Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология экономического обоснования

Инвестиционных проектов

В современной экономике инвестиционные процессы приобретают все большее значение, а инвестиционная деятельность становится одной из перспективных сфер экономических отношений. Поэтому для участника ВЭД важно владеть инструментами экономического обоснования инвестиционных проектов.

СЛАЙД 14. Определение ИП
Инвестиционный проект - это часть раздела бизнес-плана производственного предприятия, в котором отражается порядок получения и использования инвестиций, направляемых на капитальные расходы по созданию основных фондов, строительство, реконструкцию и расширение предприятия и т.д.

Как экономическая категория «инвестиционный проект» – это одна из важнейших составляющих предпринимательства и представляет собой систему документов, процедур, организационных мероприятий, необходимых для реализации поставленной задачи.

СЛАЙД 15. Типология ИП
Для того чтобы отнести инвестиционные проекты к бизнес-процессу основной деятельности, некоторые зарубежные компании классифицируют проекты в соответствии с их типом:

1. Замена оборудования с целью поддержания бизнеса.

2. Обновление оборудования с целью сокращения затрат.

3. Расширение производства продукции.

4. Производство новой продукции с целью выхода на новые рынки сбыта.

5. Проекты по охране труда и/или защите окружающей среды. Для соответствия требованиям нормативных документов, трудовых соглашений или условиям страхования.

6. Проекты, связанные с НИОКР (научными исследованиями и опытно- конструкторскими разработками). Для получения конкурентных преимуществ.

7. Долгосрочные контракты. С целью выполнения работ или оказания услуг вытекающих из обязательств по соответствующим договорам.

8. Прочее. Создание основных фондов, офисных зданий, содержанием транспорта и т.д.

Для принятия решений, связанных с заменой оборудования, инвестициями в активы уже существующих организаций требуется производить простые вычисления на основе относительно небольшого количества исходных данных.

В то же время, такие проекты как, замена оборудования с целью сокращения издержек, расширению производственных линий, производство новых товаров требуют более тщательного исследования и подробного анализа соответствующего размеру инвестированного капитала.

Рассмотрим пять основных этапов осуществления инвестиционной деятельности.

Все мероприятия, по осуществлению инвестиционного проекта, являются первоначальным этапом инвестиционной деятельности компании. Инвестиционная деятельность, это более объемная отрасль экономической деятельности всех субъектов, которая в свою очередь включает несколько последовательных этапов:

СЛАЙД 16. Этапы ИП
1. Формулировка проекта. На этом этапе руководство компании анализирует текущее финансовое состояние своего бизнеса и формулирует убедительную аргументацию необходимости осуществления капитальных затрат с целью реализации своей идеи или требований акционеров.

2. Разработка (подготовка) проекта. Включает уточнение и совершенствование плана проекта во все его измерениях – маркетинговом, техническом, финансовом, экономическом, организационном и др. Особенностью этого этапа является поиск и сбор исходной информации, достоверность которой влияет на правильность принятия решения о проекте.

3. Экспертиза проекта. Желательный этап, проводимый инвесторами перед вложением денежных средств в реализацию проекта. Он проводится в зависимости от источника капитала либо самостоятельно, например, инвестиционными банками, либо с помощью консалтинговых фирм.

4. Реализация проекта. Заключается в мониторинге текущей деятельности проекта и контроля со стороны надзорных органов инвестора. Он включает в себя оценку и контроль достаточности денежных потоков, генерируемых проектом и обеспечения желаемой отдачи на капитал.

5. Оценка результатов. Завершающая стадия проекта. Оценивается реальная обратная связь между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Определяет существенный вклад в опыт разработчиков проектов по разработке и осуществлению проектов в будущем.

Таким образом, мероприятия, посвященные разработке инвестиционного проекта, включают большую работу по поиску показателей всех бизнес-процессов проекта, приведению их в абсолютные стоимостные значения, прогнозированию отклонений изучаемых параметров от приемлемых норм, оценке вероятности появления таких отклонений и степени влияния таких отклонений на эффективность проекта с точки зрения получения достаточной прибыли.

Существует несколько этапов, позволяющих дать оценку экономической эффективности инвестиционных проектов и обоснованности принятия решения на их реализацию. Содержание каждого отражено в таблице 1.

СЛАЙДЫ 17-18. Методика проведения анализа экономической эффективности инвестиционных проектов
Таблица 1 – Методика проведения анализа экономической эффективности инвестиционных проектов

Название этапа Содержание
Предварительный анализ Оценка способности компании в принципе осуществить задуманную идею. Он включает в себя анализ современной деятельности компании на основе текущей бухгалтерской отчетности, анализ её деятельности на рынке сбыта, определение сравнительного положения в отрасли.
Коммерческий (маркетинговый) анализ Анализ рынка спроса, конкурентной среды, ценовой политики компании. Он основан на разработке и представлении руководству компании маркетингового плана дальнейшего развития компании в своей отрасли.
Технический анализ Этот этап включает определения всех качественных показателей технических средств, технологий или производственных процессов, подходящих кадров, доступности источников сырья для производства продукции необходимых для осуществления проекта.
Финансовый анализ Это самый трудоемкий и объемный коэффициентный анализ. Он основан на оценке показателей финансовой отчетности компании за предыдущий период (за 5 предыдущих лет) и текущей основной деятельности, анализе её безубыточности, прогнозировании прибылей компании.
Экономический анализ На этом этапе оценивается инвестиционный проект, с точки зрения способности увеличивать размер инвестированных на его реализацию денежных средств. Он основан на применении следующих методов: метод окупаемости; метод срока окупаемости; метод чистого приведенного значения (Net Present Value, NPV) величины чистой прибыли генерируемой проектом; метод внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) процентного показателя рентабельности; метод модифицированной внутренней нормы доходности (Modified IRR, MIRR) с учетом стоимости заимствований; Расчет индекса рентабельности (Profitability Index, PI) на единицу денежных средств, затраченных на проект; Анализ денежного потока проекта при составлении его бюджета на основе выше перечисленных критериев.
Институциональный анализ Оценивает возможность успешного функционирования инвестиционного проекта с учетом сложившейся политической обстановки, законодательной деятельности, налогового режима, т.е производится оценка внутренних и внешних условий, которые будут сопровождать проект на протяжении всей его жизни.
Анализ риска Это заключительный этап, определяющий результат проекта с учетом возможных отклонений исходных величин от их ожидаемых значений. На основе этого анализа приводится окончательное заключение руководством о принятии проекта к дальнейшей реализации. Данный анализ состоит из нескольких методов: 1) метод корректировки нормы дисконта; 2) анализ чувствительности критериев эффективности (NPV, IRR и др.); 3) метод сценариев; 4) анализ вероятностных распределений потоков платежей; 5) дерево решений; 6) метод Монте Карло (имитационное моделирование) и др.

 

В заключении подведем итог:

Во-первых, инвестиционная деятельность, это более объемная отрасль экономической деятельности всех субъектов, которая в свою очередь включает несколько последовательных этапов: формулировка проекта; разработка проекта; экспертиза проекта; реализация проекта; оценка результатов проекта.

Во-вторых, мероприятия, посвященные разработке инвестиционного проекта, включают большую работу по поиску показателей всех бизнес-процессов проекта, приведению их в абсолютные стоимостные значения, прогнозированию отклонений изучаемых параметров от приемлемых норм, оценке вероятности появления таких отклонений и степени влияния таких отклонений на эффективность проекта с точки зрения получения достаточной прибыли.

 

 

СЛАЙД 19. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобальная цель ВЭД предприятия – максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда – реализуется за счет ряда подцелей:

- расширения сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;

- минимизации издержек производства и удельных затрат на единицу продукции при оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка;

- снижения издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта (создания собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использования специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применения комбинированных схем);

- обеспечения потребностей в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий, оборудования и ноу-хау, привлечения инжиниринговых услуг для производственных нужд исходя из их уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка;

- продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса;

- обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации;

- минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;

- повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств;

- повышения эффективности вложения капитала прежде всего в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений;

- переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;

- выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.

При этом экономические интересы предприятия формируются в соответствии с законодательно закрепленными принципами осуществления ВЭД: с одной стороны, предприятия самостоятельны в принятии своих решений по выходу на внешние рынки, выбору организационно-правовой формы, партнеров, определении цен и объемов поставок, а с другой – их ВЭД должна учитывать требования национальной экономической безопасности страны. И, наконец, при принятии управленческих решений необходимо владеть методологий экономического обоснования принятых решений.

 

Список источников

Основная литература

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Л. Е. Стровского. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 503 с.

 

Дополнительная литература

1. Матвеева, О. П. Организация внешнеторговой деятельности: учеб. пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2016. – 240 с.

2. Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Электронный ресурс]: учебник / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. Г. Шаблова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 503 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23897

Автор Н.В. Мозолева

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...