Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система органов, осуществляющих финансовый контроль.

Лекция 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Понятие, задачи и принципы финансового контроля.

2. Формы финансового контроля.

Понятие, задачи и принципы финансового контроля.

Финансовый контроль – это управленческая деятельность специальных контролирующих органов, выражающаяся в контроле за правильной мобилизацией, распределением и использованием денежных средств государства, за законностью и целесообразностью всех действий и мероприятий, осуществляемых в процессе финансовой деятельности

I

Основными задачами финансового контроля являются:

1) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюдже­том и внебюджетными фондами всеми субъектами финан­совых правоотношений;

2) содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денеж­ных фондов, а также рациональному расходованию матери­альных ценностей на предприятиях, в учреждениях и орга­низациях;

3) обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;

4) выявление резервов роста финансовых ресурсов, при­были и рентабельности предприятий и организаций всех форм собственности;

5) пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Контрольная деятельность в РБ осуществляется в соответствии с принципами:

- презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

- законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

- открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;

- равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

- открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;

- ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);

- предупреждения совершения правонарушений.

 

Формы финансового контроля.

Форма финансового контроля - отд­ельные стороны проявления его содержания в зависимости от времени совершения контрольных действий. Выделяют предварительный, текущий последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль проводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка пра­вильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он но­сит предупреждающий характер, осуществляется на основании проектов соответствующих документов, способствует предотвраще­нию нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) контроль проводится непо­средственно в процессе операций по расходованию и по­ступлению денежных средств осуществляется на основании так называемых оправдательных документов – ведомости, отчеты по командировке, копии чеков и другие. Основной задачей текущего контроля является повседневное соблюдение финансовой дисциплины всеми субъектами финансовых отношений. В ходе текущего финансового контроля реализуется основной принцип финансовой деятельности – строго целевое расходование денежных средств.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Его основной целью является выявление тех нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. Данная форма контроля сводится к проверке и анализу отчетов и балансов за истекший период. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

  1. Государственный финансовый контроль.
  2. Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.
  3. Независимый финансовый контроль.
  4. Система органов финансового контроля.

1. Государственный финансовый контроль - проводится государственными органа­ми специальной компетенции в отношении предприятий, ор­ганизаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности:

1) Комитет государственного контроля и его органы на местах (см. Конституцию РБ и Закон РБ от 1 июля 2010 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»; Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга (в структуре КГК));

2) Министерство по налогам и сборам и его инспекции на местах (постановление Совета Министров РБ от 31.10.2001 г. № 1592, утв. Положение о Министерстве по налогам и сборам РБ);

3) Министерство финансов и его органы на местах (постановление СМ РБ от 31.10.2001г № 1585, утв. Положение о Минфине; Главное контрольно-ревизионное управление – специально создано в структуре Минфина; Главное государственное казначейство и его территориальные органы);

4) Национальный банк и банки второго уровня (Главное управление банковского надзора, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля);

5) органы управления государственными внебюджетными фондами (напр.,Фонд социальной защиты населения);

6) таможенные органы.

2. Ведомственный финансовый контроль - осуществ­ляется контрольно-ревизионными управлениями (отдела­ми) министерств и ведомств в отношении подотчетных им предприятий, организаций и учреждений. Ведомственный финансовый контроль регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом государственные органы и иные государственные организации, республиканские государственно-общественные объединения, структурные подразделения этих государственных органов и объединений, подчиненные этим органам и объединениям организации, осуществляют в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами (ведомственный контроль).

Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы).

В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в том числе ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в два календарных года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение.

При отсутствии в контролирующем органе ведомственной контрольной службы руководителем этого контролирующего органа определяется структурное подразделение, координирующее выполнение функций ведомственного контроля контролирующим органом.

Внутрихозяйственный финансовый контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъ­ектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.) и направленный на непрерывное наблюдение за эф­фективностью финансовой деятельности, выявле­ние внутренних резервов, обеспечение сохранности де­нежных и материальных средств, устранение причин и ус­ловий, порождающих хищение и бесхозяйственность. Внутрихозяйственный контроль способствует своевремен­ному выявлению и устранению факторов, причин и усло­вий, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. В на­стоящее время внутрихозяйственный контроль, как прави­ло, осуществляется бухгалтерией как органом, обладаю­щим оперативной информацией о состоянии и направле­ниях развития предприятия.

Правовой базой данного вида финансового контроля яв­ляется Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности».

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного бухгалтера, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

- постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

- формирование учетной политики организации;

- составление и своевременное представление отчетности организации и др.

При осуществлении своих функций бухгалтер подчинен непосредственно руководителю предприятия (учреждения). Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (лица, им упол­номоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения раз­ногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйст­венных операций документы по ним должны быть приня­ты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который единолично несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

3. Независимый финансовый контроль это контроль, осуществляемый независимой организацией от своего имени на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. Он осуществляется системой аудита. Регулируется Законом РБ от 12 июля 2013 г. «Об аудиторской деятельности», постановлением СМ РБ от 18 декабря 2013 г. №1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» и др.

Согласно ст. 2 Закона аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее — аудиторы — индивидуальные предприниматели), аудиторских услуг.

Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя.

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы.

Аудиторским организациям, аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг.

Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

- акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;

- Национального банка Республики Беларусь;

- банков, банковских групп, банковских холдингов;

- бирж;

- коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций;

- страховых организаций, страховых брокеров;

- резидентов Парка высоких технологий;

- организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

- профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5 000 000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года.

Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг.

Аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, составляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. В иных случаях требования к аудиторскому заключению определяются условиями договора оказания аудиторских услуг.

Общественный финансовый контроль – осуществляется общественными организациями или определенными органами общественных организаций, а также гражданами. В настоящее время финансовый контроль в форме проведения проверок осуществляют профсоюзы и его организационные структуры, объединения профсоюзов. Граждане при помощи обращений в различные государственные и общественные структуры указывают на факты злоупотреблений в финансовой сфере.

 

Система органов, осуществляющих финансовый контроль.

Наименование контролирующего (надзорного) органа Сфера контроля (надзора)
1. Комитет государственного контроля органы Комитета государственного контроля контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь валютный контроль
2. Национальный банк контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями законодательства, регулирующего их деятельность контроль за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга валютный контроль контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах
3. Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь контроль за деятельностью проверяемых субъектов при получении, распределении иностранной безвозмездной помощи и целевым использованием этой помощи контроль за деятельностью проверяемых субъектов, связанной с оздоровлением детей в местах их временного пребывания в зарубежных странах
4. Министерство по налогам и сборам инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах
контроль за соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных законодательными актами
контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь
контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере
контроль за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности
контроль за соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи
контроль за соблюдением установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи
контроль за целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды
контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации или иного использования имущества, изъятого, арестованного, обращенного в доход государства, а также имущества, на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней
контроль за соблюдением законодательства:
регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья
регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями
по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета доходов и расходов, осуществляемого индивидуальными предпринимателями, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения
устанавливающего особые режимы налогообложения
о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками
о ведении кассовых операций
об обращении нефтяного жидкого топлива
валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты)
контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений

 

5. Министерство финансов главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску местные финансовые органы контроль за состоянием ведомственного контроля в Республике Беларусь контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций государственный пробирный надзор контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр
Департамент по ценным бумагам контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж
Департамент государственных знаков контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности
6. Государственный таможенный комитет
контроль за соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь, налогового законодательства Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и (или) при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь
контроль за целевым использованием товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь, а также выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Беларусь
контроль за осуществлением внешнеторговых операций
валютный контроль

 

таможни

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...