Система органов, осуществляющих финансовый контроль.
Лекция 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Понятие, задачи и принципы финансового контроля. 2. Формы финансового контроля. Понятие, задачи и принципы финансового контроля. Финансовый контроль – это управленческая деятельность специальных контролирующих органов, выражающаяся в контроле за правильной мобилизацией, распределением и использованием денежных средств государства, за законностью и целесообразностью всех действий и мероприятий, осуществляемых в процессе финансовой деятельности
Основными задачами финансового контроля являются: 1) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений; 2) содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях; 3) обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; 4) выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий и организаций всех форм собственности; 5) пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере. Контрольная деятельность в РБ осуществляется в соответствии с принципами: - презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта; - законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
- открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций; - равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; - открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период; - ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора); - предупреждения совершения правонарушений.
Формы финансового контроля. Форма финансового контроля - отдельные стороны проявления его содержания в зависимости от времени совершения контрольных действий. Выделяют предварительный, текущий последующий финансовый контроль. Предварительный контроль проводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, осуществляется на основании проектов соответствующих документов, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств осуществляется на основании так называемых оправдательных документов – ведомости, отчеты по командировке, копии чеков и другие. Основной задачей текущего контроля является повседневное соблюдение финансовой дисциплины всеми субъектами финансовых отношений. В ходе текущего финансового контроля реализуется основной принцип финансовой деятельности – строго целевое расходование денежных средств.
Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Его основной целью является выявление тех нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. Данная форма контроля сводится к проверке и анализу отчетов и балансов за истекший период. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Государственный финансовый контроль - проводится государственными органами специальной компетенции в отношении предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности: 1) Комитет государственного контроля и его органы на местах (см. Конституцию РБ и Закон РБ от 1 июля 2010 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»; Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга (в структуре КГК)); 2) Министерство по налогам и сборам и его инспекции на местах (постановление Совета Министров РБ от 31.10.2001 г. № 1592, утв. Положение о Министерстве по налогам и сборам РБ); 3) Министерство финансов и его органы на местах (постановление СМ РБ от 31.10.2001г № 1585, утв. Положение о Минфине; Главное контрольно-ревизионное управление – специально создано в структуре Минфина; Главное государственное казначейство и его территориальные органы); 4) Национальный банк и банки второго уровня (Главное управление банковского надзора, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля); 5) органы управления государственными внебюджетными фондами (напр.,Фонд социальной защиты населения); 6) таможенные органы. 2. Ведомственный финансовый контроль - осуществляется контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств в отношении подотчетных им предприятий, организаций и учреждений. Ведомственный финансовый контроль регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».
В соответствии с Указом государственные органы и иные государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения, структурные подразделения этих государственных органов и объединений, подчиненные этим органам и объединениям организации, осуществляют в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами (ведомственный контроль). Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы). В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в том числе ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в два календарных года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение. При отсутствии в контролирующем органе ведомственной контрольной службы руководителем этого контролирующего органа определяется структурное подразделение, координирующее выполнение функций ведомственного контроля контролирующим органом. Внутрихозяйственный финансовый контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.) и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и бесхозяйственность. Внутрихозяйственный контроль способствует своевременному выявлению и устранению факторов, причин и условий, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. В настоящее время внутрихозяйственный контроль, как правило, осуществляется бухгалтерией как органом, обладающим оперативной информацией о состоянии и направлениях развития предприятия.
Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности». Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного бухгалтера, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами. В компетенцию главного бухгалтера входят: - постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; - формирование учетной политики организации; - составление и своевременное представление отчетности организации и др. При осуществлении своих функций бухгалтер подчинен непосредственно руководителю предприятия (учреждения). Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который единолично несет всю полноту ответственности за последствия таких операций. 3. Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый независимой организацией от своего имени на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. Он осуществляется системой аудита. Регулируется Законом РБ от 12 июля 2013 г. «Об аудиторской деятельности», постановлением СМ РБ от 18 декабря 2013 г. №1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» и др. Согласно ст. 2 Закона аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — аудиторы — индивидуальные предприниматели), аудиторских услуг.
Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя. Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. Аудиторским организациям, аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг. Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь: - акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет; - Национального банка Республики Беларусь; - банков, банковских групп, банковских холдингов; - бирж; - коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций; - страховых организаций, страховых брокеров; - резидентов Парка высоких технологий; - организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц; - профессиональных участников рынка ценных бумаг; - иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5 000 000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года. Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг. Аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, составляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. В иных случаях требования к аудиторскому заключению определяются условиями договора оказания аудиторских услуг. Общественный финансовый контроль – осуществляется общественными организациями или определенными органами общественных организаций, а также гражданами. В настоящее время финансовый контроль в форме проведения проверок осуществляют профсоюзы и его организационные структуры, объединения профсоюзов. Граждане при помощи обращений в различные государственные и общественные структуры указывают на факты злоупотреблений в финансовой сфере.
Система органов, осуществляющих финансовый контроль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|