Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности личностной сферы




Н. В. Верещагина

 

Рабочая программа учителя-дефектолога группы «Дети со сложными дефектами»

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учителя-дефектолога рассчитана на детей от 3 до 7 лет, имеющих сложную структуру дефекта. Эта категория детей неоднородна и включает следующие виды нарушения.

1. Дети с выраженными нарушениями интеллектуального развития в сочетании с нарушениями сенсорной и двигательной сфер различной этиологии (сами передвигаются).

2. Дети с интеллектуальной недостаточностью и аутичным поведением (сами передвигаются).

3. Дети с двигательными нарушениями различной этиологии в сочетании с легкой интеллектуальной недостаточностью и сенсорными дефектами (сами не передвигаются).

Перечень законов, на основании которых составлена рабочая программа учителя-дефектолога группы «Дети со сложными дефектами»

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 г.).

2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

4.«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1014).

5. Постановление от 15 мая 2013 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 г.).

 

Характеристикаособенностейразвития
ииндивидуальныхвозможностейдетей

 

На 201_-201_ год в группу зачислено 7 детей, из которых выпускников — 3 человека. Четвертый год посещают группу 2 человека, третий год — 2 человека, второй год — 1 человек, первый год — 2 человека. По сочетанной патологии в развитии детей: дети, которые сами передвигаются, с выраженными нарушениями интеллекта и сенсорной недостаточностью — 2 человека, с нарушением интеллекта и аутичностью — 3 человека; дети, которые сами не передвигаются с двигательными нарушениями в сочетании с сенсорными нарушениями — 2 человека.

Все дети имеют V группу здоровья. Физическая нагрузка в виде ЛФК показана 2 детям, остальные дети имеют в рекомендациях специальную группу по физической нагрузке.

Особенности познавательной активности детей

Дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности.

У детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифические манипуляции с игрушками и предметами.

Дети не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений / изменений в окружающей обстановке.

Дети запоминают длительно, воспроизводят неточно.

Особенности речевой сферы детей

Отдельные слова с искаженной звуковой оболочкой появились у 2 детей, остальные дети издают отдельные звуки.

Пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно.

Артикуляционная моторика развита недостаточно.

У детей с двигательными нарушениями, которые сами не передвигаются, самостоятельная речь активна в быту.

Особенности двигательной сферы детей

Передвигаются самостоятельно 5 детей, неустойчивость походки у 1 ребенка, движения грубо нарушены у 2 детей.

Координация двух рук развита недостаточно.

Основные движения (ходьба, бег, лазание, ползание) в стадии формирования и совершенствования.

Особенности личностной сферы

Дети с аутичной симптоматикой эмоционально отгорожены, избегают телесных контактов, часто агрессивны, стереотипны.

Дети протестуют при несоблюдении их желаний, 1 ребенок — истероидно-демонстративное поведение.

 

Цель программы — создать условия для социализации детей со сложной структурой дефекта, создать условия для эмоционального комфорта, сохранения физического и психического здоровья воспитанников.

 

Задачикоррекционно-образовательнойдеятельности
вгруппе«Детисосложнымидефектами»(покварталам) [1]
(с 01 января 2014 г. согласно ФГОС ДО)

 

* Образовательная область «Познавательное развитие» (непосредственная образовательная деятельность учителя-дефектолога, в индивидуальной работе учителя-дефектолога и воспитателя и режимных моментах).

 

I КВАРТАЛ (октябрь-декабрь)

Расширениекругозорадетей

Продолжать учить детей соотносить реальные предметы с их изображением (цветным и черно-белым).

Продолжать учить узнавать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) диких и домашних животных и их детенышей, выделять части тела по подражанию, показу и слову.

Продолжать учить узнавать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) овощи и фрукты, где растет, определять по вкусу (сладкий, соленый, горький).

Формированиеэлементарныхколичественныхпредставлений

Продолжать учить выделять один предмет из группы, определят «один — много» на предметах и их изображениях, соотносить с количеством пальцев.

Продолжать учить узнавать, сличать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) и формы (кубик, шарик, круг, квадрат).

 

II КВАРТАЛ (январь-март)

Расширениекругозорадетей

Продолжать учить узнавать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) одежду, определять ее назначение.

Продолжать учить узнавать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) посуду, определять ее назначение.

Продолжать учить узнавать и \ или называть (издавать определенные звукокомплексы) мебель, определять ее назначение.

Формированиеэлементарныхколичественныхпредставлений

Продолжать учить соотносить объемные и плоскостные фигуры (кубик — квадрат, шарик — круг, крыша — треугольник).

Продолжать учить определять «большой — маленький», выкладывать цепочку предметов по размеру.

 

III КВАРТАЛ (апрель-июнь)

Расширениекругозорадетей

Продолжать учить узнавать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) транспорт, определять его назначение.

Продолжать учить наблюдать за явлениями природы (солнце, дождь, ветер, снег) и соотносить их с изображением.

Продолжать учить определять принадлежность атрибутов к определенной профессии (шофер, дворник, врач, воспитатель, повар, продавец, парикмахер, моряк).

Формированиеэлементарныхколичественныхпредставлений

Продолжать учить сравнивать две группы предметов без счета наложением и приложением, понимать результат и уравнивать группы (лишний, мало, добавить).

Продолжать учить чередовать два цвета по подражанию, образцу, слову.

 

* Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (образовательная деятельность интегрировано учителя-дефектолога с воспитателем, в индивидуальной работе и в режимных моментах).

 

I КВАРТАЛ (октябрь-декабрь)

Продолжать упражнять откликаться на свое имя.

Продолжать создавать условия для спокойной реакции на смену режимных моментов, продолжать закреплять понимания назначения помещений группы.

Продолжать формировать навыки самообслуживания (раздевание/одевание, выбор одежды из шкафчика, соблюдение последовательности).

Продолжать учить использовать указательный жест и взгляд для установки контактов со взрослыми и сверстниками.

Продолжать учить использовать звукоподражания, другие звуки в свободной деятельности.

Стимулировать развитие собственной речи ребенка (использование речеподобных звуков и звукокомплексов в быту).

Продолжать упражнять выполнять простейшие инструкции («Дай», «Принеси», «Возьми», «Покажи»).

Продолжать стимулировать понимание действия на картинке и исполнять их (Зайчик прыгает. Мальчик катает мяч.).

Продолжать учить выражает жестом, словом свои потребности («Хочу в туалет», «Хочу пить», «Дай покушать» и т.д.).

Продолжать способствовать узнаванию и радости знакомым взрослым и сверстникам в реальном контакте и по фотографии.

Вызывать радость от общения со взрослыми и сверстниками.

 

II КВАРТАЛ (январь-март)

Продолжать учить пользоваться унитазом, выходить из туалета одетым, мыть руки с мылом, вытирать насухо полотенцем.

Продолжать формировать навык аккуратной еды (правильно ведет себя за столом, пользуется ложкой, чашкой, тарелкой, салфеткой, не торопясь пережевывает пищу).

Продолжать учить правила использования игрушек, некоторых дидактических игр.

Продолжать упражнять в воспроизведении цепочки игровых действий.

Продолжать создавать условия для того, чтобы ребенок испытывал эмоциональное удовольствия от коллективных сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций (ряженье, маски, элементы кукольного театра).

Продолжать учить обращается ко взрослому за помощью, благодарить за оказанную помощь (словом, звукокомплексом, жестом).

 

III КВАРТАЛ (апрель-июнь)

Продолжать знакомить со свойства бумаги (складывает, мнет, рвет).

Продолжать учить складывать лист бумаги пополам.

Продолжать учить работать с природным материалом (шишки, семечки, листья), выполняя поделки совместно со взрослым.

Продолжать упражнять наводить порядок в игровой комнате (убирает игрушки и дидактический материал на свое место, видит беспорядок и пытается устранить его).

Продолжать закреплять порядок уборки пыли в групповой комнате и мытья игрушек (надевает фартук, мочит тряпочку, вытирает).

Продолжать закреплять места хранения и назначение инвентаря для труда (лопатой собираем песок в песочницу, чистим снег на прогулке, граблями собираем листья и ветки).

Продолжать учить безопасно вести в группе: не наталкиваться на сверстников, не разбрасывать игрушки.

Продолжать учить безопасно вести себя на прогулке: слышит взрослого, не уходит от группы детей, не поднимает неизвестные предметы, понимает, что нельзя подходить к незнакомым людям и животным.

Продолжать знакомить с правилами поведения на дороге: переход по «зебре» совместно со взрослым, сигналы светофора (красный, зеленый).

Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности: нельзя подходить к открытому огню, нельзя бросать предметы в костер, нельзя самостоятельно включать электроприборы.

 

* Образовательная область «Физическое развитие» (образовательная деятельность интегрировано учителя-дефектолога с воспитателем, в индивидуальной работе и в режимных моментах).

Образовательная область планируется на детей без выраженных двигательных нарушений, которые сами передвигаются.

 

I КВАРТАЛ (октябрь-декабрь)

Продолжать учить узнавать, сличать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) части тела на себе и на другом.

Продолжать закреплять определение себя и другого по полу (мальчик — девочка).

Продолжать учить выполнять дыхательные упражнения, элементы зрительной гимнастики и релаксации, «дорожки здоровья», самомассажа пальцев рук (катание ребристого карандаша, потирание пальцев), пальчиковых игр.

Продолжать учить определять съедобные и несъедобные предметы, опасные и неопасные для здоровья предметы.

Продолжать учить выражает неудовольствие в социально приемлемом виде при нарушении режима дня, несоблюдении чистоты окружающей среды, тела, белья.

 

II КВАРТАЛ (январь-март)

Продолжать учить ходить друг за другом и парами, останавливаться и менять направление движения по сигналу взрослого.

Продолжать учить бегать друг за другом, по кругу вдоль каната (обруча), останавливаться по звуковому сигналу.

Продолжать учить прыгать на двух ногах на месте и с небольшим продвижением вперед.

Продолжать учить перепрыгивать через положенные на пол веревку (канат), перелезать через препятствие, подлезать под воротиками, проползать между двух опор, подниматься и спускаться по гимнастической стенке, катать мяч другому.

 

III КВАРТАЛ (апрель-июнь)

Продолжать учить сидя на полу и лежа на животе бросать и ловить мяч двумя руками, бросать в цель, передавать мяч друг другу, стоя в кругу.

Продолжать создавать условия для эмоционального удовольствия детей от участия в совместных сюжетных и бессюжетных подвижных играх.

Продолжать учить элементы некоторых спортивных игр (футбол, теннис, городки, хоккей на траве, баскетбол).

 

 

* Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (непосредственная образовательная деятельность воспитателя и музыкального руководителя, образовательная деятельность интегрировано учителя-дефектолога с воспитателем / музыкальным руководителем, в индивидуальной работе и в режимных моментах).

 

I КВАРТАЛ (октябрь-декабрь)

Продолжать учить правильно использовать изобразительные средства — карандаш, фломастер, мелки, краски, кисточку.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (по середине, уголок, верх — низ).

Продолжать упражнять проводить прямые, волнистые линии, рисовать круглые формы, стараться передать в рисунке предметы, явления, человека (головоног).

Продолжать закреплять основные приемы работы с пластилином (мнет, делит на части, раскатывает, сплющивает, отщипывает, вдавливает, соединяет части между собой) при создании совместных поделок.

Продолжать упражнять пользоваться ножницами (режет по прямой, надрезает лист бумаги).

Продолжать учить располагать и наклеивать изображения предметов из готовых форм по подражанию и показу / образцу.

Создавать условия для удовольствия ребенком от художественного творчества.

 

II КВАРТАЛ (январь-март)

Продолжать упражнять готовить рабочее место для лепки, аппликации, рисования, соблюдать последовательность действий при лепке, рисовании и аппликации.

Продолжать учить выполнять простые постройки по подражанию, показу, слову (из 1—2 форм).

Продолжать учить выделять «верх/низ» у постройки и элементы постройки.

Продолжать закреплять приемы соединения/разъединения разных видов конструкторов, стимулировать самостоятельное применение в свободной деятельности.

Продолжать учить узнавать, сличать и / или называть (издавать определенные звукокомплексы) элементы конструктора (кубик, кирпичик, крыша, дощечка).

 

III КВАРТАЛ (апрель-июнь)

Продолжать привлекать к участию в коллективных постройках, учить обыгрывать постройки самостоятельно или с помощью взрослого.

Продолжать учить слушать музыкальные произведения до конца.

Продолжать упражнять извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, погремушка, металлофон).

Продолжать учить подпевать взрослому.

Продолжать учить выполнять элементарные танцевальные движения под музыку — топать, хлопать, приседать, махать рукой с предметом.

Продолжать создавать условия для удовольствия ребенка в процессе музыкальной деятельности.

 

Программно-методическое обеспечение
коррекционно-развивающей работы с детьми

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...