Методы документальной проверки
в зависимости от типа возникающих в документах несоответствий. В настоящее время в судебной бухгалтерии по данному основанию принято выделять три самостоятельные группы методов документальной проверки.
Успех применения формальной проверки при выявлении признаков преступлений находится в прямой зависимости от ряда факторов: - знания порядка заполнения бухгалтерских документов; - знания слабых звеньев в учётном процессе; - знания уязвимых хозяйственных операции, используемых преступниками в своих корыстных целях; - применения апробированных ревизионной (чаще всего) практикой приёмов распознавания доброкачественности документов. А. Методы проверки отдельного документа Нормативная проверка содержания отдельного документа предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим (действовавшим) на момент составления документа законам, ведомственным нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья и т. п., а также целесообразности отраженной в нем хозяйственной операции.
Посредством применения названного метода устанавливаются незаконные по своему содержанию документы, в силу чего последние становятся недоброкачественными. Существуют объективные ограничения использования нормативной проверки сотрудниками правоохранительных органов: - наличие большого числа действующих правил оформления различных учетных документов (в части их содержания, прежде всего); - необходимость изучения нормативного материала, относящегося помимо бухгалтерского учета к другим отраслям знания (технологии, товароведению, экономике и др.). Поэтому применение нормативной проверки характерно в основном для деятельности соответствующего специалиста в рамках ревизии или проверки. Арифметическая проверка отдельного документа заключается в проверке правильности итоговых числовых показателей по горизонтальным строкам и вертикальным графам.
Применение работником правоохранительных органов арифметической проверки при работе с первичными документами не требует, как правило, специальных бухгалтерских познаний. Тем не менее, существуют и объективные ограничения использования названного метода: - необходимость использования процентов, индексов, нормативов и др., знание которых доступно только специалисту; - в сводных, накопительных и иных документах существование в ряде случаев правил выведения итоговых сумм (рубежных, нарастающим итогом и т. д.).
Б. Методы проверки взаимосвязанных документов Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа или его частей. Данный метод эффективен в двух случаях: а) когда преступники уничтожили один экземпляр документа (его часть), а б) когда в результате совершения подлога появились расхождения в со- При этом разные экземпляры одного и того же документа или его части могут находиться либо только внутри данной организации (например, накладная на внутреннее перемещение материалов), либо в других организациях (предприятиях-поставщиках, банковских учреждениях и т. п.).
Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.
К числу основных признаков подлогов, выявляемых методом взаимного контроля, относятся: - отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке документов»); - противоречия в содержании взаимосвязанных документов.
B. мет оды проверки документов, отображающих однородные операции
Восстановление количественного (количественно-суммового) учета применяется в некоторых организациях (предприятиях общественного питания и др.), где все приходные и расходные операции с материальными ценностями оформляются первичными документами, но вторичный бухгалтерский учет ведется лишь в суммарном денежном выражении. Отсутствие количественно-суммового бухгалтерского учета, т. е. учета движения товаров в количественном и денежном выражении по отдельным наименованиям и сортам, способствует сокрытию злоупотреблений, при которых в результате подлогов в первичных документах изменяются данные о реальном движении отдельных ценностей, но общая сумма стоимости товаров подгоняется под действительную. Типичными примерами таких злоупотреблений являются: при совершении складских операций — отпуск товаров низшего сорта под видом высшего, при производственных операциях в предприятиях общественного питания — замена одних продуктов другими, более дешевыми. Практически данный метод применяют так: на товар каждого наименования, сорта и цены заводится отдельная карточка, в которой отмечаются все движение и остатки этого товара за проверяемый период на основе инвентаризационных описей и приходно-расходных документов. Сравнение книжных остатков с фактическим на конец каждого инвентаризационного периода позволяет выявить излишки одних товаров и недостачу других.
При исследовании документов, отражающих движение товаров в розничных торговых предприятиях, восстановление количественно-суммового учета невозможно, поскольку расходные операции, выражающиеся в продаже товаров за наличный расчет, не документируются.
Сущность метода контрольного сличения заключается в том, что данные об остатке товара по инвентаризационной описи на конец проверяемого инвентаризационного периода сопоставляются с итоговыми данными о движении этого товара за весь период, начиная от предыдущей инвентаризации.
Обратная калькуляция - контрольный пересчет готовых изделий в сырье. Суть метода заключается в том, что на основе имеющихся документов об изготовлении и расходовании (сбыте, реализации) продукции того или иного вида определяется общее количество сырья и материалов, пошедшее на изготовление всего количества изделий.
Хронологический анализ однородных операций по документам представляет собой аналитическую работу по группировке данных, отражающих движение какого-либо вида ценностей по заранее определенным промежуткам времени (месяц делится на декады, декада на дни и т. п.). Сравнительный анализ заключается во взаимном сопоставлении содержания разных (но одинаковых по форме) документов, отображающих аналогичные операции. К числу признаков подлогов, устанавливаемых путем применения хронологического либо сравнительного анализа, относятся: - «странные» закономерности в виде вспышек или спадов в осуществлении хозяйственных операций, которые используют в качестве поисковых признаков, а иногда и доказательств события преступления; - единичные отклонения содержания отдельного документа от показателей других аналогичных документов, которые обычным, нормальным хозяйственным процессом объяснимы быть не могут и одновременно указывают на сомнительность отдельных документов и хозяйственных операций. §3. Использование методов фактической проверки в юридической практике Методы документальной проверки в ряде случаев бывают недостаточно эффективными. Поэтому наряду с приёмами исследования документальных данных в ревизионной и правоохранительной практике широко используется комплекс методов фактической проверки хозяйственных операций. Приёмы фактической проверки имеют самостоятельное значение, однако, чаще всего, они применяются в комплексе (в дополнение) с методами документальной проверки. Инвентаризация является одним из основных методов фактической проверки. Проверка состояния средств хозяйства, отраженных в документе, осуществляется путем ревизионного осмотра или с помощью специализированного исследования. С помощью осмотра выясняются условия хранения материальных ценностей и денежных средств, состояние складских, торговых и других помещений. При этом можно выявить не только недостатки и условия, способствующие хищениям, но и признаки преступления. Посредством специализированного исследования может быть проведена проверка качества поступающих в организацию или используемых ею сырья, материалов, а также полуфабрикатов и готовой продукции. Это дает возможность выявить факты использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими, более дешевыми, недовложения в продукцию, искажения качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции.
Если проверка качества возможна без специальных лабораторных исследований и производится прямо на месте нахождения продукции, то обязательное участие в ней должны принять лица, ответственные за данный участок работы. Проверка должна оформляться соответствующим актом, если ее результаты имеют значение для ревизии. Выполнение контрольных операций осуществляется с участием специалистов или представителей общественности. Результаты применения данного метода оформляются актом. К их числу относятся: - контрольный запуск сырья в производство; Контрольный запуск сырья в производство применяется для проверки правильности действующих или ранее действовавших в ревизуемый период на предприятии норм расхода сырья и материалов, установления фактического расхода, количества отходов, выхода готовой продукции, проверки технологического процесса, производительности оборудования. -контрольная закупка; -контрольные обмеры фактически выполненных строительных или ремонтных работ и др. Необходимо, чтобы запуск осуществлялся в таких же условиях и в том же порядке, в каком он осуществлялся ранее. Лишь при этом условии результаты эксперимента будут служить полноценным доказательством и могут быть использованы в дальнейшем. Контрольный запуск сырья и материалов в производство помогает выявить различные недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и другие злоупотребления, связанные с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необоснованного списания сверх норм, изменения технологического режима, искажения качественных показателей продукции. Контрольная закупка - это осуществляемое в процессе проведения ревизии или вне ее приобретение товаров путем заключения мнимой сделки купли-продажи в целях проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности. В ходе ее проведения ревизор как рядовой покупатель в присутствии двух незаинтересованных лиц просит реализовать ему определенное количество того или иного товара. После того как товар взвешен или отмерен продавцом, покупка оплачена и получен кассовый чек, ревизор объявляет, что им проводится контрольная закупка, и вызывает руководителя торговой организации. В присутствии продавца, руководителя и двух посторонних лиц, присутствовавших при контрольной закупке, ревизор проверяет фактический вес или меру отпущенного товара, о чем составляется акт. Контрольные обмеры фактически выполненных строительных или ремонтных работ заключаются в установлении фактического объема и стоимости выполненных работ и проверки правильности их отражения в актах приемки работ и нарядах рабочим, а также правильности списания материалов на производство этих работ. К участию в обмере привлекаются заинтересованные должностные лица, ответственные за строительство или ремонт объекта и подписавшие акты приемки работ, наряды и документы на списание материалов. Основным способом производства обмеров строительных работ является инструментальный замер (рулеткой, метром и т. п.).
Получение объяснений - это сбор фактической информации, имеющей значение для предмета ревизионной проверки, со слов проверяемого должностного или материально - ответственного лица, а также лиц, подписавших проверяемый документ либо принимавших участие в проверяемой хозяйственной операции. Получение объяснений является не только правом, но и обязанностью ревизора в тех случаях, когда это необходимо для проверки существенных обстоятельств, в особенности, фактов правонарушений и злоупотреблений. Объяснения помогают проверить достоверность данных, отраженных в документах, выявить подлоги, установить действительно имевшие место события и их участников, а также роль других ревизуемых лиц. Получение объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ либо принимавших участие в проверяемой хозяйственной операции, может осуществляться в устной и письменной форме. Те объяснения, которые носят справочно-ознакомительный характер, не фиксируются. В других случаях ревизор специально вызывает работников предприятия для дачи объяснений. Заслушав устные объяснения, он может потребовать от вызванного изложить их в письменной форме. Не исключается запись объяснений и самим ревизором. В этом случае после подписи лица, давшего объяснения, ревизору следует указать, что объяснения записаны им, и расписаться. Рекомендуется также, чтобы давшее объяснения лицо расписалось дополнительно в конце каждой страницы и поставило дату. В случае отказа того или иного лица дать объяснения по поводу допущенных нарушений ревизор должен затребовать их служебной запиской. Помимо этого ревизор может обращаться за справками в различные организации, если в этом возникает необходимость. Получение письменных справок по поводу содержания проверяемого документа представляет собой получение фактической информации, имеющей значение для решения стоящих перед проверкой задач, путем направления официального запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать необходимыми сведениями. Так, для установления фиктивности операций, отраженных в товарных чеках, ревизор или следователь может получить справку от соответствующего магазина о том, что в ассортименте отсутствуют товары, указанные в чеках; для подтверждения подложности квитанции об оплате проживания в гостинице командированного работника можно получить справку о том, что по указанному адресу данное лицо не проживало.
Тема 8. Формы использования специальных бухгалтерских знаний в юридической практике
§ 1. Понятие специальных бухгалтерских знаний и формы их использования в правоприменительной практике
При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел следователь и суд нередко прибегают к использованию специальных знаний в области бухгалтерского учета. К специальным знаниям в уголовном судопроизводстве следует относить только те знания, которые необходимы при решении вопросов, связанных с выполнением задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с использованием специфических знаний из других отраслей. Специальные бухгалтерские знания - это совокупность знаний, умений и навыков в области бухгалтерского учета, использование которых обеспечивает исследование процессов и явлений финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере экономики. В практике борьбы с преступлениями в сфере экономики знания из области бухгалтерского учета применяются весьма часто и довольно успешно. Раскрывая сущность применения специальных бухгалтерских знаний, следует отметить, что использование таких знаний должно быть облечено в определенную форму. Форма представляет собой способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его внешним выражением. В специальной юридической литературе организационные формы использования специальных знаний различают в зависимости от субъекта, их применяющего (субъекты оперативно-розыскной деятельности, следователь, специалист, эксперт). В зависимости от сферы применения выделяются две формы использования специальных бухгалтерских знаний: - непроцессуальная - до возбуждения уголовного дела; - процессуальная - после возбуждения уголовного дела. Как оперативный работник, так и следователь может встретиться с необходимостью применения специальных знаний до возбуждения уголовного дела. Непроцессуальная форма использования специальных бухгалтерских знаний может осуществляться как гласно, так и негласно. Однако, если привлечение специальных знаний производится следователем, прокурором или судом при проверке заявления, сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, то оно носит всегда только непроцессуальный гласный характер, тогда как привлечение специальных знаний в сфере оперативно-розыскной деятельности может осуществляться как гласно, так и негласно. Естественно, что такие широко известные формы применения специальных бухгалтерских знаний, как привлечение специалиста к производству первоначальных следственных действий и назначение судебно-бухгалтерской экспертизы, относятся уже к процессуальной деятельности органов дознания и
Одной из форм использования специальных бухгалтерских знаний является консультационно-справочная деятельность специалиста-бухгалтера. Консультационно-справочная деятельность специалиста-бухгалтера должна ограничиваться, по нашему мнению, теми случаями, когда оперативному работнику (следователю) необходимо получить консультацию по общим правилам ведения бухгалтерского учета или нормативным положениям, действующим в определенной области экономики. Такая консультация поможет правильно решить вопросы, возникающие в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий, а также дать соответствующую тем или иным явлениям. Консультационно-справочная деятельность представляет собой сообщение специалистом-бухгалтером необходимых сведений, позволяющих сотруднику правоохранительных органов правильно оценить содержание различных бухгалтерских документов, определить основания для возбуждения уголовного дела, уточнить направления доследственной проверки или расследования. Для того, чтобы сообщить работнику правоохранительных органов необходимые сведения справочного характера, специалисту не требуется проводить какие-либо исследования, именно поэтому такие сведения и являются справочными. Достоинство консультирования заключается в том, что сотрудник следственного или оперативного подразделения оперативно получает квалифицированную помощь по специальным вопросам. Консультации могут быть устными и письменными. Устные консультации получаются в ходе проведения беседы, когда оперативный работник или следователь осуществляют сбор фактической информации, имеющей значение ля решения конкретной задачи со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно ею обладает. При этом опрашиваемый - носитель информации - обладает специальными знаниями в области бухгалтерского учета и может сообщить интересующие сведения из этой сферы инициатору беседы. Практика такова, что работники правоохранительных органов факт пройденной консультации, как правило, ни в каких документах не отражают. Следует отметить, что в таких случаях консультации носят справочно-разовый характер, при этом деятельность специалиста не связана с большими затратами; го служебного времени и сложностью формулирования выводов. В подобных случаях следует согласиться с практикой и не предлагать обязательного оформления консультаций. Но в определенных ситуациях консультация должна быть обязательно надлежащим образом оформлена. Разновидностью консультирования является справочная деятельность сведшего лица, когда оперативно-следственные работники в письменном виде, 1утем направления запросов, задают вопросы специалисту в области бухгалтерского учета, который оформляет ответ в виде справки без специального исследования. § 2. Использование специальных бухгалтерских знаний непосредственно сотрудником правоохранительных органов Характерной особенностью данной формы является то, что решение задач, связанных с изучением, исследованием, проверкой, формулированием выводов о финансово-хозяйственных процессах и явлениях, представляющих соответствующий интерес, осуществляется оперативными работниками, дознавателями, следователями самостоятельно, без помощи других лиц из числа специалистов. Самостоятельное применение сотрудником правоохранительных органов знаний в области бухгалтерского учета имеет ряд преимуществ.
Специальные знания в области бухгалтерского учета могут быть применены юристами как при производстве непроцессуальных (наведение справок, исследование предметов и документов - п.2,5 ч.1 ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», так и процессуальных действий (осмотр - ст. 176, 177 УПК РФ; обыск, выемка - ст. 182, 184 УПК РФ, следственный эксперимент -ст.181 УПК РФ, допросы и очные ставки - ст. 187-192 УПК РФ и др.). При этом сотрудником правоохранительных органов могут быть применены наиболее простые методы документальной проверки отдельного бухгалтерского документа или группы взаимосвязанных бухгалтерских документов.
§ 3. Участие специалиста-бухгалтера в производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий Специалист-бухгалтер - это лицо, сведущее в области бухгалтерского учета, приглашенное для участия в проведении следственных действий или оперативно-разыскных мероприятий в качестве консультанта или технического помощника органов дознания и предварительного следствия в целях содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, постановки вопросов эксперту, а также разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Участие специалиста в следственных действиях предусмотрено ст. 168 УПК РФ. О праве привлечения специалиста для участия в оперативно-разыскных мероприятиях говорится в ст.6 ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». Необходимость участия специалиста-бухгалтера в следственных и судебных действиях как формы использования специальных знаний появляется у следственных работников тогда, когда они нуждаются в лице, сведущем в области бухгалтерского учета, для выявления, собирания, осмотра бухгалтерских документов, а так же в тех случаях, когда с помощью специалиста-бухгалтера, не назначая ревизии, они могут собрать необходимые материалы для производства судебно-бухгалтерской экспертизы. Специалист-бухгалтер привлекается к участию в следующих следственных действиях, предусмотренных УПК РФ: производство осмотра (ст.177); производство обыска (ст. 182) и выемки (ст. 183); наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185); наложение ареста на имущество (ст.115); производство следственного эксперимента при проверке объема выполненных работ (ст. 181) и т.д. Цель участия специалиста в следственных действиях определена уголовно-процессуальным законом - оказывать следователю содействие в обнаружении, закреплении и изъятии документов, постановке вопросов эксперту, разъяснять сторонам вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию. Главная роль его состоит в том, чтобы помочь следователю не пройти мимо фактов, имеющих значение для дела. В отличие от эксперта специалист сам не выявляет доказательств, а лишь помогает делать это следователю, устанавливающему фактические данные, имеющие значение для дела. Участие специалиста-бухгалтера в перечисленных ранее следственных действиях (в первую очередь, выемке, обыске, осмотре) может иметь важное значение по делам, связанным с исследованием документов бухгалтерского учета, счетных регистров. Для успешного проведения осмотра и выемки документов следователь должен предварительно сообщить специалисту-бухгалтеру некоторые сведения, позволяющие ему подготовиться к проведению этих действий. В частности, специалисту необходимо знать: - к какой отрасли экономики относится предприятие или учреждение, где проводится указанное следственное действие; - форму бухгалтерского учета, принятую на данном предприятии или в учреждении; -примерный круг документов и период их заполнения и др.
На основании полученных сведений он может составить представление об особенностях бухгалтерского учета на предприятии и составить примерную схему документооборота с тем, чтобы определить примерный объем рассматриваемых документов и место их нахождения. В качестве специалиста может быть привлечено любое лицо, не заинтересованное в исходе дела. Таким лицом может быть и сотрудник экспертного учреждения. Участие его в деле в качестве специалиста при осмотре или выемке документов не исключает, в соответствии с п.1 ч.2 ст.70 УПК РФ, его участия в этом же деле в качестве эксперта-бухгалтера. Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к обвиняемому, разъясняет ему его права и обязанности. На специалиста распространяются правила отвода эксперта (ст. 70 УПК РФ). В частности, в роли специалиста не может выступать представитель организации, контролирующей деятельность предприятия, в котором имело место преступление. Права специалиста регламентированы ст.58 УПК РФ. За разглашение данных предварительного следствия специалист может понести ответственность на основании ст. 310 Уголовного кодекса РФ.
|
|
|