Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные показатели эффективности управления товародвижением.




 

На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур – у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг.

Другая группа задач совершенствования материалопотоков касается взаимодействия коммерческих посредников между собой, с другими субъектами товарного рынка и транспортными предприятиями, развития и повышения эффективности системы складирования продукции. Решению этих задач также в значительной мере способствуют логистические формы и методы управления.

Рассмотрим влияние логистики на развитие рыночных отношений.

Требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя материалопоток на всем его протяжении, они озабочены улучшением комплекса показателей на всем его протяжении, учитывают их не только на своем входе или выходе материалопотока, но и показатели соответственно на выходе и входе у партнера.

Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т.д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

Существенное значение приобретает при этом выбор оптимального варианта расходов на логистические операции. Первостепенная роль принадлежит в логистике оптимизационным решениям, например, по нормированию поставки продукции, формированию хозяйственных связей.

Многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции.

Значение логистических функций возросло в связи с развитием оптовой торговли средствами производства и появлением разветвленной сети посреднических организаций, когда стало особенно актуальным обслуживание потребителей в комплексе, с предоставлением им услуг производственного, транспортно-экспедиционного, информационного характера. Эффективное выполнение посредническими организациями своих функций по обслуживанию потребителей, в том числе транспортно-экспедиционного характера, требует более тесного взаимодействия их с транспортными предприятиями. И те и другие заинтересованы теперь в повышении качества оказываемых услуг, в обеспечении потребителей продукцией по их заказам не только в необходимом ассортименте, но и в требуемые сроки и в доставке ее экономичными видами транспорта.

Характерно, что основной причиной популярности логистики за рубежом явилось то, что благодаря ей в сфере товаропередвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы на удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей. Дополнительные расходы возмещаются за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставки продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе обслуживания потребителей.

В новых условиях хозяйствования в экономическом пространстве особенно важно обеспечить скоординированное управление товародвижением, использовать возможности для сочетания государственного регулирования материалопотоков с хозяйственной инициативой и заинтересованностью участников товаропередвижения. Управление материалопотоками должно приобрести комплексный характер.

Комплексное управление товаропередвижением является одним из наиболее перспективных и многогранных направлений в хозяйственной деятельности. В условиях развития рыночных отношений оно заключается в выполнении совокупности функций по обеспечению фактического передвижения товаров в процессе их обращения. Субъектами управления могут выступать взаимодействующие службы и организации: органы государственного управления, осуществляющие финансово-экономическое регулирование, методическое обеспечение и индикативное управление и коммерческие службы – носители экономических интересов и пользователи методических рекомендаций в области логистической деятельности. Объектами управления являются: процесс перевозки продукции (постольку, поскольку службы материально0технического обеспечения и сбыта определяют объемы, направления перевозки, ее сроки и виды транспорта, осуществляющего перевозку); процесс передвижения продукции через места складирования (определение последовательности и звенности этого процесса, функций его отдельных звеньев, обеспечения их координации); складские операции, связанные с перевозкой продукции.

Методы и формы деятельности, которые должны быть свойственны комплексному управлению товародвижением, включают:

- сочетание, объединение функций формирования хозяйственных связей с функциями определения потребности в перевозках продукции;

- координацию оперативного управления поставками и перевозками продукции;

- интеграцию управления товародвижением через места складирования для комплексного использования складов, принадлежащих снабженческо-сбытовым, транспортным организациям и предприятиям различных отраслей;

- учет совокупных затрат на перемещение продукции, экономической заинтересованности как транспортных, так и коммерческо-посреднических организаций и обслуживаемых ими предприятий в повышении эффективности передвижения продукции;

- развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрацию в соответствующих структурных подразделениях.

Совокупность форм, методов и средств комплексного управления движением продукции составляет логистическую инфраструктуру формируемого рынка средств производства. Она включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения рыночной системы.

 

1.1. Пример классического и системного подходов к

организации материального потока

 

Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейны­ми товарами со складов оптовой базы. Участники этого процес­са: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживае­мых продовольственных магазинов.

Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Пер­вый вариант носит традиционное название «самовывоз», вто­рой — «централизованная доставка».

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими при­знаками:

- отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное ис­пользование транспорта. Магазины самостоятельно договарива­ются с транспортными организациями и, получив машину, при­езжают по мере необходимости на базу за товаром;

- на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;

- ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких тре­бований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;

- возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что здесь имеет место классический способ фор­мирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три, са­мостоятельно сформированные подсистемы:

- подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;

- подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;

- подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.

Эти подсистемы соединены между собой, в значительной сте­пени механически. Однако, несмотря на это, в делом, они обра­зуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи:

                 
транспорт
магазины
оптовая база
 
 

 

 


Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:

- участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материаль­ного потока;

- исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях, участниках логистического процесса корректиру­ются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;

- разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, опреде­ляются рациональные размеры партий поставок и частота заво­за;

- разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;

- создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизи­ровать совокупный материальный поток.

магазины
транспорт
Анализ характерных признаков второго варианта органи­зации материального потока показывает, что для централизо­ванной доставки товаров участники логистическою процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного ма­териального потока. Изучаются требования, которым он дол­жен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Та­ким образом, вариант 2 является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечиваю­щей прохождение совокупного материального потока по це­пи:

     
 

Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети позволя­ет:

— повысить степень использования материально-техниче­ской базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;

— оптимизировать товарные запасы у всех участников логи­стического процесса;

— повысить качество и уровень логистического сервиса;

— оптимизировать размеры партий товаров.

 

 

1.2. Прогнозирование материалопотока.

Определение некоторых показателей функциональных

областей логистической системы

 

Говоря о коммерческом прогнозе логистической системы, мы имеем в виду оценку ожидаемых уровней спроса на продукцию в течение некоторого отрезка времени в будущем. Поскольку речь идет о будущем спросе, наш прогноз по существу является догад­кой. Тем не менее при использовании определенной методики анализа состояния рынков сбыта и каналов распределения в прогнозе может содержаться нечто большее, чем догадка. Можно утверждать, что прогноз — это догадка, подкрепленная знанием.

Для повыше­ния значения прогнозов в процессе управления логистической системой необходимо формировать прогностические оценки с ориентацией на их непосредственное использование при состав­лении долгосрочных календарных планов по движению материа­лопотока.

При этом длительность периода, ассоциированного с прогно­зом, должна быть по меньшей мере достаточной для выработки соответствующего решения управления логистической системой и претворения этого решения в жизнь.

Такой задачей может быть прогнозирование объема материа­лопотока с предприятий оптовой торговли и количества транс­портных средств при обслуживании производств, а также предви­дение (прогноз) его развития в будущем. Прогноз очерчивает возможные границы, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, т.е. сформулированы рыночные зоны обслуживания потребителей и транспортные средства, которые будут обслуживать эти производства.

В этой связи прогноз можно рассматривать как преддирективную стадию плановой работы; он не ставит каких-либо конкрет­ных заданий, но содержит материал, необходимый для разработки стратегии.

Для проведения стратегических прогнозов требуется достовер­ная информация о вероятном будущем развития перевозок, к которому эти решения относятся. Эта информация должна быть получена в заданные объективными условиями сроки при данных конкретных условиях. С временной глубиной прогноза связан также вопрос о возможной степени детализации прогностических высказываний.

Необходимо выбирать в каждом конкретном случае оптималь­ный вариант прогнозирования и научно обоснованные методы планирования перевозок продукции производственно-техничес­кого назначения с предприятий оптовой торговли.

Для обоснованного объема перевозок Q c предприятия оптовой торговли можно предложить следующую формулу:

 

Qр = Нrр х Т,

 

где   Нrр – удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада, т;

Т — товарооборот склада, млн.руб.

Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млн.руб. товарооборота, (Нrр) определим по следующей формуле:

 

где Нrр — удельный показатель объема перевозок отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада, т;

Нр — расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. рублей товарооборота, т;

Уп, Ур — плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;

Мп, Мр — плановый и расчетный удельный вес децентрализованных перевозок.

Также, удельный показатель можно рассчитать с помощью корреля­ционного анализа и с учетом влияния на него уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ и уровня децентрализованных перевозок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...