Структура дисциплины, ее роль и место в обучении студентов
ЛекцИя №1 (Вводная) По учебной дисциплине «Современные автоматизированные системы управления движением судов»
Тема: «Основные понятия и определения современных систем управления движением судов». Учебный класс: ЭС-61д, ЭС-62д время: 1-2 час. Место: 52 ауд. Учебная и воспитательная цель: «Формирование у студентов целостного представления о современные автоматизированные системы управления движением судов»
Учебные вопросы и распределение времени:
Вступление..............................................................................................5 мин. 1. Структура дисциплины, ее роль и место в обучении студентов.................................................................................................10 мин. 2. Понятие системы и системы управления.…………………………20 мин. 3. Понятие информационной системы………………………………..25 мин. 4. Понятие интегрированных систем………………………………… 20 мин. Выводы и ответы на вопросы.................................................................10 мин. Учебно-материальное обеспечение: проектор, слайды.
Учебная литература: 1. Алексишин В.Г., Козырь Л.А., Короткий Т.Р. Международные и национальные стандарты безопасности мореплавания. - Одесса: «Латстар», 2002.-257с. 2. Золотов В.В., Фрейдзон И.Р. Управляющие комплексы сложных корабельных систем.-Л.: «Судостроение», 1986.-232с. 3. Вагущенко Л.Л. Интегрированные системы ходового мостика. - Одесса: «Латстар», 2003.-170с. 4. Вагущенко Л.Л., Вагущенко А.Л., Заичко С.И. Бортовые автоматизированные системы контроля мореходности. - Одесса: «Фенікс», 2005.-272с. 5. Вагущенко Л.Л. Судовые навигационно-информационные системы. - Одесса: «Латстар», 2004.-302с. СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЕ ИЗЛОЖЕНИЯ
Лекция начинается с короткого вступления, в котором доводится тема, ее значение в подготовке специалиста, целевая установка и план. Так же во вступлении доводится рекомендуемая литература и ее краткая характеристика.
В основной части лекции при определении очередного вопроса плана, формулируется его связь с обеспечивающими учебными дисциплинами и будущей деятельностью специалиста. Структура дисциплины, ее роль и место в обучении студентов
Стремительное развитие науки и техники привело к созданию принципиально новых систем управления техническими объектами в промышленности и на транспорте. Это касается и морских узлов, на которых, как показывает история, во все времена находили применение последние достижения науки и техники. На современном этапе особенно следует выделить успехи развития двух наук: электроники и информатики. Они оказывают большое влиянием все сферы экономики и общественные процессы. Не является исключением и судоходство. Прежде всего, необходимо отметить влияние на судовождение микроэлектроники, развитие которой началось в шестидесятых годах XX века. В результате появилась микропроцессорная техника, ставшая основой автоматизации практически всех процессов, среди которых главное значение имеют информационные. Применение микропроцессорной техники для целей судовождения позволило: - усовершенствовать судовые технические средства, - создать новые навигационные приборы и системы, значительно повысившие точность и надежность судовождения; - разработать более совершенные датчики информации о параметрах судовых технологических процессов; - производить обработку информации в реальном масштабе времени; - улучшить качество управления судном, благодаря использованию более полной информации о процессе судовождения, а также за счет освобождения штурманского состава от рутинных операций по поиску информации и ее обработке;
- улучшить контроль работы бортовых технических средств и повысить безопасность судна; - использовать в трудных случаях помощь квалифицированных береговых специалистов, создав возможность быстрой передачи им и отображения на берегу больших массивов информации, характеризующей развитие ситуации в процессе движения судна; - отойти от традиционной жесткой организации систем управления судном и обеспечить их открытость путем интеграции с помощью информационных каналов; - выполнить автоматическое решение ряда «интеллектуальных» задач, связанных с управлением судном, его безопасностью, контролем технических средств. В этой связи дисциплина «Современные автоматизированные системы управления движением судов» (60 часов) состоит из 15 лекций и 15 практических занятий: 1) Лекция №1 Вводная «Основные понятия и определения систем управления движением судов». 2) Лекция№2 «Интегрированные системы ходового мостика (ИСМ)». 3)Практическое занятие №1 «Обеспечение качественного функционирования ИСМ» 4 ) Лекция №3 «Конвенционные навигационные приборы и системы». 5) Практическое занятие №2 «Анализ работы конвенционных навигационных систем». 6) Лекция №4 «Автоматическая идентификационная система (АИС)» 1. Общие сведения об АИС. 2. Бортовая аппаратура АИС. 3. Информация предоставляемая АИС. 7) Практическое занятие №3 «Анализ информации, предоставляемой бортовой АИС». 8) Лекция №5 «Бортовые системы ночного видения и приема звуковых сигналов». 9) Практическое занятие №4 «Основы передачи и обработки информации в бортовых системах ночного видения и приема звуковых сигналов». 10) Лекция №6 «Спутниковые компасы». 11) Практическое занятие №5 Принципы определения курса в спутниковых компасах». 12) Лекция №7 «Навигационно-информационная система (НИС)». 13) Практическое занятие №6 «Виды электронных карт и типы навигационно-информационных систем. Краткие сведения об ECDIS». 14) Лекция №8 «Общие сведения о системах предупреждения столкновений судов (СПС)». 15) Практическое занятие №7 «Анализ особенностей функционирования СПС». 16) Лекция №9 «Основные сведения о бортовых РЛС в АИС». 17) Практическое занятие №8 «Преимущества АИС перед РЛС И САРП»
18) Лекция №10 «Станция управления движением судна (СУДС)» 19) Практическое занятие №9 «Анализ структуры и органов управления СУДС». 20) Лекция №11 «Система оценки и оптимизации мореходности». 1. Общие сведения о системе. 2. Современные системы оценки и оптимизации мореходности. 21) Практическое занятие №10 «Система мониторинга параметров морского волнения». 22) Лекция №12 «Система планирования и оптимизации пути (СПП)». 1. Общие сведения. 2. Назначение СПП. 23) Практическое занятие №11 «Типовые функции СПП для выбора начального варианта пути и прогностическая оценка внешних условий на маршруте» 24) Практическое занятие №12 «Функции СПП для анализа влияния условий предстоящего плавания на судно и груз. Оценка и оптимизация плана перехода». 25) Лекция №13 «Регистр данных рейса (РДР)». 26) Практическое занятие №13 «Функции аппаратуры РДР» 27) Лекция №14 «Централизованная система мониторинга и сигнализации». 28) Практическое занятие №14 «Наблюдение за судовыми системами и другие виды мониторинга» 29) Лекция №15 «Интегрированная система радиосвязи» 30) Практическое занятие №15 «Особенности использования УКВ и КВ средств связи для обеспечения безопасности движения судов».
В данных темах лекционные занятия, для детального рассмотрения отдельных теоретических положений учебной дисциплины чередуются с практическими занятиями. Также для формирования практических навыков во второй теме планируется проведение практических занятий на реальных береговых системах управления движением судов (СУДС) «Дельта-Лоцман». Для контроля знаний и умений, полученных студентами в ходе изучения дисциплины, в конце курса проводится написание рефератов, задание на которые выдается на дом. Для пояснения отдельных теоретических положений или практических аспектов их использования в ходе изучения дисциплины запланированы консультации, которые проводятся после изучений соответствующих тем. Завершается обучение зачетом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|