Культура Древней Греции
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античной обычноназывают культуру древнегреческой и древнеримской цивилизации. Однако рамки античного мира были значительно шире. Они включают культуру греческих колоний Северного Причерноморья, эллинистических государств Востока, Карфаген и античные города-государства Северной Африки. Но колыбелью и сердцевиной античной цивилизации, безусловно, являются Греция и Рим. Хронологически античная культура охватывает период между I тыс. до н. э. по V век н. э. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры. Культура Древней Греции Характерные черты и особенности древнегреческой культуры. Древнегреческая культура до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о загадке «греческого чуда». Суть этого чуда, по мнению ученых, состоит, прежде всего, в том, что греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ – ни до, ни после – не смог сделать ничего подобного. Практически все достижения европейской цивилизации можно свести к идеям и образам древнегреческой культуры. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но, усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н. э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщёно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.
Эллинам противопоставлялись все остальные – варвары. Варвар – это иностранец, говорящий не по-гречески, бормочущий “бар-бар-бар”, так что его не поймешь. Греки могли восхищаться достижениями многих народов, но чувствовали себя отличными от них по своей культуре и по тому, что эллины – исходно рождены для свободы. · Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. Но именно море (морские, дальние походы, укрепление удаленных колоний) цивилизовало древних греков. При растущем населении и ограниченной технике обработки земли, – они не могли себя прокормить. Масло и вино, имевшиеся в изобилии, – далеко не все, что нужно. Свои леса (а Греция поначалу была лесистой), быстро свели почти на нет. Почва не позволяла иметь мощного земледелия, а пастбища – расширяющегося скотоводства. Обыденная жизнь древних греков была, в общем, довольно бедной. Ячменный и ржаной хлеб был привозным. Своими были, помимо масла и вина, овощи, фрукты, рыба, сыр и козье молоко. Мясо и дичь употреблялись в пищу по праздникам, или богачами. · В Древней Греции неизбежным стало широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров и такой тип организации общества как город, принявший форму полиса, т. е. город-государство. · Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, и, прежде всего – республики и демократии (власть народа: демос – народ, кратос – власть), наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443 – 429 гг. до н. э.).
· Цивилизация Древней Греции была рабовладельческой. В V веке до н. э. население Афин наполовину состояло из рабов. Но рабство считалось вполне нормальным явлением, неотъемлемым условием жизни свободных людей. Рабство служило основой древнегреческой цивилизации и культуры, рабы своим трудом высвободили время и силы свободных для занятий организацией общества, управлением, разнообразной интеллектуальной деятельностью. · Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. · Космологизм греческой культуры уже предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Отсюда и общее отношение античного грека к земной жизни: любовь к повседневным радостям, преимущество жизни над смертью. Понимание этого составляет смысл античного мировоззрения: «Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно все это, поняв, человек, веселись беззаботно... И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе» (Греческая эпиграмма. М., 1960. С. 276). Именно поэтому, греки, способные на подвиг и самопожертвование, жалели о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир. Ахиллес, герой Троянской войны, уже провозглашенный царем над умершими, говорил: “Лучше быть рабом на земле, чем царем мертвых”. · Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Греки не стыдились наготы человеческого тела. Красота телосложения почиталась так высоко, что являлась не только мерилом всех форм греческой культуры, но и стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.
· Греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической, т. к. в целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к стремлению утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. · Античная культура проникнута принципом патриотизма. Характерной чертой свободного грека как гражданина полиса, являлось выражение его идей и ценностей. · Принципом патриотизма проникнута и такая черта, как состязательность: она характеризует все сферы жизни, составляла основу всего уклада жизни эллинов - граждан полиса. Главную роль играли состязания (агон) художественные — поэтические и музыкальные, спортивные, конные. · Гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей» понималась греками как основная черта бытия. Наивысшее выражение гармония получает в искусстве. Образ жизни древних греков характеризовался также следующими чертами: · Игра, которая пронизывала все виды деятельности, включая серьезные; · Истина, добро и красота, находившиеся в тесном единстве; красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии. · Мера, связанная с умеренностью, гармонией и порядком. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфинском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.
· Античная культура — это тип европейской рациональной культуры. Грек, созерцая космос, восприняв его, должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, по Аристотелю, есть отношение величин, если она выражается в «пропорции и связи вещей», то поэтому должны быть математические нормы этой связи. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. · Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса — калокагатия.Прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен — одно лишь нам радует зрение; кто же хорош — сам собой и прекрасным покажется», — выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н. э.). · Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени — «гимнастического» и «мусического». Цель «гимнастического» – физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. «Мусическое» предполагало обучение всем видам искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), освоение научных дисциплин, философии, включая риторику. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. · Наличие в античной культуре аполлонийского (светлого, гармоничного, рационального) и дионисийского (темного, хаотичного, иррационального) начал. · Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего, это касается философии, математики, астрономии, клинической медицины, истории. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Элладе, многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. · Греческая мифология имеет свое своеобразие, она гораздо ближе к искусству, чем к религии. Не случайно Гегель назвал греческую религию «религией красоты».
· Греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. В Афинах отмечалось 60 праздников, некоторые из них продолжались несколько дней. Самые важные - Дионисии и Большие Панафинеи. Дионисии - праздник в честь Диониса - бога виноградарства и виноделия. Панафинеи - праздник в честь богини города Афин. Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили через 4 года на юге Греции, в Олимпии с 776 г. На время священного месяца игр все враждебные действия между греками прекращались. К участию допускались только мужчины, не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались на Олимпийские игры под страхом смерти. В культуре древней Греции принято выделять следующие периоды: 1) эгейский или крито-микенский или минойский (II тысячелетие до н. э.) 2) гомеровский (XI –IX вв. до н. э.) 3) архаический (VIII – VI вв. до н. э.) 4) классический (V – IV вв. до н. э.) 5) эллинистический (2-я половина IV-го в. – II в. до н. э.) 1. Крито-микенская культура 2. Гомеровский период Древнегреческая религия см. С.1-4 лекции С точки зрения греков не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов. Связующим звеном между ними выступали герои. Такие из них, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были близки к человеку, испытывали человеческие страсти и могли страдать подобно людям. С легендами о богах связано рождение оригинального жанра литературы - мифов - своеобразного сказания о жизни и подвигах богов и людей. Особенно популярны были мифы о двенадцати подвигах Геракла, об аргонавтах и о Тесее. Главная тематика мифов - это физическое и нравственное совершенствование. Архаическим (от греческого архаио - древний) периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н. э. В это время произошло становление всех основных элементов античной культуры: основная форма политической организации - полис (город-государство); система денежного обращения и рынка; классическое рабство; демократическая форма правления, оформление этнического самосознания. Величайшим достижением греческой архаики стало создание алфавитного письма. На основе финикийской слоговой системы греки создали простой способ фиксации информации. Учиться писать и читать стало проще и быстрее. Произошла «демократизация» системы обучения, позволившая сделать всех свободных граждан Греции грамотными. С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры - возникновение философии. Греческие натурфилософы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен были не только первыми философами, но и первыми учеными, основоположниками греческой и всей европейской науки. Переход от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его осмыслению означал качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества. Литература см. С. 4-5 лекции Архаическая эпоха - время становления архитектуры. Главное место в ней занимало строительство общественных, в первую очередь культовых зданий - храмов, которые считались местом обитания богов. Характерной чертой греческой архитектуры становится применение ордеров - особой системы построения, когда на основание ставился ряд вертикальных колонн, поддерживающих несомые части. Три вида древнегреческих колонн: дорические, ионические и коринфские до сих пор используются в строительстве. Скульптура. Вазопись. Театр. см. С. 4-5 лекции.
Классический период в истории Древней Греции охватывает время с рубежа VI-V вв. до н. э. по 388 г. до н. э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху. Временем наибольшего взлета греческой культуры считается V в. до н. э. Новые тенденции хорошо прослеживаются в градостроительстве. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую застройку. На строительную практику в V в. до н. э. оказала влияние теория регулярной планировки городов, созданная Гипподамом. Она сводилась не только к разбивке города на прямоугольные кварталы, но и включала в себя идею расчленения территории города на районы по их функциям: общественный центр, жилая часть, торговая и промышленная зоны. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. Особое место в древнегреческой архитектуре занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе - центре города. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры. Он включал ряд сооружений: парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) и другие. Главное сооружение Акрополя Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос). В центре храма находилась статуя этой богини, выполненная скульптором Фидием в хрисоэлефантинном стиле, т.е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Поставленный на высоте 150 м. над уровнем моря, Парфенон был виден из любой точки города и с кораблей, подплывавших к Афинам. Он был построен архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптура Греции этого периода развивала традиции предшественников. Основными оставались изображения богов и героев - идеальных граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» - подобия - как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаике, статуи становятся более реалистическими. Развитие скульптуры в V в. до. н. э. связано с именами трех прославленных мастеров - Фидия, Мирона, Поликлета. Помимо уже названных работ Фидия наиболее известна его статуя Зевса Олимпийского. Она изготовлена в хрисоэлефантинном стиле. Сидящий на троне Зевс в правой руке держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - жезл. Эту работу Фидия древние причислили к одному из семи чудес света. Наиболее прославленной работой Мирона считается «Дискобол» - атлет в момент метания диска. Совершенное тело спортсмена в момент напряжения - любимая тема Мирона. В творчестве Поликлета ведущая тема также изображение атлетов. Известен его «Дорифор» - могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Поликлет искал совершенные пропорции человеческого тела. Согласно его канону, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8. Греческая скульптура IV в. до н. э. представлена такими выдающимися мастерами, как Пракситель и Лисипп. В их работах все большее значение приобретает стремление к передаче индивидуальных черт человека, его чувств и внутреннего мира. Тенденция к реалистическому изображению человека прослеживается в живописи V в. до н. э. С именем Полигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова. Наиболее крупные живописцы IV в. до н. э. Павсаний и Апеллес. Павсаний изобрел технику энкаустики - живописи восковыми красками. В греческой вазописи классического периода преобладает красно-фигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивался весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. Стали более частыми изображения быта. Одним из крупнейших вазописцев был Евфроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Во второй половине V-IV вв. до н. э. расцветает ораторское искусство, прежде всего судебное красноречие. Известен составитель судебных речей Лисий. Непревзойденным мастером красноречия считается Исократ - самый известный в то время учитель риторики - науки об ораторском искусстве. Величайшим оратором древности был Демосфен, речи которого в защиту свободы Афин возвели его в ранг руководящего государственного деятеля. Классическая Греция - время рождения и расцвета драматического искусства. Его жанрами были трагедии (буквально «песня козлов»), которые возникают из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими постоянных спутников бога вина Диониса. Сюжетом их служили мифы о богах и героях, и комедии, чаще всего политические. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие греческой культуры, как катарсис (kathoros—очищение), облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов. Развитие древнегреческой трагедии связано с именами трех крупных драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил и Софокл - творцы античной трагедии в ее классической форме. Творения Эсхила - «Персы», «Ористея», «Прикованный Прометей»; Софокла - «Антигона», «Царь Эдип». В них изображались преимущественно столкновения по вопросам этики и морали. В трагедиях Еврипида «Вакханки», «Геракл», «Медея» и др. нашли отражение проблемы политической и социальной жизни современного ему общества. Наиболее острым в политическом отношении жанром была комедия. Крупнейший ее представитель - Аристофан («Ахарняне», «Мир», «Плутос»). Он дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин во времена начала кризиса демократии. В его комедиях представлены различные слои общества. Особенность всех театральных постановок был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора, и сосредоточил основное внимание на диалоге. Софокл вводит третьего актера, что позволило обрисовывать линии поведения в конфликте. Так произошло рождение театра. В греческом театре все женские роли исполняли мужчины. Лица актеров покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажей. Комические актеры облачались нарочито шутовскими одеждами. В Греции не было постоянных театральных групп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли в театре сами граждане, они же готовили костюмы и декорации. Финансирование театра входило в обязанности богатых граждан. Афинское государство, чтобы сделать театральные зрелища доступными для граждан с невысоким достатком малоимущим выплачивали теорикон - по 2 абола на посещение театра. От современного античный театр отличался не только тем, что показывали, но и тем как он был устроен. Представления шли под открытым небом, на круглой площадке - орхестре. Скамьи для зрителей вырубались в каменистом склоне. Именно этот простейший зрительный зал назывался «театроном» (отсюда название театр). В период классической Греции получила развитие наука. Греки создали первые в Европе научные школы. Среди них следует выделить школу Пифагора (VI в. до н. э.). Величие Пифагора и его школы не только во вкладе в геометрию, но и в установлении математических соотношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре. Так, опытным путем они определили, что высота тона в музыке находится в строгой зависимости от длины струны. Не менее дерзким для того времени было их утверждение, что Земля движется вокруг некоего очага, расположенного в центре мироздания. Вершиной творчества Пифагора и его школы была знаменитая мистика чисел. Внимание пифагорийцев к числам, пропорциям, симметрии и гармонии сыграло роль в складывании греческой культуры, для которой характерны стремления к красоте, точности и сообразности. Крупнейшим ученым IV в. до н. э. был Евдокс Книдский, открывший в математике общую теорию пропорций, оцененную по-настоящему только во второй половине XIX в. Он стал создателем теоретической астрономии, рассчитал орбиты движения планет, составил каталог звездного неба, создал астрономическую обсерваторию. Трактат Евклида «Начала геометрии» выдержал около 1700 изданий и в течение столетий оставался обязательным учебным пособием. Живший в III в. до н. э. в Сиракузах Архимед написал трактат «О плавающих телах», положив тем самым начало гидростатике. Он же предложил формулу исчисления длины окружности, введя величину Пи, стал основоположником теоретической механики, изобрел много технических устройств. Это далеко не полный перечень научных открытий древних греков. Продолжалось развитие античной философии. Историография. В V в. до н. э. создавали свои труды крупнейшие историки. Геродот, основатель исторической науки, в своём труде “История” дал описание многих событий, стран и культур. Фукидид описал современные ему события в труде «История Пелопоннесской войны». Ценные сведения исторического характера оставили: Ксенофонт в трудах “Анабасис”, “Киропедия”,“Греческая история”;Полибий, написавший “Всемирную историю”; Диодор, сочинивший “Историческую библиотеку”; Плутарх, создавший знаменитые “Сравнительные жизнеописания”. Выдающийся историко-культурный популярный труд под названием “Описание Эллады” создал Павсаний. Из него можно почерпнуть ценные сведения о личностях, событиях и памятниках эллинской культуры.
Эллинизм, как одно из продолжений древнегреческой культуры. В последние десятилетия IV в. до н. э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а «придворным» художником — последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. «Ориентализация», насаждаемая Александром Македонским, была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма — синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Это отражается в литературе и искусстве. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам — вот, то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры — знаменитая Венера Милосская. Создаются такие скульптурные шедевры как Ника Самофракийская (остров Самофракия), группа «Лаокоон и его сыновья» скульпторов Агесандра, Полидора, Афенадора. Сюжет, почерпнутый из гомеровской «Илиады» — смерть троянского жреца Лаокоона и его сыновей, посланная богами за то, что он возражал против внесения в город знаменитого троянского коня, рассматривается как страшная человеческая трагедия. Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры — он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений. Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия — настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. В Александрии был создан музей (храм муз), где существовала богатейшая библиотека. В Александрии развивалось образование, была впервые создана единообразная школьная система. Впервые государство и города стали заниматься специальным обучением детей, начальным, элементарным образованием, в основном платным. Обучали чтению, письму, немного риторике. В то же время физическое развитие всех перестало быть актуальным, в связи с тем, что армия в эллинистических государствах стала наемной. Физическая культура – все более превращалась в спорт, в игру. В эллинистических государствах, наряду с развитием просвещения, выросла и роль религии, причем в мистических ее вариантах, что было связано с влиянием Востока. В эллинистической философии появляются мотивы стоицизма, эпикурейства, скептицизма. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|