «предметность», в то время как определение лек­сического значения существительных in abstracto невозможно: все­гда необходимо иметь конкретное слово, лексическое значение которого подлежит выявлению. В-третьих, возникая как обобще­ние массы индивидуальных лексических значений, грамматиче­ское значение в диахроническом плане является более поздним образованием, чем лексическое. В-четвертых, грамматическое зна­чение (вернее, «грамматическая функция») является обязатель­ным и определяется у всех единиц лексикона, тогда как лексиче­ское значение у некоторых единиц лексикона может быть либо полностью утраченным, как, например, у артиклей, либо настоль­ко размытым, нечетким, что возможность его выделения и опи­сания весьма условна, как, например, у предлогов, частиц, со­юзов. В-пятых, система лексических значений идиоэтнична,то есть специфична для каждого языка, а система грамматических значе­ний носит более или менее универсальный характер. Действитель­но, такие грамматические значения, как «предметность», «дей­ствие», «признак предмета» или «признак действия», должны присутствовать в любом языке. В то же время широко известно то, что в лексиконах различных языков по-разному выделяются об­ласть денотатов и область сигнификатов. В-шестых, понятие лек­сического значения применимо лишь к единицам лексического уровня, в то время как понятие грамматического значения не обя­зательно связано лишь со словами — грамматическое значение охватывает и область синтаксиса, играя в нем роль базовой семан­тики предложения.

Таким образом, грамматическое значение есть содержательная сущность, объединяющая группы слов и типы предложений на основе неких обобщенных семантических параметров, таких, как «предметность», «действие», «акциональность», «статальность» и т.п.

С грамматическим значением тесно связана грамматическая форма. При этом важно отметить, что, имея дело с грамматиче­ской, а не с морфологической формой, или просто формой, мы имеем дело с понятием содержательным, а не формальным. В са­мом деле, возможен двоякий подход к внешней стороне лингви­стических единиц. С одной стороны, внимание исследователя мо­жет быть сосредоточено на морфологической структуре слова,на механике соединения морфем внутри него, на, так сказать, тех­нических способах генерирования словоформы, а с другой — на том, с какого рода грамматическим значением или созначением мы сталкиваемся, рассматривая данную форму.

Средства передачи грамматического значения. Следует помнить, что всякое содержание должно быть так или иначе выражено, то есть должны существовать опре­деленные приемы, или механизмы, выражения содержательной стороны языка, в частности его грамматических аспектов. Эти приемы получили название грамматические способы. Все грамма­тические способы можно разделить на два основных типа — син­тетические и аналитические, в зависимости от того, имеют ли место формальные изменения внутри слова или вне его. Кроме того, грамматические способы можно подразделить на широко представленные, продуктивные, типичные для данного языка и нетипичные, сравнительно мало представленные в данном языке. К числу синтетических грамматических способов в современном английском языке относятся следующие.

1.Внешняя аффиксация. Этот грамматический способ предпола­гает присоединение к корню слова аффиксов. В английском языке с помощью аффиксации образуются множественное число суще­ствительных,формы прошедшего времени и при­частия II правильных глаголов,формы герундия и Причастия I и некоторые другие.

2.Внутренняя флексия.Внутренняя флексия является граммати­чески значимым фонетическим чередованием в корне слова. С по­мощью внутренней флексии в английском языке образуются основные формы подавляющего большинства неправильных глаго­лов, а также числовые формы некоторых имен существительных. Учитывая высокую частотность
подобного рода форм в английской речи, этот грамматический способ может быть охарактеризован как широко распространенный, однако его нельзя назвать продуктивным, поскольку он представляет собой реликт древних языковых состояний и новые лек­сические единицы, пополняющие вокабуляр английского языка, ему не следуют, предпочитая другие, продуктивные модели.

3. Супплетивизм.Супплетивный способ заключается в образовании форм слов от разных корней и представлен в английском языке еще менее репрезентативно, чем внутренняя флексия. С по­следней его роднит то, что его корни также глубоко лежат в исто­рии языка. Однако в отличие от внутренней флексии случаи суп­плетивизма единичны.

4. Ударение.Внутрисловное ударение как грамматический спо­соб относится к тем случаям, когда с его помощью меняется частеречная принадлежность слова. Данный грамматический способ также явля­ется непродуктивным для английского языка и ограничивается очень узким набором лексем.

К аналитическим способам относятся следующие.

1. Так называемые вспомогательные глаголыпри образовании аналитических форм глагола. Этот грамматический способ является чрезвы­чайно широко распространенным и продуктивным в английском языке, хотя на ранних стадиях его существования не использо­вался.

2. Порядок слов.Порядок слов для английского языка в силу чрезвычайной бедности его флективной морфологии есть очень важный и часто используемый грамматический способ.

3.Внешняя категоризация.Внешняя категоризация представляет собой важный и довольно широко распространенный в англий­ском языке способ, который заключается в том, что граммати­ческая природа слова выявляется посредством соотнесенных с ним в речевой цепи элементов.

4.Редупликация.Редупликация, или удвоение, — очень древний грамматический способ, и по сей день широко представленный в некоторых языках, однако для современного английского языка
он в высшей степени малопродуктивен и малоупотребителен. В ан­глийском языке редуплицируют, как правило, наречия.

Аналитические формы внешне похожи на словосочетания, и поэтому важно указать на некоторые критерии их распознавания:

1)Общее грамматическое значение складывается из сочетания всех компонентов, составляющих данную форму; вспомогательный глагол передает более частные внутрипарадигматические значения лица и числа (если эти значения отражены в форме), но общее видовременное, залоговое и модальное значение складывается только из всех компонентов вместе. Вместе с тем, каждый компонент, взятый в отдельности, не несет информации об общем значении формы.

2)Аналитические формы исторически сложились из синтаксических сочетаний, в основном из определённых типов составного сказуемого. Они превратились в аналитические формы только тогда, когда их грамматическое объединение стало настолько тесным, что синтаксические отношения между ними исчезли. Отсюда следует весьма важный вывод: между компонентами аналитической формы не может быть синтаксических отношений.

3)Синтаксические отношения с окружением в тексте возможны только для всей формы в целом; компоненты форм в отдельности не могут иметь синтаксических отношений порознь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...