Политическая мысль Беларуси.
Первые письменные памятники политического характера древней Беларуси посвящались утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Евфросинъя Полоцкая. Ее общественно-политические взгляды — это протест против братоубийственных усобиц, необходимость единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусскои культуры был Кирилл Туровский, восемь "Слов" и "Поучений", три притчи ряд посланий, канонов которого проникнуты гуманизмом, патриотизмом, идеей сильной централизованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами удельных княжеств. Особое место в истории политической мысли Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации — своеобразный золотой век в истории белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплетались между собой и развивались одновременно. В эпоху Возрождения белорусская земля дала миру ряд ярких мыслителей. В первую очередь это Франциск Скорина Источником для изучения его общественно-политических взглядов являются предисловия и послесловия к изданным библейским книгам, которые пронизаны патриотическими чувствами, мыслью о том, что каждый человек несет ответственность за судьбу своей Родины и должен работать на ее благо. Скорина выступал сторонником справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов, имущественное неравенство. Политическим идеалом Ф. Скорины являлась монархия во главе с просвещенным монархом. Правитель,по его мнению, должен осуществлять власть в строгом соответствии с законами, внимательно следить за исполнением правосудия.
Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский поэт, гуманист и просветитель Н. Гусовский В его "Песне о зубре" звучит призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос. Н. Гусовский первый в славянской литературе увидел и отразил начало кризиса социально-политического строя Великого княжества Литовского, с возмущением писал о бедствиях простого народа, разбое и волюнтаризме угнетателей, защищал преимущественно раннебуржуазные идеалы. Дальнейшее развитие национальной общественно-политической мысли Беларуси связан с Реформацией. Труды А. Волана за антикатолический характер были занесены духовенством в "индекс запрещенных книг". Его социально-политическое учение изложено в произведениях "О политической и гражданской свободе" "Речь к сенату", «0 государе и его добродетелях", где нашла отражение защита идеи ограниченной монархии. Волан указывает на правильные и неправильные формы правления государством, дает светскую трактовку "естественного права", выступал за равенство всех сословий перед законом; считал; что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в свою очередь, от мудрой и справедливой власти. Л. Сапега подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность закон ами. Идея правового государства нашла отражение в ІІІ Статуте Великого княжества Литовского 1588 года. Симон Будный в своем главном политическом произведении "О светской власти" выступил с острой критикой существующего государственного строя, требовал ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия, а также обосновал свой политический идеал — монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом. Интересными являются размышления С. Будного о проблемах войны и мира. Он подразделял войны на справедливые, ведущиеся ради обороны Родины, и несправедливые (завоевательные). Выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.
Значительную роль в развитии общественно-политической мысли Беларуси второй половины XVI века сыграл и Василий Тяпинский Он выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католической реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействует распространению просвещения среди населения. Основной целью человека считал служение Родине, отстаивал идею единства и дружбы между белорусским, украинским и русским народами, подчеркивал историческое единство славян. Мыслителем периода Речи Посполитой является Казимир Лыщинский которые он (трактат "О несуществовании Бога") В нем сочетаются оригинальные материалистические, атеистические и общественно-политические идеи. Лыщинский был сторонником утопического социализма, высказывал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, выступал с осуждением войн, которые беспрерывно вела Речь Посполитая и которые несли неисчислимые бедствия; народу. Он обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех. Лыщинский был сожжен как атеист на костре в Варшаве. Особое место в общественно-политической мысли XVI—XVIII веков занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и соединения ее с Россией. Видными представителями этого движения являются Афанасий Филипповмич и Симеон Полоцкий. В сборнике статей А. Филипповича "Диариуш" ("Дневник"), подвергался острой критике произвол светских и духовных-феодалов. Он решительно выступал за объединение Беларуси и Украины с Россией. Социально-политическим идеалом Симеона Полоцкого было сильное государство во главе с "просвещенным монархом", цель которого — установление в обществе 'вечного мира", достижение всеобщего благосостояния без расколов и мятежей. С. Полоцкий проявил себя также как талантливый писатель, педагог и политик, к мнению которого прислушивались государственные деятели России, где он жил с 1654 года.
Развитие капиталистических отношений в экономике, оживление общественного движения в первой половине ХIX века активизировали развитие просветительства в Беларуси. Его центром в Северо-Западном крае в это время был, Виленский университет, созданный в 1803 году на основе Главной Виленской школы. В университете имелся и факультет моральных и политических наук — один из немногих, а, возможно, и единственный в Российской империи, где изучались политические науки и велись исследования в этой области. Главным направлением общественно-политической мысли Беларуси начала XIX века стали поиски независимости. В условиях российского самодержавия они приобрели нелегальный характер и нашли воплощение, прежде всего, в деятельности и творчестве тайных студенческих обществ Виленского университета — филоматов (в переводе с греческого — "любители знаний") и филаретов ("любители добродетели"). Во главе этих обществ стояли А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан и др. После поражения восстания 1830—1831 годов начался революционно-демократический этап развития общественно-политической мысли Беларуси. Передовые белорусские мыслители поняли, что без участия в национально-освободительном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Одним из первых эту мысль высказал Михаил Волович. Он выступал за отмену крепостного гнета, за право каждого народа на самостоятельное развитие, критически оценивал польское восстание. Наиболее полная и основательная программа преобразования общественно-политического строя, решения национального и социального вопросов была создана выдающимся политическим мыслителем, публицистом, руководителем восстания 1863—1864 годов в Беларуси и Литве К. С. Калиновским. Для его мировоззрения характерными являются идеи революционного демократизма и утопического социализма, которые он изложил на страницах нелегальной газеты "Мужыцкая праўда".
В социальной утопии Калиновского четко прослеживаются три аспекта. Во-первых, блестящая критика современных ему феодально-крепостнических отношений. Во-вторых, положительный идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда. В-третьих, пути осуществления этого идеала. Развивая идеи русских революционных демократов, Калиновский изобличил сущность крепостнической эксплуатации, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крепостных крестьян Беларуси, критиковал огромный бюрократический аппарат управления с процветающей системой взяточничества. Решительно выступал против распространенной среди крестьян веры в "доброго царя", убедительно доказывал, что издевательства и несправедливость исходят от самого монарха, освобождение крестьян и всех трудящихся связывал с переходом государственной власти в руки народа. О предназначении демократической власти в новом обществе писал, что "не народ для правительства, а правительство для народа". Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика. Он хотел создать в Беларуси общество с всеобщим равенством прав, выступал за решительную отмену в нем всех привилегий и ограничений, предлагал оценивать человека по его реальным делам и заслугам. В новом обществе он мечтал раздать всю поземельную собственность крестьянам; чтобы мужики "барщины не служили и никакого в казну оброка не платили, чтобы на веки веков народ наш был свободными и счастливым". Он настойчиво пропагандировал идею дружбы народов, разделял идею Герцена о создании федерации свободах славянских народов после того, как они завоюют государственную независимость. С революционно-демократическим этапом политической мысли Беларуси связана деятельность и программа революционной демократической группы «Гомон", созданной студентами-белорусами в Петербурге в 80-е годы XIX века. В 1884 году они начали издавать нелегальный журнал "Гомон". Гомоновцы теоретически обосновали существование белорусской нации, право белорусов на самоопределение, социальное и национальное освобождение белорусского народа связывали с победой народной революции в России, переходом власти в руки Учредительного собрания и образованием федерации свободных, равноправных, автономных областей, создаваемых на просторах Российской империи. Видными представителями революционно-демократического направления являлись писатели-демократы Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.
Развитие общественно-политической мысли в начале XX века, в период революции 1905— 1907 годов и после; нее обусловливалось борьбой трех классовых лагерей на политической арене; правительственного царизм, помещики, либерально-буржуазного и демократического (рабоче-крестьянского). Лучшие традиции общественно-политической мысли Беларуси предшествующих веков были положены в основу деятельности первой самостоятельной белорусской политической организации — Белорусской революционной громады, возникшей в 1902 году. Это была национальная партия левонароднического направления. Ее создатели— видные представители белорусского национального Возрождения братья А и И. Луцкевичи, В. Ластовский, А. Власов, А. Пашкевич (Тётка) и др. Развитие национального самосознания белорусского народа стимулировало создание 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики. В 1920-е годы в республике активно велась работа по национально-культурному возрождению, усилившаяся с началом в 1924 году политики "белорусизации" общественной жизни. Основными научными центрами являлись БГУ и Институт белорусской культуры, преобразованный в 1929 году в АН БССР. Общественно-политическая мысль Беларуси периода белорусизации нашла выражение в работах председателя ЦИК БССР А. Червякова, председателя СНК БССР И. Адамовича, а также известных ученых и политических деятелей В. Игнатовского, В. Ластовского, Б. Тарашкевича и др. Вместе с тем мировоззренческая и политическая нетерпимость, культивировавшаяся руководством ВКП(б), а также негативное отношение небелорусской части руководства КП(б)Б к национальному возрождению белорусов привели в конце 1920-х годов к свертыванию белорусизации. В 1930-е годы большинство ее активных сторонников были объявлены национал-демократами и подверглись террору. С выходом в свет в 1938 году сталинского "Краткого курса истории ВКП{6)" были окончательно искоренены всякие попытки творческого мышления, утвердилась тоталитарная идеология. При рассмотрении вопросов истории белорусской государственности акцент делался на разоблачении "белорусского буржуазного национализма". Современный этап развития политических идей в Беларуси начался в конце 1980-х годов. Переход к плюрализму; свободе мысли; исчезновение монополии на идеологию определили новое состояние обществоведения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|