КОНСТИТУЦИЯ ИНДИИ (Общая характеристика).
А.А. Мишин. Государственный строй Индии. – М., 1956. –С. 26-30. КОНСТИТУЦИЯ ИНДИИ (Общая характеристика). Ныне действующая индийская Конституция является документом огромной исторической важности, так как она юридически завершила процесс становления Индии как суверенной демократической республики. Конституция была выработана и принята Учредительным собранием, созданным в 1946 году по решению миссии английского кабинета. Эта же миссия выработала рекомендации, которые должны были быть положены в основу Конституции будущего доминиона Индия* (*Доминионами называются государства, бывшие ранее английскими колониями, а ныне являющиеся членами Британского содружества наций. Юридическим выражением связи доминионов с Англией является, в частности, то, что английский король (королева) считается также королем (королевой) доминионов). Однако события августа 1947 года сорвали эти планы. Учредительное собрание, созданное на основе английского закона и имевшее ограниченные функции, после вступления в силу «Акта о независимости Индии 1947г.» стало суверенным демократическим органом. Основное направление работы Собрания было определено исторической «Резолюцией о целях», предложенной Дж. Неру, пункт первый которой гласил: «Настоящее Учредительное собрание объявляет о своем неизменном торжественном решении провозгласить Индию независимой суверенной республикой и выработать для ее управления Конституцию». Резолюция также содержала целый ряд предложений, которые были положены в основу Конституции. В августе 1947 года был создан Комитет по проекту Конституции, который к 1949 году выработал текст Конституции, окончательно утвержденный Собранием 26 ноября 1949 г. Через два месяца, 26 января 1950 г., Конституция вступила в силу и Индия была провозглашена суверенной демократической республикой (С. 26).
По своему объему индийская Конституция является самой большой в мире. Она состоит из 22 частей, 395 статей, и в ее состав также входят 9 приложений к Конституции. Анализируя текст индийской Конституции, ее многочисленные статьи, можно наметить три основные задачи, которые она ставит и решает. Во-первых, Конституция законодательным путем оформляет уничтожение наследия колониального гнета. Она запрещает дискриминацию граждан на основе религиозных убеждений, расовой и кастовой принадлежности, пола или места рождения. Она отменяет кастовую систему, а также основное зло, порожденное ею,— неприкасаемость. Конституция отменяет какие бы то ни было титулы, запрещает торговлю людьми, а также принудительный и детский труд. Особого внимания заслуживает то, что Конституция не содержит ни единого слова, ни единого намека на какие бы то ни было связи Индии с Британским содружеством наций. Конституция не подтверждает ни одного из прежних решений, предусматривавших вхождение Индии на правах доминиона в Британское содружество наций. Во-вторых, Конституция установила в стране демократический режим и учредила в качестве формы правления парламентарную республику* (* Парламентарная республика—такая форма правления, при которой высшим законодательным органом является избираемый населением парламент, а высший исполнительный орган — правительство — назначается парламентом и ответственен перед ним). Конституций провозглашает основные демократические права и свободы, одновременно объявляя недействительными как прежние законы, противоречащие соответствующим положениям Конституции, так и будущие законы, если они нарушат основные демократические права и свободы граждан Индии (С. 27-28). Статья 19 Конституции провозглашает свободу слова и выражения мнений, право собираться мирно и без оружия, право создания ассоциаций и союзов, свободу передвижения и выбора места жительства, право приобретения, владения и распоряжения собственностью. В других статьях Конституции провозглашаются свобода совести, всеобщее избирательное право при тайном голосовании. Существенным элементом демократизма индийской Конституции является то, что она устанавливает целый ряд конституционных гарантий прав граждан. К числу их относятся уголовно-правовые и процессуальные гарантии, гарантия прав национальных меньшинств свободно развивать свою культуру, гарантия защиты интересов граждан Индии, их прав и свобод в судебном порядке. Вместе с тем следует сказать, что Конституция устанавливает предел осуществления всех прав и свобод, исходя при этом из интересов общества и государства. Для того чтобы дать представление о том, как решает Конституция этот вопрос, приведем пункт 2 статьи 19, представляющей собой поправку к Конституции, принятую в 1951 году. В нем говорится: «Ничто в подпункте (а) пункта (1) не помешает осуществлению какого-либо существующего закона и не воспрепятствует государству принять какой-либо закон, касающийся установления разумных ограничений прав, предоставляемых вышеуказанным подпунктом, в интересах безопасности государства, дружественных отношений с иностранными государствами, общественного порядка, благопристойности или морали, или в отношении неуважения к суду, диффамации или подстрекательства к преступлению».
Современная политическая действительность Индии свидетельствует о том, что провозглашенные Конституцией демократические права и свободы осуществляются гражданами Индии и соблюдаются органами государства в тех пределах и с теми ограничениями, которые установлены самой Конституцией (С. 28-29). - В-третьих, особенностью индийской Конституции является то, что она содержит целый раздел, посвященный различного рода декларативным (программным) положениям. Часть IV Конституции называется «Направляющие принципы государственной политики». В ней содержится целый ряд политических деклараций. Приведем некоторые из них; «Государство будет стараться способствовать благосостоянию народа возможно более эффективным обеспечением и защитой социального порядка, при котором справедливость социальная, экономическая и политическая будет наполнять воодушевлением все институты национальной жизни». Или, например, другое положение Конституции: «Государство приложит усилия, чтобы обеспечить соответствующим законодательством, или экономической организацией, или каким-либо иным путем всем рабочим — индустриальным, сельскохозяйственным и другим — работу, прожиточный минимум, условия работы, обеспечивающие приличный образ жизни и полное наслаждение досугом, а также социальными и Культурными возможностями, и, в частности, государство Приложит усилия, чтобы способствовать жилищному строительству в сельских местностях на индивидуальной и коллективной основе».
В части IV Конституции имеется целый ряд статей, провозглашающих следующие положения: мужчины и женщины имеют право на одинаковые средства к жизни, осуществление контроля над собственностью и материальными ресурсами общества в интересах общественного блага, воспрепятствование концентрации богатств и орудий производства в ущерб обществу, провозглашение принципа «равная плата за равный труд», охрана здоровья и работоспособности рабочих — мужчин и женщин, защита детства и юности против эксплуатации, а также против моральной и материальной заброшенности, право на работу, образование и общественную помощь, право на справедливые человеческие условия работы, помощь материнству, введение обязательного образования для детей, защита экономических и иных интересов отсталых каст и племен, поднятие уровня питания, организация сельского хозяйства и животноводства на научной основе, отделение судебной власти от исполнительной, способствование международному миру и безопасности (С. 29-30). Однако все эти положения, записанные в Конституции {сформулированные в качестве ее статей, являются декларативными, так как государство не обязано осуществить их немедленно и нельзя требовать исполнения этих положений Конституции через суд. Статья 37 говорит: «Положения, содержащиеся в этой части, не будут осуществляться через суд, но принципы, ими провозглашенные, являются тем не менее основополагающими в управлении страной, и долг государства будет состоять в применении этих принципов при издании законов».
Наличие в Конституции Индии целого ряда декларативных, программных положений, демократических по своему характеру, рассматривается в индийской политической и юридической литературе как программа деятельности государства. Естественно, что это является дополнительным свидетельством демократического характера Конституции Индии. Конституция является важнейшим завоеванием индийского народа в национально-освободительной антиимпериалистической борьбе и представляет собой основу для развития Индии по пути демократии в ближайшем будущем (С. 30).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|