Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовая система состоит из централизованных (государственных) и децентрализованных финансов.

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Национальная экономика Беларуси»

1. Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.

Предметом курса «Национальная экономика Беларуси» является народное хозяйство Республики Беларусь, определяемое как набор ключевых его свойств, представленный в современной методологии, и рассматриваемое в его составных частях.

Целью курса является научное изучение реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов, закономерностей, направлений, способов, механизмов функционирования и развития социально-экономической системы Республики Беларусь [7].

В основе рассматриваемой категории «национальная экономика» лежит понятие «экономика», которое является довольно полисемантическим. Экономика означает: 1) исторически определенную совокупность общественно-производственных отношений (экономика капитализма, экономика социализма, экономика постиндустриального общества, рыночная экономика и т. д.); 2) народное хозяйство нескольких или отдельных стран, а также его составные части (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т. д.);) отрасль науки, изучающую экономические отношения.

Термин «национальная экономика» вошел в научный оборот как синоним понятия «экономика суверенной страны». Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики.

Национальная экономика как наука имеет своим объектом национальную хозяйственную систему.

Национальная экономика как область хозяйственной деятельности - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия функционирования:

• суверенитет нации и государства;

• территориальная целостность;

• единство экономического пространства и юридической среды;

• общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

• наличие единого платежного средства – национальной денежной единицы и целостной финансовой системы; • развитость внутреннего рынка и стабильность внешне-экономических и геополитических отношений;

• эффективные гарантии независимого распоряжения и

приумножения национального богатства в интересах

повышения благосостояния нации.


 

2. Понятие национальной экономики.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА - это экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую и технико-технологическую, информационно-управленческую, финансовую составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств. Как наука - изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.


 

3. Факторы, обеспечивающие функционирование национальной экономики

Национальная экономика— это хозяйствен­ная система страны, отвечающая принципам (методологичес­ким императивам) суверенности, целостности, социальности, рациональной ориентации. Ее характерные черты и условия:

суверенитет нации и государства;

территориальная целостность;

единство экономического пространства и юридической среды;

общность характера хозяйственных институтов, включая
Институт собственности;

наличие единого платежного средства — национальной
денежной единицы — и целостной финансовой системы;

развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;

• эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов про­изводства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рын­ка жилья и других.

По уровням функционирования и управлениянациональная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в це­лом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (пред­приятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сег­менты национального рынка опосредованы:

- формами и правами собственности;

- движением материальных потоков различных видов ре­сурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;

- финансовыми потоками (денежной массы — наличных ибезналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (ак­ций, облигаций, векселей и др.);

- юридической средой (законодательными и нормативно-
правовыми актами органов государственной власти всех ветвей
и уровней, а также системой международных договоров и со­глашений).

Социально-экономические процессы, протекающие в нацио­нальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функциониро­вание и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основны­ми параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, напри­мер в воспроизводственной, отраслевой, технологической, ре­гиональной структурах, ведет к падению эффективности и раз­рушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражаю­щие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие на­правления:

- формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

- преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

- глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Все эти процессы происходят в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя.


 

4. Важнейшие критерии оценки уровня развития национальной экономики.

Ур-нь развития нац. эк-ки можно оценить и рассмотреть с разных ракурсов.

I. Устойчивость системы с экологических позиций определяется:

1. Качеством окруж-ей среды в сравнении с гигиенич. и экологич. нормативами (атмосферный воздух, питьевая вода, шум, электромагнитные поля, рекреационные зоны).

2. Обеспеченностью ресурсами эк-ки и соц. сферы (минеральное сырье; вода; пашня; лес; водные объекты, как приемники сточных вод; атмосфера, как приемник выбросов; земли для размещения отходов).

По существу эти 2 группы критериев очевидны. Необходимо лишь подчеркнуть наличие отрицательной обратной связи между определенными критериями. Функц-ие пром-ти и коммунального хоз-ва требует ресурсов для рассредоточения и депонирования отходов:

- атмосф. воздуха - для рассеивания выбросов, что ведет к его загрязнению;

- водных объектов - для приема сточных вод, что также ведёт к их загрязнению и уменьшению возможностей их использования;

- земель - для размещение отходов, что уменьшает доступность использования земельных ресурсов для других целей;

Использование водных и земельных ресурсов для рекреационных целей в свою очередь снижает возможности их использования для целей хоз-ых.

Задача общества и гос-ва состоит в том, что бы обеспечить приемлемый баланс путем принятия соответств-их нормативно-правовых актов, админ. мер и просветительской деятельности.

II. С позиций эк-го критерия:

1. Зависимость от внешних связей:

- источников сырья, источников энергии, рабочей силы, средств производства, потребителей продукции, потребителей отходов.

Хотя в нынешнем открытом обществе трудно себе представить субъект с полностью натуральным хозяйством, именно натуральное хозяйство имеет наивысшую устойчивость. Его недостатком является низкая производительность труда и высокие удельные затраты на единицу выпускаемой продукции.

К другим экономическим критериям можно отнести:

2. Показатели, характер-ие расслоение общества по уровню доходов.

3. Энергоемкость ВВП.

4. Соотношение между денежной массой и валютными резервами.

5. Доля налоговых отчислений в ВВП.

6. Уровень инфляции.

III. К социальным критериям можно отнести:

1. Реальные доходы населения.

2. Бюджетная обеспеченность.

3. Демографические показатели (продолжительность жизни, рождаемость, смертность, возрастная структура).

4. Показатели здоровья.

5. Занятость населения.

6. Наличие смысла жизни.

7. Осознание населением экологических проблем. 8. Готовность населения на самоограничения по экологическим причинам. Доходы населения являются важнейшим показателем, от которого зависят многие другие обстоятельства.

Все показатели в совокупности формируют оценку уровня развития национальной экономики.


 

5. Система национального счетоводства.

 

Система национальных счетов возникла в 40-х гг. ХХ в. в западных странах. Она явилась инструментом, который, в частности, закрепил гегемонию США в области методологии общеэкономической статистики. Введение СНС сделало прозрачными результаты экономического развития всех стран. СССР в свое время отказался применять эту систему. Его общеэкономическая
статистика строилась на основе методологоии баланса народного хозяйства (БНХ). После распада СССР все страны постсоветского пространства, в том числе и Беларусь, перешли на систему национального счетоводства. Это способствует интеграции их экономик в систему международного разделения труда. Совокупность национальных счетов включает показатели объема и динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом.

 


 

6. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики

Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

Уровень и качество жизни населения отражают такие показатели как:

Реальные доходы населения Др определяются посредством деления общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен

Реальная заработная плата работников — составная часть реаль­ных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления но­минальной (начисленной) заработной платы на индекс потребитель­ских цен на товары и услуги.

Номинальные денежные доходы населения формулируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).

Таким образом, проглядывается благоприятная тенденция к снижению безработных за анализируемый период, однако, следует учитывать тот факт, что численность населения Республики Беларусь сократилась. Реальные денежные доходы населения падают по отношению к предыдущим годам. Здесь могут влиять различные факторы: уровень инфляции, безработица и т.д. Положительную динамику имеет рост ВВП и инвестиции в основной капитал, что свидетельствует о достаточно активном производстве конкурентно способной продукции, которпая выходит на мировой рынок, а так же о значительном привлечении иностранного капитала в производство промышленных предприятий РБ.

 


 

7. Состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны.

Экономический потенциал – совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. [1]

Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством. [1]

Экономический потенциал страны – ресурсы страны, которые при полном их использовании позволяют произвести максимальный валовой национальный продукт (ВНП).

Составляющими экономического потенциала страны являются

ее природно-ресурсный,

производственный,

трудовой,

научно-технический,

экспортный потенциал.

Природно-ресурсный потенциал характеризует природные богатства страны, уже вовлеченные в хозяйственный оборот, а также доступные для освоения при данных технологиях и социально-экономических отношениях.

Производственный потенциал образуют материально-вещественные и трудовые ресурсы. Это – средства производства (здания, сооружения, оборудование), технологии, рабочие и инженерно-технические кадры.

Трудовой потенциал – трудовые ресурсы страны. Его объем и качество определяются численностью активного трудоспособного населения, образовательным и профессионально-квалификационным уровнем последнего.

Научно-технический потенциал – задел, которым обладает страна в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Это – достижения фундаментальной и прикладной науки, открытия и изобретения, новые технологии, опытно-экспериментальная база, а также научно-технические и конструкторские кадры высокой квалификации. Научно-технический потенциал страны - главный рычаг развития современной экономики [1].

Экспортный потенциал – способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам.

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания.

Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. [2]

 


 

8. Национальное богатство как составная совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны.

 


 

9. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы

Экономический рост есть процесс, характеризующийся увеличением массы экономических благ, а также повышением их качества в соответствии с объемом и структурой возрастающих потребностей общества [1, с. 241].

Автор данного определения делает два важных уточнения. Во-первых, экономический рост отражается не только через увеличение объема выпуска, но и через повышение качества продукции. Во-вторых, при оценке экономического роста следует учитывать состояние производственного потенциала национальной экономики. Если развитие национальной экономики сопровождается при этом совершенствованием потенциала, дополняется прогрессивными структурными сдвигами, это свидетельствует об увеличении способности национальной экономики уже в ближайшей перспективе обеспечить прирост объема ВВП. Таким образом, экономический рост есть стабильное и длительное наращивание потенциала экономики.

Анализ макроэкономических показателей за достаточно длительный период времени [2, с. 25] позволяет сделать следующее определение: экономический рост – это тенденция изменения совокупных показателей развития национальной экономики за определенный промежуток времени, обычно за год [3., с. 450].

Рассматривая проблемы интерпретации экономического роста в науке, выделим среди них следующие пять основных групп, значение которых менялось с течением времени:

1) факторы экономического роста;

2) соотношение настоящих и будущих потребностей и их влияние на темпы роста;

3) взаимовлияние экономического роста и распределения дохода;

4) историческая тенденция экономического роста;

5) условия равновесного (устойчивого) роста [4, с. 537]. Эти проблемы в большей или меньшей степени рассматривались в экономических теориях представителей различных экономических направлений и школ.

Проблема обеспечения долговременного экономического роста, который играет ключевую роль в процветании или упадке соответствующего государства, занимала центральное место уже в теориях меркантилистов. Ключевыми факторами достижения благосостояния или экономического роста здесь были наличие ресурсов, необходимых для создания товарных благ и ведения выгодной торговли; удачное географическое расположение страны, позволявшее получить торговые преимущества; многочисленность и трудолюбие населения; уровень развития промышленности, а также сильная государственная власть, проводившая протекционистскую политику и обеспечивавшая захват новых территорий. Меркантилистская трактовка экономического роста – это еще далеко не научная теория, а лишь совокупность рекомендации для ведения экономической политики в целях обогащения государства.

Для социально-институционального направления присуща широкая трактовка содержания экономического роста, который рассматривается не только как процесс увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, но и как процесс изменений в социальных институтах. При таком подходе перечень факторов экономического роста значительно расширяется, а выдвигаемые модели приобретают черты институционального строительства. В данных моделях исследуются структура прав собственности, формы организации производства и распределения, особое значение уделяется исследованию социальных факторов экономического роста, что не учитывалось в предыдущих, рассмотренных здесь преимущественно математических моделях. Суть рассмотренных ниже концепций заключается в том, что современное общество, достигшее эры высокого потребления, в основном решило проблему количества благ, поэтому перед ним стоит новая задача – обеспечения качества этих благ.


 

10. Промышленный, комплекс.

11. Агропромышленный комплекс.

12. Строительный комплекс.

 


 

13. Транспорт и связь

Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении её многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим, включающим троллейбусы, трамваи, метро и трубопроводным.

Одним из направлений государственного регулирования и управления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь является автомобильный транспорт и дорожное хозяйства. Транспортный комплекс, является важнейшим звеном экономико-социальной инфраструктуры республики. Выгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок, как в международном, так и во внутриреспубликанском сообщении, а также дальнейшему развитию пограничного сервиса. Относительно небольшая протяженность территории Республики Беларусь как с севера на юг, так и с запада на восток, а также превалирование в общей массе грузов большого количества мелких партий, востребованное заказчиками автомобильных перевозок во внутриреспубликанском сообщении, способствовало тому, что на этих перевозках занято около 90% всего подвижного состава республики. Организациями автомобильного транспорта, подведомственными Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, обеспечиваются перевозки пассажиров автобусами по регулярным маршрутам в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях.

Немаловажную роль в перевозки пассажиров и груза занимает железнодорожный транспорт.

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь в области электросвязи осуществляет:

· разработку и реализацию программ развития электросвязи;

· координацию деятельности в области создания и развития сетей электросвязи;

· перспективное планирование использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

· установление единого порядка взаимодействия сетей электросвязи через сеть электросвязи общего пользования, а также мониторинга и централизованного управления сетью электросвязи общего пользования;

· определение требований к построению, нумерации, организационно-техническому обеспечению функционирования сетей электросвязи, управлению ими, к обеспечению защиты сетей электросвязи от несанкционированного доступа к ним и передаваемым по ним сообщениям, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, оказанию услуг электросвязи;

· регулирование деятельности операторов электросвязи;

· международное сотрудничество в области электросвязи, включая взаимодействие с международными организациями и администрациями

· электросвязи других государств, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

· разработку и принятие нормативных правовых актов.


 

14. Понятие и классификация природных ресурсов.

15. Система показателей оценки запасов природных ресурсов, их размещение по территории страны.

 


 

16. Методы оценки природных ресурсов

Балльная оценка позволяет сравнить лишь одноименные виды ресурсов (различные по плодородию земли, месторождения полезных ископаемых одного вида и т.п.), но с ее помощью невозможно сопоставить ценность природных ресурсов с ценностью других средств производства или ценность разнотипных видов естественных ресурсов. Поэтому в последние годы все больше внимания уделяется стоимостной или собственно экономической оценке. Одной из важнейших задач экономической оценки является определение материального, наносимого обществу при изъятии из хозяйственного оборота природных богатств (оценка ущерба от затопления земель при строительстве водохранилищ, изъятие земель для гражданского строительства и т.д.). Экономическая оценка естественных необходима при расчете эффективности природоохранных мероприятий, которая может быть определена путем сопоставления затрат на эти мероприятия с ликвидируемым ущербом или возмещенными потерями.

Экономическая оценка лежит в основе платности природопользования, что Экономическая оценка природных ресурсов – это денежное выражение народнохозяйственной ценности естественных благ, определяемой путем измерения эффективности их воспроизводства (охраны и восстановления экологических систем, эксплуатации и переработки природного вещества)

В настоящее время существуют две основные концепции оценки природных ресурсов: затратная, в основе которой лежат расходы на освоение природных ресурсов, и рентная, базирующаяся на исчислении народнохозяйственного эффекта ресурсов в виде дифференциальной ренты.

В рамках экономической оценки природных ресурсов следует выделить два основных вида: абсолютную и сравнительную экономические оценки. Только система показателей позволяет всесторонне охарактеризовать критерий экономической оценки и эффективно воздействовать на сложный процесс повышения общественной потребительской стоимости природных ресурсов.

В рамках абсолютной экономической оценки различают: текущую и долгосрочную оценки. Первая представляет собой ежегодный эффект воспроизводства, вторая их сумму за период нахождения природного ресурса в хозяйственном обороте. В рамках сравнительной экономической оценки природных ресурсов в зависимости от ихнароднохозяйственного назначения следует различать два показателя: эксплуатационную и средозащитную оценки. Эксплуатационная оценка. Этот показатель может модифицироваться в зависимости от поставленной цели, но в основе его расчета должна лежать разностная величина приведенных затрат по вариантам сравнения выхода дополнительной продукции природопользования.

Средозащитная оценка. Сохранение средозащитных функций экологических систем с одновременным расширением эксплуатационно доступной сырьевой базы. Главное значение данного вида оценки- определение целесообразности сохранения природных ресурсов средозащитного назначения

Стоимость воспроизводства. Стоимость воспроизводства природных ресурсов необходимо исчислять не по затратам замещения, выражающим абстрактную возможность воспроизводства, а по фактическим расходам, связанным с охраной, восстановлением и эксплуатацией ресурсов. Фактические расходы и, затраты замещения экономически определяют один и тот же процесс- воспроизводство природных ресурсов. И те и другие затраты имеют одну экономическую природу. По своей сути они представляют капитальные вложения.


 

 

17. Роль и значение трудового потенциала в национальной экономики.

18. Состав и структура трудового потенциала.

 

 


 

19. Трудовые ресурсы и занятость населения.

Возд-е демограф-их факторов проявляется сегодня в ухудшении воспро­изв-ой основы фор-ия молодых поколений раб-ей силы. И хотя РБ в целом обладает дост-ым труд-м потенц-ом, преодоление негатив­ных тенденций необходимо, но осложняется оно след. факторами:

- диспропорциями в распр-и (село - город; между рег-ми и отраслями нар. хоз-ва);

- недостаточным по современным треб-ям ур. проф-ого образ-ия;

- недостаточной конк-ей на рынке труда и треб-тью к кадрам на всех ур. в силу наличия род-ых связей и плановости, а также и отсутствия воз-ей рег-ой ротации внутри республики.

В качестве основной базы обеспечения уст-го раз­вития выступают ТР

Сниж. зан-ти в нар. хоз. произошло за счет знач-ого ее сокращ-я в мат-ом произв-ве, где в 2006 г. в сравнении с 1990 г. кол-во раб-ов уменьш. почти на 1 млн. чел.

Осн-ми проб-ми в сфере занятости явл-ся: наличие излишней числ-ти персонала, в особ-ти на госпред-ях и в учреж-ях, дисбаланс спроса и пред-ия раб. силы по некоторым профес-но-квал-ным сост-им; расширение масштабов неформальной занятости и нерегистр-ой безр-цы.

Для Бел. сегодня хар-на довольно высокая доля раб-щих в мат-ой сфере. В сравнении с развитыми странами (Бельгия, США, Франция), где доля занятости в этой сфере деятельности составляет около 40 %, в Беларуси она сос-ет 67,0 %.

Ур-ь образ-ия труд-ых рес-ов в РБ далеко опережает сред. ур. для стран СНГ, но отстает от таких стран как Япония и США по числу лет обучения

Кризисные явл-я в эк-ке конца 80-х - первой по­л-ны 90-х гг. привели к росту без-цы. Но формально ур. без-цы в респ-ке очень низок (менее 1 %).

В ряде городов и рай-в ур. без-цы знач-но превышает средний по республике.

Среди спец-ов и других служащих наиболее востре­б-ны врачи, спрос на которых в 5 раз превышает кол-во безр-ных, которые имеют такую профессию. Избыточны на рынке труда рабочие, которые имеют проф-ю водителя, повара, продавца, закройщика, швеи.

Для реш-я проблем, возникающих на рынке труда, разработана Гос-ая программа занятости населения РБ.

Т.о, современные соц-о-экон-ие процессы в совокупности с неблаг-ой эколог-ой и демогр-ой ситуацией в Беларуси обусловили обострение проблемы ТР. В новых условиях республика должна ориентироваться на трудосберегающие тех-гии. Но добиться высокого и эффективного уровня занятости на­селения возможно только при условии соц-о-профес-ой мобильности раб-й силы в едином образ-ном и экон-ом пространстве с соседними странами.


 

 

20.Сущность науки и ее классификация.

 

 


 

21.Наука в системе государственных приоритетов.

Всеобщность научных знаний, помноженная на возрастающую способность человека к их накоплению и обновлению в самом себе и в средствах производства, превращает научно-технический прогресс в непосредственный источник увеличения стоимости валового национального продукта и производительности труда. При этом НТП выражается не только в увеличении масштабов накопления средств производства, но и в их непрерывной структурной и технической перестройке в рамках уже достигнутых объемов [1, с. 242].

Возможности любой социально-экономической системы решать проблемы своего развития, обеспечивать качественное преобразование производительных сил и производственных отношений в обществе предопределяются уровнем развития науки и научно-технического прогресса. Это подтверждает и опыт развитых капиталистических стран, где просматриваются новые тенденции в развитии рыночных систем, устойчивый подъем их экономик, обусловленный научно-техническим прогрессом.

В таблице 1 представлены инновационные изменения, произошедшие в экономике Республики Беларусь за 2007–2008гг.

Таким образом, по результатам анализа отмечены высокие темпы инновационного развития и эффективного государственного регулирования в данных секторах экономики, участие государства посредством бюджетных средств в инвестировании НИР. Новая экономика характеризуется внедрением прорывных технологий, введением в строй крупнейших производств.

Рассмотрено содержание Программы инновационного развития Республики Беларусь 2007 – 2010 года, оценена эффективность ее работы на макроэкономическом уровне.

Государственная программа разработана на основе концепции Национальной инновационной системы Республики Беларусь, одобренной Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 8 июня 2006 г. № 05/47пр), а также Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006 – 2025 годы, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667), решений третьего Всебелорусского народного собрания, других программных и прогнозных документов [3].

Государственная программа направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. Ее основа - поэтапное построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь – современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества [3].

Мероприятия по выполнению Государственной программы содержат основные показатели и проекты инновационного развития отраслей и регионов, которые ежегодно формируются, корректируются и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Цели Государственной программы определены исходя из ключевых проблем инновационного развития и потребностей становления инновационной экономики страны, решений Главы государства.


 

22.Организационные формы управления научным комплексом.

23.Оценка результатов и перспективы научной деятельности и эффективность науки

24.Экономическое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала.

25.Финансовые источники инвестиционного потенциала.

 


 

26.Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности

Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала с целью удовлетворения потребностей общества и каждого его члена на основе привлечения и вложения всех видов имущественных и интеллектуальных ценностей в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые иные предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом и Законом об инвестиционно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...