Знакомство с ТРИЗ, или как надо изобретать
Вспоминается один старый фантастический рассказ. На далекую планету опустился корабль землян. Три года длился полет, и вот теперь усталый экипаж с любопытством поглядывал в иллюминаторы. Рядом с кораблем стояли три удивительных предмета. Они поразительно напоминали старинные прабабушкины сундуки -такие же окованные медной лентой крышки с заклепками, шершаво окрашенные бока и огромные навесные замки. Экипаж окружил сундуки и с удивлением стал их рассматривать. Командир связался с Землей и доложил ситуацию. Центр управления полетами после некоторого замешательства сообщил, что никогда наши прабабушки не посещали эту планету и что такая ситуация не предусмотрена ни одной инструкцией. Командиру рекомендовалось действовать по собственному усмотрению. ... Прервем здесь изложение и попробуем представить себя на месте этого командира. Как бы вы поступили? Все, кому предлагалась эта задача, давали почти однотипные ответы. Вначале, считали многие, надо вскрыть один сундук и посмотреть — что там? Вы так же подумали? Но после того как был сбит замок, сундук на глазах у всех стал испаряться и вскоре вовсе исчез без следа. Из трех осталось два. Следующие ваши действия? Ну что ж, многие из вас наверняка предложат затащить сундуки в корабль и отправить их на Землю. Но как только сундук стали поднимать по трапу, он вдруг размягчился и, превратившись в жидкость, стек в песок. Быстро взяли песок на анализ, но ничего кроме кварца в нем не нашли. Остался последний сундук. Что будете делать? Уверен: вот теперь вы надолго задумались. И предлагаете изучить более внимательно внешний вид сундука, не трогая его, сфотографировать, попытаться понять какие-то его особенности, закономерности окружающей среды и т. д.
Фантастический рассказ заканчивался тем, что эти так называемые сундуки были одной из форм местной жизни с высочайшим уровнем цивилизации. Они появились у корабля, чтобы изучить пришельцев и, если те окажутся разумными существами, открыть им свое содержимое и подарить все свои знания. Но, увы, у землян не хватило интеллекта, чтобы допустить мысль о том, что кто-то может быть умнее их. Не поступаем ли и мы так с окружающим миром, считая, что на все имеем право, что все кругом наше и как решим, так оно и будет? Величайшее заблуждение, порожденное эгоцентризмом человека. Кстати, все ранее упомянутые методики творчества несут на себе именно эту самую печать эгоцентризма. Расшифруем это слово. Эгоцентризм — это отношение человека к себе как к центру Вселенной. Иначе говоря, это высшая форма эгоизма. Действительно, решая задачу, мы в первую очередь думаем только о себе и погружены в свое мышление. Нас не интересует, как «живут» изменяемые нами системы, каким законам они подчиняются, что их связывает между собой. Настоящий эгоцентризм! Игнорирование законов изменяемых систем и является основной причиной неэффективности известных методик. Психология как наука о закономерностях и формах психической деятельности человека тоже мало чем может помочь изобретателю, ибо она изучает изменения во внутреннем мире человека, его субъективные переживания, а не изменения объективных природных элементов. Философы давно определили, что техника — это видоизмененный элемент природы. Действительно, первая мотыга, которую человек взял в руки, представляла собой загнутую ветку дерева, которой удобно было рыхлить землю в поисках съедобных корней. Видоизменяясь, естественная мотыга приобрела форму лопаты и удобную рукоятку. А когда появился двигатель, эта лопата превратилась в экскаватор — сложную техническую систему.
А наше жилище? Сегодня это сложнейший набор механических, гидравлических, электрических и прочих систем. А ведь вначале была просто пещера — природный элемент, который человек начал видоизменять, устроив очаг, вырубив полати и ступени, повесив полог. Токарный резец был вначале обычным ножом, который когда-то изготавливали из каменных пластин или из клыков и когтей хищников, т. е. опять же из природных элементов. Подобные превращения претерпели и одежда, и посуда, и орудия труда, в общем все то, что нас окружает сегодня и что мы называем технической системой. Кроме того, можно сказать, что техника — это еще и часть самого человека, точнее продолжение его органов. Взятая в руку палка — продолжение нашей руки — помогла дотянуться до высоко висящего на дереве яблока. Ходули, лыжи, колеса велосипеда, автомобиля — это продолжение наших ног, которое позволяет быстрее преодолевать расстояния. Слуховой рупор, которым пользовались наши прадеды, а сейчас телефон, радиоприемник -это наши «технические уши», которые улавливают звуки за сотни и тысячи километров. Телевизор — это наши глаза, вынесенные в местность, где происходят какие-то интересные события, и т. д. Следовательно, техническая система — это не только видоизмененный элемент природы, но еще и средство для повышения возможностей человека. Как видим, объективное и субъективное тесно переплелось, образовав новый, ранее неизвестный мир, который живет и развивается по своим законам и закономерностям. Изучением этих законов, а также их использованием и занимается новая наука о творчестве — теория решения изобретательских задач — ТРИЗ. Основы ТРИЗ просты и понятны. Они легко усваиваются даже школьниками начальных классов. Но за этой простотой стоит мировой опыт тысяч изобретателей. Однажды было проведено своеобразное соревнование между профессиональными проектировщиками и школьниками из кружка юного изобретателя «Импульс» (г. Ангарск), в котором они изучали основы ТРИЗ. Обеим командам была предложена одна и та же задача — спроектировать теплицу с автоматическим проветриванием. При повышении температуры теплица должна выпускать перегретый воздух, а при понижении — не впускать холодный.
Команда взрослых разработала свой вариант: форточки теплицы соединялись с помощью сложной системы рычагов и валов с приводной станцией, которая включалась по сигналам ЭВМ и многочисленных температурных датчиков, расположенных в разных точках теплицы. Это был сложный, дорогой, но, по мнению проектировщиков, единственно возможный вариант теплицы с автоматическим выпуском прогретого воздуха. Но вот развернули свои листы с рисунками теплицы школьники. В их теплице не было видно никаких механизмов, не было ЭВМ и многочисленных датчиков температур. Напротив, она стала проще, чем была, в ней исчезли даже форточки, которые надо было открывать и закрывать для проветривания. А как же теплица проветривается? — недоуменно спросил А она сама, когда надо, выпускает через себя перегретый воздух и не пропускает снаружи холодный,— ответил школьник, один из авторов проекта. Действительно, крыша теплицы была изготовлена из специальной прозрачной пористой пленки, которая при нагреве раскрывала свои поры и выпускала через себя горячий воздух, при охлаждении же эти поры закрывались, удерживая тепло. Это как кожа человека, поры которой на жаре расширяются, на холоде сжимаются. Современная химия позволяет получить такой искусственный термочувствительный материал. Да, решение было красивым и неожиданным, так что победили в соревновании юные изобретатели. В этой книге вы встретите еще не одно решение ребят и вместе с ними пройдете увлекательный путь от постановки изобретательской задачи до ее решения. Какие же основные шаги предусматриваются при решении изобретательской задачи по ТРИЗ? 1. Системный анализ. Выявление задачи из сложившейся ситуации и ее поэтапное уточнение путем проведения причинно-следственного анализа до обнаружения места первопричины - так называемой оперативной зоны. Формулирование идеального конечного результата для эле ментов, находящихся в оперативной зоне.
Выявление противоречий, мешающих достижению найден ного идеального решения. Уточнение противоречий и анализ их структуры. Разрешение противоречий путем задействования законов развития технических систем и решательных инструментов ТРИЗ. Основные решительные инструменты ТРИЗ: 1. Информационный фонд — набор эвристических приемов устранения технических противоречий, основные принципы разрешения физических противоречий, задачи-аналоги, физико-химические и геометрические эффекты. Вепольный анализ, рассматривающий взаимодействие веществ и энергий (полей) в системе и их изменения. Стандарты на основе вепольного анализа, указывающие конкретные пути восстановления работоспособности технической системы в соответствии с законами развития технических систем. Психологические операторы, предназначенные для ослабления инерции мышления и развития творческого воображения. Со всеми этими понятиями вы подробно ознакомитесь в разделах настоящей книги. Кроме того, в ТРИЗ входит и эффективно используется алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ. Это инструмент, который организует мыслительный процесс изобретателя при поиске нового технического решения путем задействования вышеперечисленных шагов и инструментов. Подробно о нем можно узнать из литературы [4, 5, 6, 10, 14]. А сейчас начнем знакомиться с конкретными разделами ТРИЗ.
РЯДЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Как по-разному мы думаем, когда решаем одну и ту же задачу! Вероятно, прав был грузинский мыслитель II века Исани Петри-ца, когда заметил: «Каждый познающий действует соответственно своей сущности». Допустим, предстоит построить деревенский дом. Печник будет видеть трубу, плотник — крышу, стекольщик — окна, каждый обращает внимание на то, в чем он специалист. Вероятно, так и должно быть, когда мы имеем дело со знакомой, неоднократно выполняемой работой. Но творческая работа требует системного мышления, которое охватывает взаимодействие всех систем между собой и на всех уровнях. Вспомним хотя бы работы талантливейшего литовского художника Чюрлениса. Большинство его картин выполнено, если так можно выразиться, в трехмерном пространстве, хотя в одной плоскости. Море на этих полотнах представлено зрителю в виде расположенных на переднем плане крупных морских капель, затем они преобразуются в морские глубины и, наконец, бесконечная ширь уходящей вдаль океанской поверхности. Каждую такую картину можно смотреть часами, и она будет все время казаться новой, потому что она многогранна и системна.
А что такое система в технике? Можно дать такое определение. «Система — это комплекс организованных в пространстве и времени взаимосвязанных между собой элементов, необходимых и достаточных для выполнения требуемой функции, которую определяет человек». Например, самолет--это достаточно сложный комплекс, состоящий из фюзеляжа, крыльев, хвостового оперения, двигателя, управления и т. д., которые взаимосвязаны друг с другом и совершают единую функцию — перемещение в воздухе. Это система? Конечно! А сейчас продолжим пример в чисто условном плане. Допустим, что в результате какого-то несчастного случая или аварии самолет развалился в воздухе и его осколки упали на землю. Это что — система? Конечно, нет. Эти осколки уже не выполняют прежней функции — летать. А вот для эксперта, который выехал на место катастрофы самолета, лежащие на земле осколки представляют собой систему, позволяющую выявить причину аварии. Итак, систему определяет сам человек в зависимости от нужной ему функции. Нам трудно понять или даже просто запомнить россыпь каких-то отдельных факторов или событий. Но если они выстраиваются в логически связанный сюжет, т. е. образуют систему и выполняют функцию, мы легко воспроизводим их в любой момент. Например, попробуйте запомнить следующие буквы: НКАЕТХИ. Тяжело, а главное непонятно, зачем. Но вот те же буквы, расположенные системно, с образованием слова ТЕХНИКА, запоминаются легко. Наша память легче воспринимает блочные понятия, поэтому эффективное мышление — это в первую очередь системное, блочное мышление. Вместе с тем мы должны четко понимать, что не существует ни в природе, ни в технике каких-либо обособленных систем. Любая из них является частью другой системы, которую называют уже надсистемой, а та, в свою очередь, и сама является частью другой, более крупной надсистемы. Этот ряд идет бесконечно вверх и вширь, охватывая необозримые пространства космоса. В то же время любая самая малая система состоит из ряда других, более мелких систем, называемых подсистемами. И этот путь вглубь, хотя и сужаясь, также является бесконечным, теряясь в микрокосмосе вещества. И все системы связаны между собой, причем эта связь становится все более жесткой при углублении в подсистему и все более свободной при уходе в надсистему. Но никогда взаимосвязь систем не исчезает полностью.
ПРИЗНАКИ ТАЛАНТА
Когда говорят об изобретателе, то часто употребляют сочетание «сильное мышление». Что же такое сильное мышление? Автор теории ТРИЗ Г. С. Альтшуллер так отвечает на этот вопрос: «Обычное мышление, когда человек видит только то, что дано в задаче. Если задача, допустим, связанная с деревом, и человек видит только это дерево. Сильное мышление — когда одновременно работают минимум девять мысленных экранов: человек видит систему, данную в задаче, надсистему, подсистему — три разных этажа. И на каждом этаже — прошлое, настоящее, будущее. То есть надо видеть не только дерево, но и лес, и клеточку дерева. И все это в развитии: прошлое, настоящее, будущее». Решая задачу, изобретатель должен одновременно держать в поле зрения все, что связано или может быть связано с ней.
Разумеется, это упрощенная схема. В действительности, как мы знаем, присутствует много этажей вверх и вниз от рассматриваемой системы, много экранов (систем) влево (далекое прошлое) и вправо (далекое будущее). При решении изобретательских задач методом проб и ошибок человек может лишь случайно, неосознанно использовать такой тип мышления. Но интуиция подводит гораздо чаще, чем принято об этом говорить. Многоэкранный (многосистемный) стиль мышления должен быть нормой изобретателя, рабочей схемой, построенной с учетом развития технических систем. Проиллюстрируем это положение небольшими примерами. Допустим, вы участвуете в проектировании одной из систем жизнеобеспечения космонавта. В эту систему входит и кварцевый резонатор, представляющий собой миниатюрную пластинку, которая выдает и поддерживает на определенном уровне необходимые сигналы. Ваша задача — сконструировать для этого резонатора специальную емкость, в которой бы всегда, при любых обстоятельствах, поддерживалась одна и та же температура. Резонатор очень чутко реагирует на колебания температуры, поэтому и нуждается в специальной защите. Вы начинаете изучать систему стабилизации температуры. По этому вопросу выпущена масса литературы и много апробированных хороших устройств. Поместите кварцевую пластинку в сосуд Дьюара с двойными теплоизолирующими стенками, снабдите его внутренней системой обогрева, блоком контроля, блоком регулирования, блоком... Стоп! Что-то невероятно усложнился и потяжелел наш кварцевый резонатор. Из одной пластинки он превратился в тяжелый чемодан, который должен носить космонавт. Что-то здесь неладно. Случилось это потому, что мы рассматривали порученную нам систему в отрыве от надсистемы, в которую он входит. А что там? Нет ли в надсистеме участков, имеющих стабильную температуру? Конечно же, это сам космонавт! Температура его тела всегда 36,5°. Это то, что нужно! Пластинку кварцевого резонатора нужно положить во внутренний карман костюма космонавта — и проблема решена. Кроме того, это решение имеет еще один плюс: если космонавт заболеет, т. е. у него повысится температура, об этом сразу же будет известно на Земле, так как частота сигналов изменится, и тогда будут своевременно приняты меры. Как видим, многоэкранный стиль мышления позволяет не только находить новые решения, но и делать их наиболее экономичными. Однажды на строительстве, где всегда что-нибудь случается, возникла очередная проблема. Когда был закончен второй этаж и уложены прочные плиты перекрытия, на которых будут стоять тяжелые станки, выяснилось, что обслуживающий стройку автокран, подающий поддоны с кирпичами, не дотягивается до третьего этажа. Стройка остановилась, надо было ждать, когда на соседней стройке освободится мощный автокран с более длинной стрелой. Если забрать его оттуда, значит, там люди будут сидеть без работы. Бригада не работала, ругая бестолковость работников отдела организации работ. Выход нашел бригадир. В обеденный перерыв он привел большой кран и с его помощью установил свой маленький кран на строящийся дом. Вся операция заняла не более двадцати минут. Работа на обоих объектах продолжалась. Что позволило найти такое решение? Системное мышление. Бригадир видел не только свой дом, кран, но и надсистему с ее возможностями. А вот эта история произошла с заслуженным изобретателем из Магнитогорска М. И. Шараповым. Ему поручили найти средство для предотвращения износа трубы, по которой транспортировались кислотосодержащие отходы. Порой проходило всего несколько недель, а трубы надо было уже менять, кислота проедала самые толстые стенки. Завод нес большие убытки. Институтами разрабатывались различные покрытия, но и они не спасали дело. Первое, что сделал М. И. Шарапов,— это проанализировал надсистему сброса всех отходов. Он обнаружил расположенную почти рядом другую трубу, по которой сбрасывались щелочные отходы. Эта труба, в отличие от кислотной, напротив, обрастала внутренней коркой так, что ее приходилось регулярно прочищать. Вы уже догадались, что сделал изобретатель? Конечно, он подключил трубы перекрестно. Теперь в каждой трубе одну неделю текла щелочная среда, а другую неделю — кислотная. Щелочь образовывала отложения, кислота их снимала. И так без конца. Заметьте, в обеих системах почти ничего не изменилось, но трубы стали безызносными, стоят до сих пор, не требуя ремонта. Талантливый изобретатель должен мыслить системно, глобально, а действовать локально и с малыми затратами, учитывая будущее, настоящее и прошлое.
С ДУМОЙ О БУДУЩЕМ
Что значит думать о будущем? Помните, Робинзон Крузо, решив выбраться со своего острова, свалил огромное дерево и несколько месяцев долбил из него лодку. Наконец он ее изготовил и только тут понял, что дотащить ее до берега не сможет. Так и стояла его лодка вдали от берега, укоряя своего создателя в несистемности мышления. А если бы Робинзон подумал о будущих проблемах, он наверняка выбрал бы другое дерево поменьше или перекатил бы свою заготовку, пока она еще круглая, поближе к берегу и там бы начал ее обрабатывать. Вспоминается одна из газетных публикаций, посвященных освоению Луны. Один из космических аппаратов должен был взять пробу грунта с обратной стороны Луны, в ее затемненной зоне. Для этого на корабле был предусмотрен прожектор для освещения лунной местности. Оператор, находясь на Земле, рассматривал поверхность и давал автомату команду на взятие той или иной пробы грунта. Вся система была отработана и неоднократно испытана в земных условиях. Сомнений в работоспособности всей системы не было. Единственно, что тревожило конструкторов — это механическая прочность колбы лампы прожектора. При стартовых перегрузках колба лампы иногда не выдерживала и ломалась у самого основания. Проектировать и испытывать новую колбу уже не было времени, до старта комплекса оставалось всего несколько дней. Подыскали соответствующую лампу от танковых прожекторов: они более стойко выдерживали вибрацию и перегрузки при ускорении, но были значительно тяжелее прежних. Конструкторы пришли согласовывать свое решение к генеральному конструктору. Выяснив, в чем дело, он спросил: «А зачем нужна колба в лампе?» — «Чтобы защитить спираль накаливания от взаимодействия с кислородом воздуха, иначе она быстро его рит»,— ответили конструкторы. «А на Луне есть воздух?» -снова спросил генеральный. И тут всем вдруг стало ясно, сколько лишних трудов они сделали, подыскивая нужную колбу для лампы. Налицо результат несистемного мышления, который, увы, очень часто присутствует в наших действиях. Думать о будущем это значит не делать ошибок в настоящем. С ДУМОЙ О НАСТОЯЩЕМ
Нити нашего бытия, наших дел и забот переплетены в многозвенном полотнище окружающего мира. Потянув за одну из них, мы приводим в движение сотни других. Все связано со всем. Еще древние говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду!» Действительно, если мы уничтожим на Земле растительность, то изменится и газовая атмосфера Земли как по качеству, так и по объему. Атмосфера скорее всего уменьшится, так как исчезнет кислород, вырабатываемый растениями. Можно сказать, что уменьшится диаметр Земли, а значит, увеличится скорость ее вращения. Вспомните вращающегося фигуриста на льду: прижатие рук к телу увеличивает скорость его вращения. По этой причине изменится общая динамика и траектория движения Земли в пространстве. А взаимодействующие с Землей и Солнцем ближайшие планеты и звезды вынуждены будут сдвинуться, перегруппироваться, чтобы уравновесить всю систему в целом. Воистину — трогая траву, не потревожь звезду! В этом примере заведомо сгущены краски, чтобы нагляднее показать взаимосвязь всех элементов, систем, в том числе и в технике, которые нас окружают. Любое изменение хотя бы малой детали в какой-либо машине влечет за собой изменения всех ее остальных частей — в надсистеме и подсистеме. Всем известны колесные тракторы типа «Беларусь». Это удобная, подвижная и многофункциональная машина в сельском хозяйстве. Несколько лет понадобилось, чтобы создать для одной из ее моделей легкий двигатель из алюминиевых сплавов. Двигатель поставили на серийную машину, и тут выяснилось, что передние колеса плохо «держат» дорогу. Легкий двигатель не в состоянии был своим весом плотно прижать колеса к земле, и при вспашке трактор в буквальном смысле «вставал на дыбы». Пришлось впереди двигателя на раме пристроить ряд чугунных болванок. Что же выиграли? А ничего. Только усложнили технологию изготовления двигателя и сделали дороже весь трактор. Это результат несистемного мышления конструкторов. В общем, как сказал Бернард Шоу, «узкая специализация в широком смысле слова ведет к широкой идиотизации в узком смысле этого слова».
С ДУМОЙ О ПРОШЛОМ
А что значит думать о прошлом системы? Прежде всего это не делать ошибок в будущем. Проследим сказанное на примере. Стационарные морские буровые установки представляют собой платформу, которая стоит на трех или четырех опорах-сваях, закрепленных на дне моря. Платформа достаточно высоко поднята над уровнем моря и несет на себе буровые станки, дизельные и компрессорные установки, каюты для обслуживающего персонала и все другие необходимые устройства. Такие буровые установки начинают все шире применяться в северных морях. Но если летом они работают нормально, то зимой возникает масса проблем. Главная из них — это обрастание платформы и ее опор льдом. Переохлажденные морские волны образуют на опорах многотонные ледяные глыбы, которые приходится ежедневно сбивать. Это очень трудная и опасная работа. Кроме того, ледяной покров моря под действием приливных сил постоянно «дышит», перемещаясь то вверх, то вниз. Если он захватит опоры платформы, возможна аварийная ситуация. Был объявлен конкурс на лучшую машину, которая скалывала бы лед с опор платформы. Появились десятки конструкций с ломами, граблями, скребками и прочими штуковинами. Некоторые из них были даже изготовлены. Их единственный недостаток состоял в том, что они не работали. Дело в том, что скалывающие органы в виде лома быстро обрастали глыбой льда и бесполезно елозили рядом с опорой. А в одном из американских патентов предлагалось вокруг платформы и каждой ее опоры разместить специальные механизмы в виде самоходных фрез. Устройство снабжалось мощными электродвигателями, которые круглосуточно вращали гигантские фрезы, строгающие льды. Это было хотя и запатентованное, но некрасивое, энергоемкое и сложное решение проблемы в лоб. Известно, что лед по прочности почти одинаков с бетоном и чтобы строгать его, потребуются колоссальные мощности. Эта задача разбиралась на одном из заседаний кружка юного изобретателя «Импульс». Вначале были рассмотрены и забракованы все имеющиеся решения, в том числе и американский патент. Анализируя предлагаемые конструкции, ребята пришли к выводу, что все они «крушили» следствия, но не причину. Продумывая ситуацию, кто-то из членов кружка вспомнил, что ранней весной, когда лед тонкий, его легко разрушить, а еще лучше -не допускать его образования на поверхности опоры. Но для этого нужна тепловая энергия. Где же ее взять? Оказывается, она в избытке имеется в надсистеме. Дизельные двигатели, стоящие на платформе и вращающие буровой инструмент, выбрасывают бесполезно в воздух десятки кубометров раскаленных выхлопных газов. Остается только опустить выхлопную трубу в воду рядом с опорой — и проблема решена. Выхлопные газы, поднимаясь вверх, не только обогревают опоры, но и, лопаясь на поверхности воды, постоянно перемешивают ее, не давая возможности образоваться монолитному льду. Если даже лед образуется, он будет весь пропитан выхлопными газами и представлять собой совершенно неопасную рыхлую массу. И хотя в результате мощность двигателя, стоящего на платформе, несколько теряется, выигрыш несомненен. Вот это-то решение с общего согласия и было оформлено заявкой на изобретение. Итак, если хотите быть изобретателем, помните следующее: Мир системен и состоит из нескончаемых рядов надсистем и подсистем. Все системы взаимосвязаны между собой. Изменение в одной из них влечет изменения во всех остальных. Жесткость (зависимость) связей увеличивается в сторону подсистем и ослабевает в сторону надсистем. Талантливое мышление человека включает в себя минимум девять экранов — систему, надсистему и подсистему в прошлом, настоящем и будущем времени. Видеть систему в будущем — это значит не делать ошибок в настоящем. Видеть систему в прош лом — это значит не делать ошибок в будущем. При решении изобретательской задачи нужно мыслить глобально, охватывая все системы и в пространстве, и во времени, а действовать локально, с минимальными затратами того же пространства и времени. А теперь задачи для самостоятельного решения. Задача № 1. Вы библиотекарь. У вас сотни активных читателей, которые ежедневно приходят за новыми книгами. Здание библиотеки старое, и потребовался его ремонт. Нужно переезжать в новое здание, но у вас нет ни автомобилей для перевозки книг, ни средств, чтобы оплатить работу грузчиков. Как быть? Задача № 2. Вы поехали на рыбалку и вынуждены были остановиться на проселочной дороге, так как спустило одно колесо. Дело привычное. Вы отвернули четыре гайки, которые крепят колесо к оси, аккуратно положили их на обочину дороги и пошли к багажнику, чтобы достать запасное колесо. В этот момент местный лихач мотоциклист, объезжая вас, наехал на лежащие гайки и расшвырял их в стороны. Как отыскать их в густой траве? Задача № 3. Однажды к изобретателю пришел тренер по скоростному спуску на лыжах и попросил помощи. Дело в том, что он подготавливал новую тренировочную трассу скоростного спуска. По международным правилам поверхность этой трассы должна быть покрыта корочкой льда. Для этого трассу увлажняют водой. Тренер приобрел насос, поставил его на берегу речки, подключил к электролинии и протянул на гору шланг. Но насос оказался маломощным, и вода не поднималась выше середины трассы. Тогда поставили более мощный насос, но вода снова не достигала вершины трассы, так как она просто замерзала в шланге, не доходя до его конца. Что вы посоветуете тренеру?
ПУТЬ К ИДЕАЛУ (Закон повышения степени идеальности)
Те из вас, кто был в Политехническом музее в Москве, наверняка обратили внимание на электродуговую свечу Яблочкова. «Русским светом» называли ее во всем мире. Она мощно и ровно освещала улицы Парижа и Лондона, Петербурга и Нью-Йорка. Но не Яблочков первым предложил использовать для освещения электрическую дугу. Горели дуговые свечи и до него, однако неустойчив и капризен был их свет. Возле каждой свечи стоял слуга и время от времени сближал концы угольных стержней, расположенных горизонтально навстречу друг другу. Нужен был механизм сближения электродов по мере их обгорания, иначе дуга прерывалась. И такой регулятор появился. Это был шедевр конструкторской мысли, который не уступал по сложности знаменитым кулибинским часам, но, увы, не был таким же надежным. Что же сделал Яблочков? Он просто-напросто так установил электроды, что... Впрочем, не буду лишать вас удовольствия самим найти решение. Послушайте вот такую формулировку задачи: «Электроды сами, абсолютно не усложняя систему, не допускают увеличения зазора между своими корпусами и в течение всего времени горения дуги сохраняют его неизменным на протяжении всей своей длины». Вполне вероятно, что, внимательно прочитав условие задачи, многие из вас уже решили ее. Для наглядности рекомендую взять в руки карандаши-электроды и попытаться расположить их так, чтобы зазор между ними был одинаков по всей длине. Конечно же, их нужно поставить параллельно! Так и сделал Яблочков. Теперь по мере обгорания электродов зазор между ними не увеличивается, а остается всегда постоянным. Никакого регулятора сближения электродов не нужно, потребность в нем исчезла. Для того чтобы дуга все же не соскальзывала по корпусам электродов вниз, Яблочков заполнил пространство между ними керамическим плавящимся веществом. А теперь вернемся к задачам нашего «автомобильного» века. Известно, с каким пристрастием работники ГАИ обращают внимание на состояние протекторов на колесах автомобилей. Это и понятно. Колеса с изношенным протектором часто являются причиной аварии, так как плохо «держат» дорогу и увеличивают тормозной путь. Представьте, что вам нужно предложить такое колесо, которое само бы сигнализировало о том, что его протектор изношен полностью. Отложите на минутку книгу и подумайте. Действительно, лучше всего под протектором расположить слой яркой краски. Выступающая по шине яркая полоса будет наглядно демонстрировать износ протектора. А если применить фосфоресцирующую краску, то износ будет виден даже в темноте. А вот другая проблема: как предотвратить хищение книг из библиотеки. Хорошо, если бы книги сами сигнализировали о том, что их без разрешения выносят из библиотеки. Многие из вас посчитают это желание несерьезным. Однако в одном из английских патентов предложено вставлять в корешок книги тонкую магнитную пластинку или нанести на корешок краску с магнитными зернами. В этом случае книга, уносимая злоумышленником, изменит в дверях напряженность магнитного поля, а датчики, зафиксировав это изменение, подадут сигнал тревоги. Книга сама себя сохранила! Для ее выноса нужно вернуться к библиотекарю, он положит книгу на стол-индуктор, где она размагнитится и «позволит» вынести себя из помещения. Еще пример. В США изобретена крысоловка, которая не убивает свою жертву, а лишь надевает на нее ошейник с колокольчиком. С этим «подарком», вернувшись в свое семейство, крыса наводит панику на своих сородичей, которые или изгоняют «музыкантшу», или сами уходят прочь из этого дома. Крысы сами себя изгоняют. Примеров достаточно, чтобы заметить в них общее и сделать определенный вывод. Он напрашивается сам: техническая система, развиваясь, стремится стать надежней, проще, эффективней, т. е. становится более идеальной. Оказывается, не только мы, люди, желаем устранить свои недостатки и приблизиться к выбранному нами идеалу. Создаваемая нами техника также испытывает потребность в совершенствовании. «Куда уж мощнее!» — думаем мы, разглядывая стопятидесяти-тонный самосвал. «Куда уж быстрее!» — говорим мы, провожая взглядом ТУ-154. «Куда уж сложнее...» — и боязливо поглядываем на недавно полученный из ремонта цветной телевизор. Да, мир техники усложняется. И не сразу можно понять, в какую сторону идти, чтобы еще более усовершенствовать его. Но все в мире подчиняется своим законам. Есть они и у технических систем. О них мы поговорим несколько позже, а пока отметим лишь, что один из главных законов любой технической системы — закон увеличения степени ее идеальности. Без следования этому закону принципиально невозможно улучшить техническую систему. Может возникнуть вполне резонный вопрос: если закон увеличения степени идеальности так важен для развития технической системы, то как же мы до сих пор обходились без него? Как мы сумели придумать тысячи высокоэффективных устройств, не подозревая о нем? А как древние люди, ничего не зная о строительной механике, могли построить великолепные сооружения? Как, не зная гидродинамики и аэродинамики, они построили быстроходные парусники, которые и сегодня восхищают нас? Это был сложный и долгий путь поисков и решений, проб и ошибок. Делались сотни кораблей, пока случайно не обнаруживались нужные формы, строились тысячи зданий, пока не был выбран нужный по прочности материал и метод его укладки. Раньше изобретатель действительно не знал о законе увеличения степени идеальности, но это вовсе не означало, что он ему не подчинялся. Давайте вспомним путь изобретателя, работающего методом проб и ошибок. Он выглядит так, как показано на рисунке. Точка А означает исходное состояние технической системы, которую нужно улучшать. Но как это делать? Неизвестно. Делается попытка /, 2, 3. Однако параметры технической системы не улучшаются. Возвращаемся к исходной позиции и предпринимаем новую попытку в направлении 4,5,6 — результат тот же. Наконец в попытке 7 увидели, что техническая система значительно улучшила свои характеристики и резко продвинулась вперед. Мы оказались в точке А1 Некоторое время идет успешная эксплуатация этой новой машины, но по мере возрастания наших потребностей возникает необходимость в ее дальнейшем улучшении. Следует серия новых попыток 8, 9, 10. Из каждой точки выпускаются дополнительные залпы, прощупывающие поисковое поле. Наконец мы попали в точку 11 и вновь почувствовали, что машина резко улучшилась — стала легче, проще, надежней. Мы оказались в точке А2. Снова возникает новая потребность в совершенствовании, и мы с такими же муками повторяем очередную серию проб и ошибок, пока не продвинемся к Аз. На схеме показано незначительное число проб и ошибок. В реальной практике их число может достигать сотни, тысячи и десятки тысяч. Но и на этой схеме видно, что некоторые ее участки как бы расположились на одной линии. Это участки 7— А1, 11— А2 15— А3, которые удивительно похожи друг на друга и направлены в одну сторону. Создается впечатление, что мы периодически попадали на какую-то хорошую дорогу, позволяющую совершать рывки, и что какая-то сила тянет нас только в одну с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|