График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
«Земельное право РК»
№
п/п
| Вид работ
| Цель и содержание задания
| Рекомендуемая литература
| Продолжительность выполнения
| Баллы
| Форма контроля
|
1.
| Составление таблиц, схем по пройденным темам.
| Графическое закрепление пройденной темы
| согласно теме занятия
| Согласно графику занятий
| 0-100
| Опрос темы по таблице, схеме
|
2.
| Реферат
| Выявление проблем и изучение тенденции развития науки методика преподавания права
| согласно теме занятия
| Согласно графику занятий
| 0-100
| Защита реферата
|
3.
| Дискуссия
| Развить самостоятельную точку зрения на проблему
| согласно пройденным темам
| Согласно графику занятий
| 0-100
| Высказывание с аргументами
|
4.
| Эссе
| Проверка способности логически мыслить, последовательное изложение мысли, вычленение главного.
| согласно теме занятия
| Согласно графику занятий
| 0-100
| Изложение и обсуждение
|
5.
| Выполнение заданий СРСП, СРС
| Развитие аналити-ческих способностей
|
| Согласно графику времени отведенному на СРСП, СРС
| 0-100
| Устная, письменная
|
6.
| Рубежный контроль
| Проверка способности логически мыслить, проверка усвоения материала
| Первая работа согласно темам 1 – 7
Вторая работа согласно темам 8- 15
| СРСП № 15
СРСП № 30
| 0-100
| Устная, письменная
|
7.
| Экзамен
| Комплексная проверка знания
|
| По расписанию
| 0-100
| тестирование
|
Текстовые учебные пособия, авторские лекции
Глоссарий по курсу «судебная экспертиза»
Диагностическая задача - выявление механизма события, времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними, природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию и т.д.
Идентификационная задача - решение вопросов о тождестве конкретных объектов, о принадлежности объектов к конкретной группе, об установлении единого источника происхождения объектов, о принадлежности объекта к единому целому, единой массе, об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.
Метод судебно-экспертной практической деятельности - система действий и операций по решению практических экспертных задач.
Методология судебно-экспертной деятельности - учение о структуре, логической организации, методах и средствах этой деятельности.
Образец для сравнительного исследования - материальный объект, предоставляемый эксперту для сравнения с идентифицируемыми или диагностируемыми объектами, как правило, вещественными доказательствами.
Обратные диагностические задачи - сложные экспертные задачи, которые решаются путем движения от следствия к причине (мысленное, физическое и математическое моделирование).
Объект экспертного исследования - материальный объект, содержащий информацию, необходимую для решения экспертной задачи.
Предмет судебной экспертизы - фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на основе специальных знаний в различных областях науки и техники, искусства и ремесла.
Прямые диагностические задачи - простые экспертные задачи, которые решаются путем движения от причины к следствию.
Разрушающий метод экспертного исследования - метод экспертного исследования, который при своей реализации приводит либо к разрушению объекта в целом или исследуемого образца, либо к необратимым изменениям состава, структуры или отдельных свойств объекта при сохранении его формы и внешнего вида.
Свободный образец для сравнительного исследования - образец, который образовался до начала производства по делу и вне связи с ним.
Судебная экспертиза - исследование на основе использования профессиональных знаний в области науки, техники, ремесла, искусства и т.д., назначенное и проведенное в рамках уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
Условно-свободный образец для сравнительного исследования -образец, возникший после возбуждения дела, но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу.
Экспериментальный образец для сравнительного исследования -образец, который отбирают в уголовном процессе в заданных условиях и получают в связи с подготовкой материалов на судебную экспертизу.
Экспертиза - (эксперт от лат. expertus - знающий по опыту, опытный, испытанный, проверенный) используется в науке и практике для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью специального инструментария - экспертных методик.
Лекция № 1
Основы судебной экспертологии
Сущность судебной экспертизы
Вопрос 1. Концептуальные основы теории судебной экспертизы
Начало формирования теории судебной экспертизы относится к концу 50-х началу 60-х годов 20 века. Этот процесс связан с выдвижением концепции теории криминалистической экспертизы и предложением о выделении этой теории из общего курса криминалистики.
Одни ученые полагали, что необходимо выделить в самостоятельное (не в рамках криминалистики) общее учение о судебной экспертизе, включив в нее то общее, что объединяет различные роды и виды судебных экспертиз.
Другие в развитие этих идей говорили о возникновении новой отрасли науки – судебной экспертологии, которая на их взгляд представляла науку о законах и методах формирования и развития судебных экспертиз, е месте в системе научного знания, элементах системы экспертологии.
Важным этапом в развитии теории судебной экспертизы стало издание в 1979 году книги Винберга и Малаховской «Судебная экспертология (общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз)».
Основные концептуальные положения авторов заключались в следующем:
1. Судебная экспертология – форма достоверного научного знания о закономерностях и методологии формирования и развития научных основ судебных экспертиз.
2. Научные основы судебных экспертиз формируются либо непосредственно на базе материнских наук, либо через трансформацию этих наук в экспертные науки.
3. В системе судебной экспертологии обозначены 4 уровня знаний:
- фундаментальные базовые (материнские) науки;
- предметные судебные науки;
- отрасли предметных судебных наук;
- судебные экспертизы.
По мнению большинства ученых, определяющим, при решении вопроса о природе теории судебной экспертизы как науки является положение, сформулированное Белкиным.
Он полагает, что она является самостоятельной областью научного знания, если ее рассматривать как науку о закономерностях возникновения и развития судебных экспертиз, процесса экспертного исследования и формирования его результатов, закономерностей, проявляющихся в общности тех методологических и методических основ, на базе которых возможно объединение отдельных видов судебной экспертизы в единую целостную систему с четкой классификацией видов судебной экспертизы как ее элементов.
Белкин определяет теорию судебной экспертизы как комплексную синтетическую науку и относит ее к междисциплинарным областям знания. Таким образом, теорию судебной экспертизы можно отнести к самостоятельной области научного знания, а не части науки криминалистики. Однако нельзя отрицать взаимосвязи этих областей знания. Ряд принципов при построении теории судебной экспертизы позаимствован из общей теории криминалистики, в том числе из таких частных теорий, как криминалистические идентификация и диагностика, служащих научными основами отдельных родов и видов судебной экспертизы.
Однако общая теория судебной экспертизы имеет свои, отличные от криминалистики, предмет, объекты, методы познания, специфические функции.
Вопрос 2. Закономерности развития теории судебной экспертизы
Закономерности должны представлять определенную иерархию общих и специальных законов.
В теории судебной экспертизы принята следующая концепция такой иерархии:
- фундаментальные закономерности, общие для всех экспертиз;
- закономерности «пограничного» характера;
- предметные закономерности.
1. Общие, фундаментальные закономерности
Делятся на следующие группы:
- Закономерность получения достоверного знания на базе уже известного. Данная закономерность составляет основу всей экспертизы, сущность практической деятельности эксперта.
Для того чтобы дать объективное, полное и достоверное заключение, эксперт должен применить методы, разработанные с учетом специфики исследуемых объектов. При этом вначале эксперт использует неразрушающие методы исследования, а затем уже те, которые могут привести к изменению свойств и признаков объекта.
Максимальное сохранение объекта исследования необходимо, прежде всего, для его предъявления в суде, проведения повторной экспертизы.
- Закономерность использования современных достижений науки и техники при создании специализированных (предметных) наук тех или иных родов экспертиз.
Даная закономерность проявляется, например, при расширении возможностей исследования уже известных экспертизе объектов на основе создания новых или модификации действующих методов и методик.
- Закономерности процессов компьютеризации судебной экспертизы.
Эти процессы обусловлены стремлением практики к объективизации экспертного заключения путем использования количественных критериев для оценки исследования. Т.е. речь идет о таких экспертизах как почерковедческая, фонографическая, техническая и т.д.
2. Закономерности «пограничного» характера
К ним относятся включаемые в общую теорию судебной экспертизы закономерности наук, с которыми она взаимодействует. Прежде всего, это криминалистика, а также химия, физика и др., являющиеся базовыми для соответствующих экспертиз.
К числу криминалистических закономерностей, с которыми связана теория судебной экспертизы, относятся закономерности механизма совершения преступления, возникновения информации о преступлении и закономерности ее собирания и исследования. Из этих закономерностей для каждого рода экспертизы выводятся закономерности информационно – отражательного процесса применительно к объектам исследования данных экспертиз. Так, закономерности возникновения следов как результата отображения при механическом воздействии следообразующего объекта на воспринимающую поверхность используются в трасологических, баллистических, судебно-медицинских экспертизах.
3. Предметные закономерности – т.е. закономерности собственно объекта теории судебной экспертизы
Прежде всего, к ним можно отнести функционирование различных видов экспертиз в качестве структур единой системы на единой методологической основе и по общим методикам.
К данной группе может быть отнесена такая закономерность как получение на основе специальных познаний и проводимого исследования объекта экспертизы криминалистически значимой информации и при необходимости ее перевод в форму, доступную, понятную следователю, прокурору, судье.
К числу закономерностей судебной экспертизы следует отнести и закономерность постоянного объема знаний, составляющих специализированные экспертные науки и определяющих понятие компетенции экспертиз данного рода.
Закономерностью этой группы является отражение в общей теории судебной экспертизы процесса возникновения новых видов экспертиз или выделение подвидов из уже существующих экспертиз. Например, из судебно-баллистической выделена взрывотехническая экспертиза.
Также к данной группе закономерностей можно отнести и профилактическую функцию судебной экспертизы. Например, при исследовании холодного оружия экспертом установлено, что оно изготовлено на заводском оборудовании. На основе данных рекомендаций следователь готовит представление руководителю соответствующего предприятия об устранении данных недостатков.
Судебная экспертология
Общие вопросы судебной экспертизы
Вопрос №1. Предмет и объекты судебной экспертизы
Судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Признаками судебной экспертизы являются:
1) подготовка, назначение и проведение с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, а также права обвиняемого (подозреваемого);
2) проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, искусства или ремесла;
3) дача заключения, имеющего статус источника доказательств.
Таким образом, судебная экспертиза является средством доказывания и проводится специальным субъектом с целью получения фактов, которые могут быть установлены только с помощью экспертного исследования, результаты которого оформляются заключением эксперта.
Содержание предмета судебной экспертизы следует рассматривать с двух позиций: научной и практической.
С научной точки зрения предметом являются закономерности формирования свойств объектов и их изменения в связи с совершением преступления.
С практической точки зрения предметом являются фактические данные (обстоятельства дела), устанавливаемые на основе специальных познаний.
Предметом конкретной экспертизы является экспертная задача, которую необходимо решить эксперту в ходе и по результатам исследования.
Объект судебной экспертизы.
С научной точки зрения, объект судебной экспертизы – это род (вид), какой-либо класс, категория предметов, характеризующихся общими свойствами.
С практической точки зрения, объект – это определенный предмет, поступающий на исследование эксперту. К ним относятся трупы человека и животных, отображения механизмов, агрегатов и т.д.
Кроме того, к объектам экспертизы относятся и явления, события, факты, и другие нематериальные объекты, изучение которых происходит путем исследования материальных носителей информации о них.
Классификация объектов экспертизы
1. С учетом иерархии значений:
- общий объект экспертизы (материальный носитель информации о фактах, интересующих следствие и суды);
- родовой (предметный) объект (совокупность материальных носителей информации, объединенных общими свойствами (качествами), исследуемая в рамках класса, рода, экспертизы);
- специальный объект (материальный носитель информации определенной природы, исследуемый в рамках конкретного вида экспертизы);
- конкретный объект (индивидуально-определенный объект, представленный для производства экспертизы по конкретному делу).
2) По виду носителя информации объекты судебной экспертизы делятся на объекты-отображения и объекты-предметы.
- к объектам-отображениям относятся такие носители информации, в которых отображены данные о другом объекте, возникшие под воздействием механизма следообразования.
- объекты-предметы могут быть как следообразующими, так и несущими информацию о событии самим фактом своего нахождения в определенных месте и времени, имеющих значение для изучения этого события.
3) В зависимости от места в процессе решения экспертной задачи, объекты судебной экспертизы могут быть подразделены на основные и вспомогательные,
4) В зависимости от объема - полными или частичными; единичными или множественными.
5) По уровню и значению содержащейся информации объекты могут быть подразделены на высоко-, средне- и малоинформативные. Объекты, не несущие информации, называются по этой классификации непригодными.
Вопрос №2. Экспертные задачи и их классификация
Задачи, решаемые судебными экспертами, определяются возможностями исследования объекта и ее предметом.
Они подразделяются на следующие основные группы:
Идентификационные - направлены на установление индивидуально-конкретного тождества. К таким задачам относится установление человека, животных, предметов по их отображениям. Например, установление лица, исполнившего документ, по его почерку, по отпечатку пальца.
Диагностические - направлены на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов и т.п.
В качестве примера таких задач можно назвать механизм возникновения пожара или взрыва, механизм образования следов и т.п.
Классификационные задачи имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Эти задачи могут возникать в ходе диагностических и идентификационных исследований.
В идентификации решением классификационной задачи является тот этап исследования, когда проверяемый объект относят к определенному, заранее установленному классу объектов (например, устанавливают, что след ноги оставлен обувью, относящейся к классу резиновой обуви).
В диагностическом исследовании решением классификационной задачи будет установление того или иного обстоятельства в случае, когда наукой заранее определен класс состояний каких-то объектов, и состояние исследуемого объекта ему соответствует (например, по походке человека не просто устанавливают что он болен, а определяют, что это заболевание относится к установленному наукой классу заболеваний, допустим вывих тазобедренного сустава и т.п.).
Экспертная задача - это экспертная деятельность, направленная на преобразование потенциальной доказательственной информации, содержащейся в представленных на экспертизу материалах дела, в актуальную доказательственную информацию, которая может быть использована для правильного решения дела.
Из этого определения экспертной задачи следует, что она имеет информационную природу и процессуальную роль.
Задачи судебной экспертизы не следует смешивать задачами конкретного экспертного исследования.
В первом случае - это родовое или видовое обобщенное определение, а во втором - цель и результат единичной экспертизы. Решение задач конкретного экспертного исследования может распадаться на последовательный ряд частных подзадач, направленных на определение конкретных условий, основных этапов исследования, выбор метода (способа, приема) действия, оценку полученных результатов и т.п. Их решение ведет к установлению искомых фактов либо к их отрицанию.
Рассматривая задачи судебной экспертизы как средства установления фактов, подлежащих доказыванию, целесообразно различать задачи класса, рода, вида, подвида судебной экспертизы.
Так, например, классу криминалистических экспертиз присущи преимущественно идентификационные задачи; решение диагностических задач относится к ее компетенции постольку, поскольку это содействует установлению фактов тождества человека, предметов, событий по определенным формам их отображений - следам. Так, с помощью трасологической экспертизы устанавливается тождество человека, предметов, вещей по следам-отображениям, т.е. внешнему строению.
Основной задачей дактилоскопического исследования как вида является установление лица по оттискам папиллярных узоров. Однако если идентификация лица по папиллярным узорам не достигнута (например, отобразилось в следе недостаточное количество признаков и след признан непригодным для целей идентификации), то задача идентификации может быть решена путем исследования того же объекта - следа, но с помощью биохимического анализа потожирового состава следа.
Классификация экспертных задач
Первое и главное основание классификации - искомое, которое определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основанию задачи делятся на: идентификационные, диагностические, классификационные, ситуалогические (ситуационные) и интеграционные.
Второе основание - условие задачи. Оно может быть таким, что для решения достаточно правил, разработанных наукой. Такие задачи называются стандартными. Структура стандартной задачи всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения.
Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандартной (эвристической), требующей от эксперта самостоятельного поиска. В структуре условий нестандартной задачи также заложены данные, необходимые для решения, однако заключенная в них информация ограничена. Поэтому здесь решение по определенным правилам либо совсем невозможно, либо эксперт может действовать в соответствии с ними только до известного предела, а дальше требуется самостоятельный поиск способа решения задачи («эвристики»).
Существенное значение для классификации задач имеет цель.
Общая цель — вопрос следователя (суда), определяющий направленность действий в процессе решения задачи.
Цель экспертной задачи в значительной мере обуславливает выбор способа ее решения.
Поэтому результат иногда трактуют как совокупность средств и условий, при которых реализуется цель.
В большинстве случаев цель экспертизы определяется на подготовительной стадии исследования. Эксперт, ознакомившись с постановлением (определением) о назначении экспертизы и уяснив задачи, определяет, какие средства необходимы для достижения поставленной перед ним цели.
В ряде случаев цель может быть изменена и на последующих стадиях экспертного исследования (в процессе анализа, сравнения), и даже на завершающей стадии производства экспертизы, если выяснится, что на основе исходных материалов и данных, полученных в процессе проведения исследования, нельзя дать полные и исчерпывающие ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Условные задачи определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуются экспертом.
Свойства – это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или одно явление от другой вещи или явления. Поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи.
Свойства, свидетельствующие о состоянии вещей, механизмов, времени явлений, способа изготовления и т.п. позволяют решать диагностические задачи.
Наряду с указанными выше задачами, в процессе расследования возникает необходимость в решении классификационных задач. Данные задачи отличаются как от идентификационных, так и от диагностических.
Объектами классификационных исследований являются любые материальные образования и их отображения. Их цель – отношение объекта к определенной группе. При этом объем определяемой группы не должен влиять на существенные задачи экспертизы. Непосредственный объект классификационного исследования – система свойств, присущая определенным, выделенным в соответствии с общими и специальными классификациями, группам объектов.
Особое место в классификации занимают ситуалогические задачи.
По своей природе они близки к диагностическим задачам. Объектом ситуалогического (ситуационного) исследования является система свойств материальной ситуации, отражающая динамику частного или основного события. С помощью решения таких задач удается выделить новые свойства и отношения в исследуемом объекте.
Интеграционные задачи, как правило, решаются в комплексных исследованиях и могут в качестве подзадач включать все рассмотренные ранее классы задач. Решаемые в процессе комплексной экспертизы задачи, отличаются от обычных не тем, какой результат (искомое) должен быть получен (идентификация, диагностика - они достижимы и в производстве обычных экспертиз), а, во-первых, объемом свойств (объектов), которые могут быть исследованы, значит, исходными данными - условием задачи; во-вторых, категорией (видом) специальных познаний, необходимых для решения комплексной экспертизы.
Вопрос №3. Методы судебной экспертизы и их классификация
Методология общей теории судебной экспертизы включает в качестве необходимого элемента методы и методики решения задач судебной экспертизы.
Метод экспертизы (экспертного исследования) - система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом. Операции, образующие метод, представляют собой практическое применение знаний закономерностей объективной действительности для получения новых знаний».
Методика экспертизы (экспертного исследования) - система методов (приемов, технических средств), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактов, относящихся к предмету определенного рода, вида и подвида судебной экспертизы».
Методы экспертизы основываются и формируются на:
а) соответствующих научных методах;
б) характере и свойствах объекта экспертизы;
в) опыте решения практических задач, в том числе на алгоритмических правилах и разработанных самим экспертом приемах изучения объектов экспертизы.
Научная обоснованность метода подразумевает надежность метода с точки зрения возможности получения с его помощью достоверных результатов. Соответствие метода этому требованию должно содержаться в базовой науке, где он был испытан первоначально.
Помимо научной обоснованности применение метода экспертизы в судебно-экспертной деятельности определяется следующими требованиями.
Метод экспертизы должен отвечать, прежде всего, требованию допустимости к применению в уголовном судопроизводстве. Это требование подразумевает соответствие метода принципам процесса установления истины при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. Применяемые экспертные методы должны отвечать требованиям законности и этичности, поскольку используются в сфере судопроизводства, то есть не ущемлять прав граждан, не унижать их достоинства, исключать угрозу и насилие и не приводить к нарушению норм процессуального права.
Кроме того, допустимость экспертного метода определяется его безопасностью для эксперта.
Методы экспертного исследования также должны отвечать требованию сохранения объекта в том виде и состоянии, в котором он поступил на экспертизу. Разрушение, уничтожение объекта разрешается только в крайних случаях по согласованию со следователем (судом), назначившим экспертизу.
К неразрушающим методам исследования вещественных доказательств относят такие, которые никак не влияют на объект и не требуют для их реализации пробо-подготовки. Но поскольку в ряде случаев приходится оказывать определенное воздействие на объект, то применяются методы, не разрушающие объект, но изменяющие его состав, структуру или отдельные свойства.
Срок производства экспертиз регламентируется нормативными актами, поэтому метод экспертизы должен выбираться для его использования с учетом этого критерия.
Результаты применения методов должны быть очевидны и наглядны для всех участников судопроизводства.
Основными оценочными показателями любого метода исследования с точки зрения целесообразности его использования являются:
- сложность, определяемая объемом работы, напряженностью труда, квалификацией исследователя и влиянием этих обстоятельств на результаты;
- экономичность, определяемая затратами на оборудование, подготовку специалистов и непосредственно на проведение исследования;
- влияние на объекты исследования, определяемое возможностью повторного проведения исследования;
- безопасность, определяемая влиянием на здоровье исследователя и степенью вероятности несчастных случаев;
- эффективность и действенность, характеризующаяся возможностью получения достоверных результатов, определенных с достаточной точностью, при использовании минимального объема необходимого времени.
Метод может быть разработан в той области научного знания, которая является базовой для производства экспертизы одного или нескольких видов, и создан для собственных научно-практических исследований в этой науке. К таковым, например, относятся большинство физических, химических и биологических методов исследования, применяемых в соответствующих науках и после адаптации ставших экспертными методами.
Метод может быть сформирован в результате специальных научных разработок на основе фундаментальных положений базовой науки в интересах конкретной экспертной области с учетом специфики объектов ее исследования. Такие методы разрабатываются в интересах экспертной практики в базовых научно-исследовательских институтах, подразделениях академических учреждений и учебных заведений. Так, для определения мест скрытых захоронений в различных почвах, грунтах специальный метод и прибор, основанный на измерении электропроводимости почв, разрабатывался в научно-исследовательском подразделении МГУ.
Источником формирования метода может быть также экспертная практика.
В структуре экспертного метода необходимы три элемента: обосновывающая, операционная и техническая части.
Обосновывающая часть содержит изложение научной базы, на которой создан метод, и представление о результате его применения.
В операционную часть входят действия, операции, приемы осуществления метода.
Техническая часть включает различные материальные средства, приборы, которые позволят реализовать метод.
Так, методы исследования огнестрельного оружия основаны на закономерностях, усматриваемых в конструировании оружия, закономерностях внутренней и внешней баллистики выстрела; используют приемы криминалистического изучения оружия и боеприпасов; требуют использования оптических, фотографических и т.д. средств изучения объектов.
Классификация методов судебных экспертиз
1. Классифицировать методы судебной экспертизы можно по следующим основаниям:
- степени общности и субординации;
- целевому назначению и результатам;
- характеру получаемой информации (свойствам, признакам объектов);
- стадиям экспертного исследования.
2. По областям наук, из которых они заимствованы:
- физические,
- химические,
- биологические и т.д.
3. По этапам реализации методов различаются методы, применяемые на стадиях:
- подготовительной,
- аналитической,
- экспериментальной,
- сравнительной,
- синтезирующей.
Применительно к потребностям экспертной практики происходит классификация методов с точки зрения их общности и субординации, в соответствии с которой выделяются четыре уровня.
Первый уровень, всеобщий диалектический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, т.к. является базой для их развития.
Этот всеобщий метод включает в себя: широко используемые в экспертной практике такие категории и познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.
Второй уровень. Это общие (общенаучные) методы – т.е. система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов.
Общие методы - это универсальные методы исследования, т.к. каждый из них может использоваться для решения большой группы вопросов, которые ставятся перед судебной экспертизой. Они применяются на основных стадиях экспертного исследования в экспертизах всех родов.
К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.
Третий уровень.
Методы этого уровня систематизируются в соответствии с их общим научно-техническим назначением и получаемыми результатами на 12 классов:
- измерительные; микроскопические; фотографические; физико-технические;
- спектральные; рентгенографические; хроматографические;
- электрохимические (физико-химические); аналитико-химические;
- радиационные; математические; электронно-вычислительные.
Все перечисленные классы методов характеризуются своими принципами и набором технических средств. Внутри каждого класса методы делятся на роды, виды и подвиды по целевому назначению, способу регистрации изучаемых свойств объектов и т.п. Например, класс фотографических методов делится на запечатлевающую, измерительную и исследовательскую фотографии, а также методы, родственные ей. В свою очередь, запечатлевающая фотография включает следующие ее виды: фоторегистрация на различных материалах, фоторепродукция, панорамная фотосъемка, стереоскопическая фотосъемка, макрофотография.
Четвертый уровень. Частно-экспертные методы, под которыми понимают методы, разрабатываемые или приспосабливаемые для исследования конкретного, единичного объекта или применяемые только в экспертизах данного рода.
Такие методы создаются либо на основе приспособления существующих в других областях знаний, науках методов, либо даются специально экспертами на основе их практики исследования конкретных объектов. Специальные методы, разработанные экспертами, используются почти в каждом роде, виде криминалистических экспертиз (судебно-баллистическая, судебно-портретная, судебно-почерковедческая, судебно-техническая экспертиза).
Вопрос №4. Экспертные методики и их виды
Под методикой судебной экспертизы понимается «система методов (приемов, технических средств), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактов, относящихся к предмету определенного рода, вида и подвида судебной экспертизы».
Любая методика экспертизы - это программа использования комплекса методов, приемов и технических средств, применяемых в определенной последовательности для решения экспертных задач.
Экспертная методика - это программа действий, предписывающая эксперту в категорической или рекомендательной форме использовать определенные методы исследования объектов, последовательность и процедуру применения этих методов.
Характер методики - категорический или альтернативный, предоставляющий эксперту возможность выбора, зависит от существа избираемых методов и средств. В содержание методики могут входить и ожидаемые результаты или их варианты. В последнем случае, рекомендации по оценке значения каждого варианта.
Методика экспертного исследования характеризуется, прежде всего, системой (совокупностью) методов: включенные в ее содержание, структуру методы применяются в определенной последовательности, зависящей как от поставленных задач и этапов их решения, так и от условий, в которых проводится исследование.
Экспертная методика ориентирована на решение экспертной задачи, а не просто на исследование объектов экспертизы. Поэтому методика экспертного исследования специфична для каждого рода экспертизы, что обусловлено природой изучаемых объектов и вопросами, которые приходится решать экспертам конкретной специальности.
Виды экспертных методик
1. Типовая методика – выражение обобщенного опыта решения типовых экспертных задач.
В структуре такой методики различают следующие элементы:
- указание на типичные для данного вида экспертизы объекты, которое содержится уже в названии методики;
- указание на возможности методики и ее надежность;
- указание на методы и средства исследования;
- предписания по последовательности использования методов и средств;
- предписания, относящиеся к условиям, процедурам применения методов, средств, методики;
- описание возможных результатов применения методов и средств, а также характеристика этих результатов.
2. Частная методика – способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения типовой методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи.
Частная м
Воспользуйтесь поиском по сайту: