Психологические типы собеседников
Тема 1.3. Общение в сестринском деле Знать: · Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. · Понятие, виды, функции, уровни общения. · Типы общения: вербальное и невербальное. · Каналы общения (написанные слова, символы), неречевое общение (мимика, жесты), речевое сообщение. · Техника и приемы общения. · Зоны комфорта при общении. · Факторы, способствующие и препятствующие общению. · Правила эффективного знакомства с пациентом.
Материалы контроля для исходного уровня знаний Выбрать один правильный ответ
1) да 2) нет
1) да 2) нет
1) да 2) нет
1) да 2) нет
1) да 2) нет Эталоны ответов
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Внутриличностное – это внутренняя речь, мысленная "беседа" с самим собой, когда формируются идеи, вырабатываются планы, идет подготовка к диалогу. Например, сиделка сформулировала фразу "Уже девять часов, пора измерить давление" – эти слова не произнесены вслух, они остаются внутри. Технические приемы общения
Каналы общения:
В некоторых случаях используют несколько каналов общения. Например, устная речь, а затем письменное сообщение или устная речь, мимика, жесты и поза одновременно. Вопросы, которые задают отправитель и получатель информации, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэффективным. Психологические типы собеседников Интровертивный собеседник. Такой человек по натуре молчалив, не любит обсуждений своих и чужих личных дел, склонен к разговорам на конкретные или отвлеченные темы. Человек такого типа очень ответственный в дружбе и партнерстве, поэтому легко уязвим насмешками и обидами. С инторовертами следует вести разговор очень корректно. Экстравертивный собеседник. Люди такого типа дружелюбно настроены и принимают активное участие в разговоре. Очень чувствительны к мнению окружающих и для привлечения внимания к себе способны на странные и причудливые высказывания. Экстраверты проявляют большой интерес к окружающим, их мыслям и поступкам. Однако взамен ждут такого же внимания к себе. Беседа с ними проходит дружелюбно и непринужденно.
Агрессивное общение Напористость, каким бывает стиль общения агрессивных личностей - это проявление заинтересованности только в отстаивании своих взглядов и идей и игнорирование правами и взглядами другого человека. Такой человек хочет "быть наверху" и столкнуть вниз других. Такой тип может говорить покровительственно или с сарказмом, он может высказать презрение или оскорбить. Пассивное общение При таком стиле общения вы не можете постоять за себя, отстоять свои воззрения и идеи. Как и в случае агрессивного поведения, пассивное поведение оборачивается против вас. Вашим девизом оказывается: "Я проигрываю - ты выигрываешь" и "Мне плохо - тебе хорошо". Восприимчивое общение Вы признаете права и возможности других, не отказываясь и не ограничивая собственные. ТИП ОБЩЕНИЯ
Вербальное общение – наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми Беседа с пациентом целая наука и настоящее искусство. Овладеть им можно при наличии: · высокой культуры профессиональной речи; · глубоких знаний по специальности; · владении литературным языком; · грамотности излагать свои мысли; · правильно формулировать вопросы к пациенту; · отсутствия профессионального жаргона, словесного мусора. Невербальное общение – представляет собой достоверное выражение чувств. Внешний вид, манера держать себя и одежда – они отражают личность медицинского работника, степень его заботы, внимания к больному, способность сопереживать. Гиппократ указывал, что «следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это приятно для больных». Выражение лица, мимика и жесты («язык тела») – необходимо строго контролировать свои жесты и мимику, общаясь с пациентом. Положение тела в пространстве по отношению к пациенту (проксемика) – необходимо соблюдать дистанцию «психологического комфорта:
Время общения – правильно выбранное время. Отсутствие суеты и торопливости располагает пациента к более доверительным и откровенным отношениям с сестрой. Паралингвистические эффекты – это также элементы невербального общения: Дикция; Паузы; Скорость речи; Интонация; Возгласы и восклицания; Тон, звучность, тембр голоса; ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|