Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
Тенденции интеграции различных типов научного знания. Понятие «интеграция» относится к общенаучным. В Философском энциклопедическом словаре оно толкуется как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов». «Интеграция – понятие, означающее связанности дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». Современная структура интеграции науки имеет достаточно сложный и динамичный характер. На основании исследования особенностей развития тенденции интеграции современного научного знания могут быть выделены ее основные закономерности, в качестве которых выступают:· преимущество интегративной тенденции перед дифференциацией;· возрастание степени сложности интеграции науки в связи с усложнением ее предмета, структуры и функций;· увеличение скорости и сложности интеграционных процессов, соответствующее экспоненциальному росту основных компонентов науки;· неравномерность процесса интеграции, связанная со сменой конкретных интегрирующих факторов, сменой лидерства в науке и обусловленная в итоге потребностями практики;· возрастание прогрессивной роли интеграции в движении научного знания к единству, в развитии научно-технического и социального прогресса. Межнаучная интеграция преобразовывает науки, стимулирует дальнейшее развитие, облагораживает их, приближает к практике, обогащает. Так возникает экологизация, политехнизация, технологизация, психологизация, компьютеризация, в том числе педагогизация наук. Интеграция педагогики может интерпретироваться как науковедческое понятие.. Педагогическая интеграция - это другое понятие, характеризующее установление связей и отношений сугубо педагогическими средствами и ради педагогических целей. Как правило, такая интеграция протекает внутри педагогического знания, в пределах предмета познания. В то время как понятие синтеза знаний характеризует лишь последний уровень формирования содержания образования – уровень структуры личности и связано в основном с одним структурным компонентом содержания образования – знаниями. Таким образом, синтез знаний учащихся является определенным итогом интеграции содержания образования. Первым и высшим уровнем интеграции содержания образования является уровень целостности, завершающийся формированием новой учебной дисциплины, носящей интегративный характер и имеющий собственный предмет изучения. Вторым уровнем интеграции содержания образования является уровень дидактического синтеза. Дидактический синтез характеризует не только содержательную интеграцию учебных предметов, но и определяемый ею процессуальный синтез, предполагающий, прежде всего интеграцию форм учебных занятий. Третьим уровнем интеграции содержания образования является уровень межпредмтных связей, коррелирующий с решением таких дидактических задач как актуализация знаний учащихся, их обобщение и систематизация. Основным источником интеграции на уровне межпредметных связей выступают структурные элементы содержания образования, перенос которых может осуществляться в направлении любых предметов.
Спонтанная самоорганизация в природе и обществе Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. Иногда самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственное управление и организация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления или функционируют совместно. Сущность процесса самоорганизации состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе, в объединении элементов для реализации программы или цели, и действующих на основе правил и процедур. Виды самоорганизации:1) Техническая самоорганизация.Основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (система самонаведения ракет) 2) Биологическая самоорганизация. Основана на генетической программе сохранения вида (мутация живых организмов) 3) Социальная самоорганизация. Основана на общественной социальной программе, гармонизации общественных отношений, включающий, меняющихся во времени приоритеты, интересы, ценностные ориентации.Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Социальная самоорганизация - это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций.Основные качества, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации - это настойчивость, самоанализ, саморегуляция, самодисциплина, умение предвидеть и другие. Позитивными формами проявления самоорганизации руководителя и специалиста выступают изобретательская и рационализаторская деятельность, создание эффективных структур, техническая и управленческая консультирование. Самообучение - это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных, базы знаний. Самовоспитание - это преодоление вредных и создание новых позитивных качеств личностей или организации. Для организации: формирование активной деловой политики, утверждение своей продукции, технологии или имиджа; в тоже время это самовнушение, самодисциплина, преодоление отрицательных эмоций. Самоконтроль - это контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормам, правилами, стандартами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|