Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология осмотра места происшествия




После того как были рассмотрены социально-психологические качества, необходимые юристу для успешного занятия им своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя правоохранительной деятельности, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?

В психологии поцспособностямипонимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

Изначально каждый имеет определенные задаткив виде врожденных, наследственно обусловленных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые бы стимулировали их дальнейшее развитие.

Задатки проявляют себя в определенной склонностичеловека к различным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявлять себя биологически обусловленные способности (например, сенсорные способности), которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в процессе дальнейшей социализации у человека формируются социально обусловленные способности уже как продукт усвоения определенного социального опыта, становления характера и всестороннего развития личности. Задатки по отношению к способностям поливалентны: на основе одних задатков могут развиваться разные способности.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных проблем.

В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способностиобеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности,позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них специальные способностипомогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности. Можно назвать целый ряд таких специальных способностей. С психологической стороны это сенсорные, двигательные способности и т.п. С профессиональной точки зрения в качестве примера можно указать на музыкальные, художественные, математические способности и т.д.

Кроме того, в деятельности человека постоянно проявляются два уровня развития способностей. Первый из них — это репродуктивныйуровеньразвития способностей, характеризующийся умением человека усваивать знания, овладевать навыками их применения в типовых условиях деятельности при решении стандартных задач. И второй, более высокий уровень развития способностей — творческий.Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандартные решения, создавать новое.

Деятельность юриста весьма многогранна. Поэтому она прежде всего требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место, безусловно, отводится интеллектуальным способностям.

Говоря о профессии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ратинов относит ее «к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями». Такую же, по существу, мысль высказывают и другие ученые, которые среди ведущих «следственных способностей» называют также общие способности человека и прежде всего его интеллектуальные (умственные), творческие способности.

Интеллектуальные способности человека как показатель его уровня общего развития включают в себя сложные психические образования: мышление (гибкость, переключаемость мыслительных процессов, способность генерирования новых идей и т.д.), развитое воображение, хорошую емкую память, острую наблюдательность, восприятие и т.д., которые тесно связаны с творческим потенциалом личности. Считают, что «интеллект проявляется не в простой организации знаний, применении их к различным ситуациям, а в творчес­ком преобразовании заданного материала и получении на этой осно­ве новых данных (знаний, способов работы, приемов решения задач и т.д.), в своеобразии и оригинальности такой переработки»2. Это проявляется в способности и потребностях человека активно познавать неизвестное, в его умении обобщать и выделять главное, осуществлять перенос усвоенной информации на новый материал, прогнозировать процесс познания и его результаты. Интеллектуальные, познавательные способности проявляются в умственной работоспособности, быстроте и устойчивости мыслительной работы, в выборе видов занятий и отдыха. Развитый интеллект — основа творческих способностей юриста, так как интеллект и творческие способности неразрывно связаны между собой.

Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, весьма важное значение в структуре способностей юриста имеют и коммуникативные способности,облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Юрист должен быть наделен также и хорошими организаторскими способностями, в основе которых лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.

Разумеется, перечисленными выше не исчерпываются все способности, которые необходимы юристу. В зависимости от решаемых им задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие же будут играть вспомогательную роль.

И наконец, последнее замечание, которое необходимо сделать. Когда мы говорим о способности к той или иной профессиональной, в том числе и к правоохранительной деятельности, следует видеть не некую застывшую совокупность, некий набор отдельных качеств и свойств личности, а их постоянное взаимодействие, в процессе которого одни из них компенсируют недостаток, недоразвитость других. Феномен компенсации, компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом такого интегративного понятия, каким являются способности, в данном случае — профессиональные способности юриста. Именно феноменом компенсации можно объяснить высокие результаты в работе многих юристов, наделенных в разной мере теми или иными профессионально важными качествами, свойствами личности, которые придают столь несхожий характер их стилю деятельности.

Различное сочетание описанных выше способностей образует тот необходимый сплав индивидуально-психологических особенностей личности, который можно охарактеризовать как профессионально значимые способностик юридической деятельности, определяющие в конечном итоге профессиональную пригодность юриста.

Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности.

Профессионально значимые способности юриста, в конечном итоге его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профессионализма оцениваются с помощью:

§ квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготовке, специализации, присвоении классного чина и т.д.;

§ объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных (оценочных) характеристик, например по числу рассмотренных (расследованных) дел, проведенных проверок за какой-то определенный период времени, по числу полученных поощрений и взысканий, наконец, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей и т.д. (см. графу 3 в приведенной выше таблице);

§ психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специально подобранных для этих целей тестовых методик.

Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках кандидата. Их надежность в первую очередь зависит от качества психодиагностического обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Именно поэтому данную работу могут выполнять только квалифицированные психологи. Эти психологические (тестовые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критериями профессиональной пригодности юриста, о чем речь пойдет дальше.

Критерии профессиональной пригодности должны:

§ отражать только значимые показатели, соответствующие стабильным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;

§ различать работников с высокой и низкой степенью профессиональной пригодности;

§ быть удобными в использовании при оценке деятельности и личности любого юриста, способности которого к профессиональной деятельности необходимо исследовать1.

§ Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет составить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, личностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...