Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические типы собеседников

Тема 1.3. Общение в сестринском деле

Знать:

· Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки.

· Понятие, виды, функции, уровни общения.

· Типы общения: вербальное и невербальное.

· Каналы общения (написанные слова, символы), неречевое общение (мимика, жесты), речевое сообщение.

· Техника и приемы общения.

· Зоны комфорта при общении.

· Факторы, способствующие и препятствующие общению.

· Правила эффективного знакомства с пациентом.

 

Материалы контроля для исходного уровня знаний

Выбрать один правильный ответ

  1. Установление контакта между людьми – это общение

1) да

2) нет

  1. Коммуникация – это передача информации от одного человека другому

1) да

2) нет

  1. К каналам общения относится все, кроме устного общения

1) да

2) нет

  1. Речевой метод общения - визуальный

1) да

2) нет

  1. Внутриличностное общение – это общение между двумя личностями

1) да

2) нет

Эталоны ответов

  1. 1
  2. 1
  3. 2
  4. 2
  5. 2
Термины Определение
Общение Сложный, многоплановый процесс уста­новления и развития контакта между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включаю­щий в себя обмен информацией, воспри­ятие и понимание другого человека.
Коммуникация Обмен информацией между индивидами через посредство общей для них знакомой системы.
Коммуникатор Человек, передающий информацию.
Респондент Человек, получающий информацию.
Вербальное общение Общение при помощи слова, речи.
Невербальное общение Общение при помощи мимики, жестов, осанки, позы вместо слов.
Кинетика Жесты, мимика, пантомимика.
Паралингвистика Голос, плач, смех, темп речи.
Проксемика Пространство, время.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Внутриличностное
Общественное
Общение сложный процесс установления контакта между людьми, включающий в себя обмен информацией
Уровни общения
Межличностное  


Внутриличностное – это внутренняя речь, мысленная "беседа" с самим собой, когда формируются идеи, вырабатываются планы, идет подготовка к диалогу. Например, сиделка сформулировала фразу "Уже девять часов, пора измерить давление" – эти слова не произнесены вслух, они остаются внутри.
Межличностное – наиболее распространенный вид общения (диалог, полилог), когда в беседе участвуют двое или более. Скажем, врач задает сиделке определенные вопросы о самочувствии больного, а та отвечает и рассказывает о том, что с ним происходило вечером, ночью и т.п. Или семья больного приходит, чтобы послушать рассказ сиделки о состоянии пожилого больного, задавая по ходу некоторые вопросы.
Массовое (общественное) – выступление одного человека, обращенного к большой аудитории. Например, сиделка в аудитории рассказывает студентам мед. факультета о том, как вел себя больной.
Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми!!!

Технические приемы общения

  • Отправитель – тот, кто формулирует и передает информацию.
  • Сообщение – посылаемая информация.
  • Путь (канал) – внешнее оформление отправляемого сообщения: устная речь, письменная речь, неязыковые методы – мимика, жесты, позы.
  • Адресат – человек, получающий сообщение.
  • Подтверждение – уведомление, что сообщение получено и воспринято.

Каналы общения:
Устная речь — получатель ее слышит.
Неречевое сообщение — это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит.
Письменное сообщение — слова и символы, которые получатель прочитывает.

В некоторых случаях используют несколько каналов общения. Например, устная речь, а затем письменное сообщение или устная речь, мимика, жесты и поза одновременно. Вопросы, которые задают отправитель и получатель информации, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэффективным.

Психологические типы собеседников

Интровертивный собеседник. Такой человек по натуре молчалив, не любит обсуждений своих и чужих личных дел, склонен к разговорам на конкретные или отвлеченные темы. Человек такого типа очень ответственный в дружбе и партнерстве, поэтому легко уязвим насмешками и обидами. С инторовертами следует вести разговор очень корректно.

Экстравертивный собеседник. Люди такого типа дружелюбно настроены и принимают активное участие в разговоре. Очень чувствительны к мнению окружающих и для привлечения внимания к себе способны на странные и причудливые высказывания. Экстраверты проявляют большой интерес к окружающим, их мыслям и поступкам. Однако взамен ждут такого же внимания к себе. Беседа с ними проходит дружелюбно и непринужденно.
Доминантный собеседник всегда намерен на свое превосходство. В общении использует влияние и воздействие на другого, не тактичен и не проявляет взаимопонимания. Слушает только себя, склонен перебивать собеседника на полуслове. Трудно общается с людьми своего типа, но на подсознательном уровне способен уважать такого как он.
Общаясь с человеком доминантного типа, дайте ему возможность проявления своих качеств и при этом спокойно настаивайте на своей точке зрения.
Недоминантный собеседник, напротив, в разговоре проявляет чуткость, тактичность и уступчивость. При психологическом давлении становится растерянным и неуверенным в себе. Для преодоления психологической зависимости недоминантному собеседнику нужна поддержка.
Мобильный собеседник. Человек такого типа не приемлет однообразной и скучной беседы, будет стремиться оживить ее. Для него важным является уловить смысл сказанного и не интересуют правила диалога, легко завершает разговор. Торопится в своих высказываниях и порй затрудняется закончить фразу. Начать вести диалог с мобильным собеседником лучше вего темпе и постепенно замедлить разговор и перевести в нужном направлении.
Ригидный собеседник в общении очень внимателен, вдумчив, старается как можно точнее передать смысл сказанного. Склонен к обиде, если его не дослушали до конца. Он считает такое оношение к разговору несерьезным.
Может говорить очень долго, вдаваясь в подробности, даже если тему разговора уже обсудили.
Из вышесказанного следует, что при всей своей индивидуальности собеседники объединяются в определенные психологические типы. Однако следует знать, что каждый человек склонен проявлять качества разных психологических типов в зависимости от ситуации.

Агрессивное общение

Напористость, каким бывает стиль общения агрессивных личностей - это проявление заинтересованности только в отстаивании своих взглядов и идей и игнорирование правами и взглядами другого человека. Такой человек хочет "быть наверху" и столкнуть вниз других. Такой тип может говорить покровительственно или с сарказмом, он может высказать презрение или оскорбить.

Пассивное общение

При таком стиле общения вы не можете постоять за себя, отстоять свои воззрения и идеи. Как и в случае агрессивного поведения, пассивное поведение оборачивается против вас. Вашим девизом оказывается: "Я проигрываю - ты выигрываешь" и "Мне плохо - тебе хорошо".

Восприимчивое общение

Вы признаете права и возможности других, не отказываясь и не ограничивая собственные.

ТИП ОБЩЕНИЯ

 


· Внешний вид, манера держаться, одежда · Выражение лица, мимика, жесты · Положение тела в пространстве по отношению к пациенту · Время общения · Паралингвистические эффекты
«Таблетки, микстуры и теплое слово, Горчичники, банки и нежное слово, Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова, Без нежного слова – не лечат больного!»
ВЕРБАЛЬНЫЙ НЕВЕРБАЛЬНЫЙ

Вербальное общение – наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми

Беседа с пациентом целая наука и настоящее искусство. Овладеть им можно при наличии:

· высокой культуры профессиональной речи;

· глубоких знаний по специальности;

· владении литературным языком;

· грамотности излагать свои мысли;

· правильно формулировать вопросы к пациенту;

· отсутствия профессионального жаргона, словесного мусора.

Невербальное общение – представляет собой достоверное выражение чувств. Внешний вид, манера держать себя и одежда – они отражают личность медицинского работника, степень его заботы, внимания к больному, способность сопереживать.

Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это приятно для больных». Выражение лица, мимика и жесты («язык тела») – необходимо строго контролировать свои жесты и мимику, общаясь с пациентом.

Положение тела в пространстве по отношению к пациенту (проксемика) – необходимо соблюдать дистанцию «психологического комфорта:

  • сверхинтимная зона общения – проникновение в организм пациента (проведение клизмы, зондирования, катетеризации мочевого пузыря и др.) – от 0 до15 см;
  • интимная зона общения – (манипуляции, связанные с уходом за телом пациента, сменой одежды и др.) - от 15 до 45 см;
  • Личная зона общения – (беседа, оценка состояния и др.) - от 45 до 120 см;
  • Социальная зона общения – от 120 см до 300 см;
  • Общественная зона общения – более 300 см.

Время общения – правильно выбранное время.

Отсутствие суеты и торопливости располагает пациента к более доверительным и откровенным отношениям с сестрой.

Паралингвистические эффекты – это также элементы невербального общения:

Дикция;

Паузы; Скорость речи;

Интонация;

Возгласы и восклицания;

Тон, звучность, тембр голоса;

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...