Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время проведения: 40 минут

Программа индивидуального развития

Программы индивидуального развития разработана для группы учащихся 11 классов с устойчивой системой интересов к химии, отличающихся высокой познавательной активностью, что является главной отличительной чертой способного (одаренного) ученика. Она составлена с учетом интересов, возможностей, способностей данного континента учащихся.

Цель программы:

1. Обеспечение оптимальных условий реализации потенциала ученика, в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Задачи:

1. Развитие творческого мышления и личности ученика;

2. Обогащение учебного содержания путем углубленного и расширенного изучения отдельных тем, проблем.

3. Формирование индивидуального опыта химического творчества.

Решение этих задач позволит «вооружить» ученика универсальными приемами, навыками, которые помогут найти правильные, нестандартные решения проблем.

В основе занятий заложено:

1. Самостоятельное изучение глубокой, дидактической, научной литературы;

2. Экспериментальная работа;

3. Решение теоретических креативных задач.

Использование творческих (креативных) задач является одним из основных форм учебных занятий с детьми повышенной мотивацией.

Ожидаемые результаты:

1. овладение учащимися навыками самостоятельной и исследовательской работы;

2. владение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;

3. умение применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях.

В программе представлены основные блоки содержания, подлежащего изучению вопросы; названы виды расчетных задач, демонстрации, практические работы. Время на изучение отводится из расчета 1 час в неделю (всего 17 часов, с 1 октября 2002г. 2,3,4 семестр 15 февраля 2003г.)

Программа является экспериментальной, т.е. она апробируется для накопления опыта работ, с целью создания системы работы с одаренными учениками.

Содержание индивидуальной программы развития

Электронная классификация химических реакций (кол-во часов - 17)

Все реакции сопровождаются изменениями состояний электронов в атомах при переходе их из исходных веществ в другие. Это проявляется в энергетических эффектах, изменении числа химических связей, электрических зарядов на атомах, направленности связей в пространстве. Поэтому кроме традиционной классификации применяется классификация химических реакций, основанная на типичных изменениях состояний электронов:

1. кислотно-основные реакции, в основе которых лежит передача электронных пар между атомами;

2. окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся переносом разного числа электронов и изменением степеней оксления атомов.

Тема разбита на два блока:

1. Кислотно-основные реакции

2. Реакции окисления-восстановления

 

Общая проблема Тема и содержание учебного занятия Кол-во часов Формы учебной деятельности
1. Кислотно-основные реакции Теория Г. Льюиса (определение кислот и оснований). Реакции ионного обмена – группы кислотно-основных реакций. Реакции нейтрализации (полная и неполная нейтрализация); взаимное вытеснение кислот в солях. Ряд относительной силы кислот, реакции образования и растворения осадков. Конкурирующие ионнообменные реакции. Гидролиз Диссониация воды водородный показатель, среда раствора, значение РН, его значение в хим. и биологических процессах. Гидролиз солей. Общие понятия. Уравнения гидролиза солей в ионном молекулярном виде. С. гидролиз, степень гидролиза. Гидролиз органических соединений (жиров, белков, углеводов, мыла) Типы гидролиза в зависимости от среды (водный, кислотный, щелочной, ферментативный).   Смещение равновесия обратимого гидролиза, принцип Ле - Шателье. Понятие о буферных растворах Состав буферных систем. Буферная емкость. Биологическое значение буферных систем. 1     2     1   2   2 1     1 Лекция с элементами эвристической беседы   Составление уравнений реакций ионного обмена Решение задач     Составление уравнений гидролиза   Решение задач   Практическая работы с элементами исследования «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы, крахмала» тестирование     Лекция вводная
2. Реакция окисления- восстановления Сущность и основные понятия окислительно – восстановительных процессов. Классификация ОВР, методы составления окислительно-восстановительных реакций.   Метод электронного баланса. Метод электронно – ионного баланса Зависимость ОВР от среды раствора Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Анодные, катодные процессы в водных растворах. Количественные соотношения при электролизе Закон Фарадея. Электролиз на практике ОВР; их значение в технике, быту. 1   2     2 1 1   Составление уравнений занятия- упражнения     Решение задач     Составление уравнений электролиза растворов Решение расчетных задач Коллоквиум

Практическая работа

Тема: Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы

Цель работы: Исследование процессов, происходящих при переваривании пищи.

Оборудование: 6 чистых пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, штатив с кольцом и асбестовой сеткой, стакан объемом 200 мл с водой (водяная баня), воронка, стакан объемом 50 мл, фильтр бумажный, термометр, спиртовка.

Вещества. 1%-ный раствор сахара, 10%-ные растворы соляной кислоты HCl и гидроксида натрия NaOH, концентрированный раствор HCl, 1%-ный раствор сульфата меди (2) CuSO4, резорцин кристаллический, дрожжи, кристаллическая пищевая сода NaHCO3, песок кварцевый, вода дистиллированная.

Время проведения: 40 минут

Порядок выполнения работы.

1. В ступке с 20 мл теплой дистиллированной воды тщательно разтрите в течение 10 минут приблизительно 5г дрожей и столько же кварцевого песка.

2. Полученную смесь отфильтруйте через складчатый фильтр (фильтрование идет медленно!). В фильтрате будет содержаться фермент – сахароза.

3. Приготовьте водяную баню с температурой 38-40 С.

4. В три пронумерованные пробирки №1,№2,№3 налейте по 4 мл раствора сахара. В пробирку №1 добавьте 1 мл дистиллированной воды (контрольная проба), в пробирку №2 – 1 мл раствора фермента, в пробирку №3 – 1 мл 10% -ного раствора соляной кислоты.

5. Пробирку №2 поместите на 10-15 минут в водяную баню, пробирки №3 и №1 прокипятите в течение 3 минут.

6. Пробирки с полученными гимдролизатом охладите и добавьте в пробирку №3 пищевую соду до прекращения выделения пузырьков газа (для нейтрализации избытка соляной кислоты).

7. Содержимое всех пробирок разделите пополам, проделайте пробы Троммера (наличие альдегидной группы) и Селиванова (наличие кетогруппы).

Проба Троммера: к 2 мл гидролизата добавьте 1 мл щелочи и 2-3 капли сульфата меди (1). верхний слой полученной жидкости голубого цвета нагрейте до кипения. Поялвение желтого, а затем красного осадка указывает, что проба положительна.

Проба Селиванова: к 2 мл гидролизата добавьте 2 мл концентрированной соляной кислоты и несколько кристалликов резорцина. Пробирку поместите на 1-2 минуты в кипящую водяную баню. Появление красного окрашивания указывает, что проба положительна.

Проба Селиванова проводится при наличии резорцина или в качестве факультативного задания.

8. Результаты опытов запишите в таблицу.

№ пробирки

Содержимое пробирки

Продолжительность гидролиза, мин.

Проба

Троммера Селиванова
1 1% раствор сахара и воды 3 (кипячение)    
2 1% раствор сахара и раствор фермента 15 (нагревание)    
3 1% раствор сахара и 10% раствор HCl 3 (кипячение)    

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какой гидролиз, кислотный или ферментативный, протекает быстрее и почему?

2. Может ли в пробирке №1 одна из проб дать положительный результат и почему?

3. Почему процесс гидролиза сахарозы называют инверсией?

4. Сравните условия, необходимые для того и другого вида гидролиза.

5. Составьте уравнение гидролиза сахарозы.

Практическая работа

Тема: Кислотный и ферментативный гидролиз крахмала

Цель работы. Исследование процессов, происходящих при переваривании пищи.

Оборудование. Две конические колбы объемом 100 мл, две стеклянные палочки, две фарфоровые пластинки для работы капельным методом, спиртовка, штатив с кольцом и асбестовой сеткой, стакан объемом 200 мл с водой (водяная баня), секундомер или песочные часы.

Вещества. Растворы крахмала (1%-ный), соляной кислоты HCl (10%-ный), гидрооксида натрия NaOH (10%-ный), сульфата меди (2) CuSO4, слюны (1:5), Люголя; кристаллический гидрокарбонат натрия NaHCO3.

Приготовление раствора Люголя: в 100мл воды растворяют 20г иодида калия Kl и 10г иода l2. Полученный раствор разбавляют в 5 раз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...